Влияние стилей семейного воспитания на формирование агрессии у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание

Цель моего исследования состоит в том, чтобы выяснить какие факторы влияют на формирование агрессивности у ребенка, в чем состоит закономерность влияние видов семейного воспитание на возникновение агрессии у детей.
Задачи исследования:
Сделать теоретический анализ литературы по проблеме семейных отношений на формирование агрессивности у детей.
Установить зависимость стилей семейного воспитания и уровней агрессии.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть.
I Теоретический анализ проблемы влияния стилей семейного воспитания на формирование агрессии у ребенка………………………………………… 6
1.1 Психологическая характеристика стиля семейного воспитания.
1.2 Понятие агрессивности у детей и факторы обуславливающие её развитие. 25
II Экспериментальные исследования проблемы влияния стилей семейного воспитание на развитие агрессии у детей.
2.1. Методы и процедуры исследования. 31
2.2. Результаты исследования. 33
2.3. Рекомендации для родителей. 36
Вывод. 40
Литература. 43

Работа состоит из  1 файл

Семья- курсовой.doc

— 259.00 Кб (Скачать документ)

      Незаметно, ненавязчиво,  но искренне и доброжелательно, на равных включаться в разговоры подростков.       

     Прекратить игнорировать, отмахиваться от серьезного обсуждения тех вопросов, которые волную подростка.

                      

Лучший способ реагирования на агрессивное поведение  - это сохранения спокойствия. Если у ребенка плохое настроение  и он вымещает его на окружающих, то резкие окрики, угрозы, а тем более физическая расправа никак его не улучшат. Стрессы действительно способствуют накоплению отрицательных эмоций, а разрядка может принять форму агрессивных действий. Не только дети, но и взрослые в состоянии раздражения хлопают дверьми,  со злостью кидают вещи. Хуже, если при этом страдают люди. Поэтому, желательно объяснить ребенку, какие формы поведения приемлемы, а какие нет. Самим также следует придерживаться заведенных правил, иначе ребенок воспримет поучения, как еще одну форму диктата над ним, еще одно противостояние между большими и маленькими.

Агрессивные тенденции можно также разряжать через игры-соревнования, где ненависть к сопернику проходит, как только закончиться матч или эстафета или дети объединяются в общую команду. Спортивная борьба семейных команд способствует лучшему пониманию, установлению дружеских отношений между родителями и детьми. Ведь в азарте борьбы ребенок имеет полное право возмущаться папой, проигравшим очередной конкурс, или болеть за маму, при этом безбожно стучать кича и стуча ногами, беззлобно колотя по своей коленке или по коленке соседа. При этом происходит отрицательный выплеск энергии, а обиженных и пострадавших нет.

Итак, у вас есть два пути: любовь и миролюбие или поиск социально приемлемых форм выхода агрессии для своего ребенка. Какой из них оберете -решать вам.

Какой из них изберете решать вам . Но и в том и в другом случае помните, что помогать – не значит отвечать насилием на насилие, злом на зло, агрессией на агрессию. Начните с себя: положите конец собственной агрессии, это непременно поможет вашим детям.                                                              

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Вывод.

На основании проведенного исследования по проблеме: «Влияния стилей семейного воспитания на формирование агрессии у детей», которая является актуальной проблемой во  всем мире мы еще раз убедились, семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания, что в зависимости от атмосферы в семье, формируется восприятие детьми людей, самих себя . В соответствии  с целью моего исследования  были установлены,  факторы и стили семейного воспитания  влияющие на формирование агрессивности у детей . Безусловно, что на формирование агрессивности  у ребенка влияют духовно - моральный микроклимат семьи, авторитет родителей.  Выбор стиля воспитания зависит от индивидуальности  родителей, характера, их представление о жизненных ценностях общей духовной культуры.  Поэтому у одних родителей (демократический стиль воспитания)- система доказательств, примеров, желание достичь понимания их требований детьми и их выполнение, у других (попустический , авторитарный стили воспитания)- угрозы, крики, где ребенок изолирован от окружающих, насилие между родителями, избиение и психологическое насилие у детей – это основные и пугающие факторе влияющие на формирование агрессивности у детей.Дети с грузом неблагоприятных жизненных событий отличаются комплексами неполноценности и ненависти к родителям и учителям, ровесникам и просто окружающих их людей, не желающие понять их. Отвержение, холодность, отсутствие тепла и ласки со стороны родителей сначала травмируют , а затем ожесточают их.

   При демократическом стиле воспитания , где у ребенка ценят не только послушание, но и независимость, чувство собственно достоинства, где также  выше культурный уровень семьи, чем интереснее  и спокойнее ребенку дома, тем позже он уходит из под влияния взрослых, тем больше он доверяет жизненным ценностям родителей, тем реже попадают под влияние сиюминутных впечатлений, а самое главное ребенок растет добрым, чутким, физически и психически здоровым человеком, любящим родителей, природу, уважающий окружающих его людей,а также их мнения и поступки.

Поэтому, гуманное отношение  к ребенку воспитывается добротою и должно стать основной педагогической позицией родителей. 

Крапива растет сама, а с культурными растениями приходится повозиться. Так и со злом. Оно растет само, а добро выращивают. Как к дикому сеянцу прививают побег культурной яблони, так и маленькому человеку нужно привить хотя бы почку с великого дерева человеческой культуры, чтобы он обрел возможность стать "c веком наравне".

Украинская народная мудрость гласит: «три горя есть у человека- смерть, старость и плохие дети».Старость необратима, смерть неумолима – перед ней никто не может закрыть двери своего дома. А вот какие будут дети, плохие или хорошие – зависит от вас, уважаемые взрослые.

Практические рекомендации по вопросам воспитания детей.

Большинство людей воображают, что воспитывать детей можно без специальных знаний, что навыки воспитания приходят сами собой. Но это совсем не так! Всем взрослым необходимо руководство и практические советы специалистов,  поскольку в нелегком деле воспитания ребенка можно пойти как правильным, так и ошибочным путем. Соблюдение данных советов не сделает вашего ребенка совершенством, но поможет избежать ряда ловушек, которые подстерегает вас на нелегком длинном пути становления личности ребенка.                            

1.      Вы не можете ускорить рост и развитие ребенка. Не торопите и не торопитесь!

Обращайтесь с ребенком, как с цветком. Дайте ему возможность развиваться постепенно. Вместо влаги и удобрений дарите ему побольше ласки и любви. И еще больше – терпение. Роль взрослых должна сводиться лишь к помощи и стимулировать самостоятельного развитие ребенка – то же самое, что ускорять рост цветка: растение может вырасти хилым, уродливым, больным.

  Воспитание – всегда труд, если под воспитанием понимать не только физическое, но и интеллектуальное развитие.

2.      Не воюйте с детьми, - вы все равно проиграете.

      Не вступайте с ребенком в конфликт! Вы обречены на поражение, т.к. дети имеют больше и терпения и энергии противостоять вам. Даже если вы все –таки настоите на своем , они обязательно отомстят непослушанием, равнодушием, негодованием! Существует немало способов избежать таких последствий.

      Прислушайтесь к тому, что говорят ваши дети, с симпатией и пониманием.

      Непременно избегайте слов и выражений, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать спор.

      Совершенно не позволительны определения типа «глупый», «дурацкий», «тупой».

Для доброй атмосферы в доме требуется лишь немного взаимопонимания. Вся соль в том, чтобы уметь отказаться от малоприятных пререканий и искать взаимопонимания.

 

3.      Насмешки.

Насмешки раздражают детей больше, чем прямой упрек. Они делают их неуправляемыми. Всю свою энергию ребенок направляет против насмешников: может подолгу измышлять хитрую месть, а потом страшно набедокурить. Сарказм не только разрушает  чувство собственного достоинства ребенка, но и подрывает его авторитет  у друзей.

4. Наказание

      Дом для ребенка – его крепость, где он должен чувствовать себя полноправным членом семьи, где ему нечего бояться, где все его друзья!

      Телесные наказание, к которым прибегают некоторые родители, - метод неверный. Он как бы учит ребенка : «Если ты сердит – бей, не рассуждая» вместо того, чтобы разобраться и найти другой выход чувствам. Порока –путь наименьшего сопротивления. Взрослые прибегают к нему тогда, когда не могут или не хотят найти мирный путь к улаживанию конфликта. В большинстве случаев порка не приносит желаемых результатов, а лишь ожесточает ребенка.

      Хороший способ прекратить детскую ссору- сменить обстановку. Например, можно вывести из дома ссорившихся детей в сад, на улицу. Как правило, они тут же забывают о ссоре. Ведь ссоры часто возникают ещё оттого, что дети просто устали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Используемая литература.

  1.      Л.Д. Столяренко Основы психологии Ростов- На –Дону., 2001.
  2.     Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. 1979.
  3.      Леей В. Нестандартный ребенок. СПб., 1993.
  4.     Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.
  5.     Пергаменщиков  Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном  процессе. Минск., 1993.
  6.      Педагогическая и возрастная психология М., 1988.
  7.      Берне Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание. М., 1986.
  8.      Спиваковская А.С. Как быть родителями. М., 1986.
  9.      Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990.
  10. Берн Э. Люди, которые играют в игры. СПб.,1992.
  11. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия., 1994.
  12. Психология и психоанализ характера. Саратов,1997.
  13. Леонгардт К. Акцентуированные личности. Киев., 1980.
  14. Паренс Г. Агрессия наших детей.М.,1997.
  15. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.,1997.
  16. Бороздина А.В. Психология характера. МГУ.,1997.
  17. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.,1996.
  18. Еникеева Д. Плохой характер или невроз? М., 1997.
  19. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1997.
  20. Хорни К. Собр. Соч. Т.З. Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности. М., 1997.
  21. Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М.,1997.
  22. Нейропсихологии индивидуальных различий. М.,1997.
  23. Адлер А. Понять чувства человека. СПб. , 1997.
  24. Альберти, Эммонс. Самоутверждающее поведение: выпрямись,  выскажись., возрази. СПб. , 1997.
  25. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1996.
  26. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997.
  27. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
  28. Адлер А. Понять природу человека. СПб. 1997.
  29. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998.
  30. Блонский Психология младшего школьника. М., 1997.
  31. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.
  32. Вроно Е.М. Несчастливые дети- трудные родители. М., 1997.
  33. Выготский вопросы детской психологии. СПб., 1997.
  34. Еникеева Д.Д. Несчастливый брак. М. 1998.
  35. Популярная психология для родителей. М., 1997.
  36. Карабанова О.А. Психологические коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
  37. Козырева  Е.А. Программа психологического сопровождения школьников , и их родителей с 1 по 11 класс. М., 1997.
  38. Немов Р. Психология. М., 1998.
  39. Наренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997.
  40. Славина Л.С. Трудные дети. М., 1998.
  41. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М. 1991.
  42. Экман П. Почему дети лгут. М., 1993.
  43. Леей В.Л. Нестандартный ребенок М. 1983.

 

 

 

 

 

 

52

 



Информация о работе Влияние стилей семейного воспитания на формирование агрессии у детей