Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа
Цель моего исследования состоит в том, чтобы выяснить какие факторы влияют на формирование агрессивности у ребенка, в чем состоит закономерность влияние видов семейного воспитание на возникновение агрессии у детей.
Задачи исследования:
Сделать теоретический анализ литературы по проблеме семейных отношений на формирование агрессивности у детей.
Установить зависимость стилей семейного воспитания и уровней агрессии.
Ведение………………………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть.
I Теоретический анализ проблемы влияния стилей семейного воспитания на формирование агрессии у ребенка………………………………………… 6
1.1 Психологическая характеристика стиля семейного воспитания.
1.2 Понятие агрессивности у детей и факторы обуславливающие её развитие. 25
II Экспериментальные исследования проблемы влияния стилей семейного воспитание на развитие агрессии у детей.
2.1. Методы и процедуры исследования. 31
2.2. Результаты исследования. 33
2.3. Рекомендации для родителей. 36
Вывод. 40
Литература. 43
Вместо абстрактного противопоставления ..благополучных.. и ..неблагополучных.. семей социологи и криминологи различают семьи с разным воспитательным потенциалом. Г.М. Миньковский выделяет по этому признаку 10 типов семьи:
1. Воспитательно-сильные,
2. Воспитательно-устойчевые,
3. Воспитательно-неустойчивые,
4. Воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними,
5. Воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой,
6. Воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой,
7. Маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией….
8. Правонарушительские,
9. Преступные,
10. Психически отягощенные.
В семьях первого типа , доля которых во всем контингенте обследованных Г.М.Миньковским семей составляет 15-20% воспитательная обстановка близка к оптимальной . Главный ее признак – высокая нравственная атмосфера семьи в целом . Это важнее , чем формальная полнота семьи , хотя вероятность противоправного поведения подростков из неполных семей в 2-3 раза выше , чем из семей с обычной структурой.
Второй тип семьи (35-40%) создает в целом благоприятные возможности для воспитания , а возникающие в семье трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы.
Для третьего типа семьи (10 %) характерна неправильная педагогическая позиция родителей (гиперопека), которая тем не менее выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи .
Четвертый тип (15-20 %) объединяет семьи, где родители причины (плохое здоровье, перегруженность работой, недостаток образования или педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами, уступив свое влияние обществу сверстников.
Остальные типы (10-15%) являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминогенными. Риск правонарушения несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных семьях, в 4-5 раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях.
1. 2. Понятие агрессивности у детей и факторы обуславливающие её развитие.
Начало изучения психологических механизмов агрессивности связано с именем Зигмунда Фрейда, выделившего два фундаментальных инстинкта –инстинкт жизни (созидательное начало в человеке, Эрос , проявляющееся , в частности , в сексуальном влечении )и инстинкт смерти (Танатос –начало разрушительное , которым и связывается агрессивность). Эти инстинкты врожденные, вечные и неизменные. Отсюда и агрессивность как неотъемлемое свойство человеческой природы. Накапливающаяся энергия «агрессивность драйва» время от времени должна получать «разрядку» во вспышках агрессивности (это психоаналитические теории агрессивности ).Психоаналитики считают , что для того чтобы не произошло не контролируемого насилия , неконтролируемой реализации агрессивности , нужно , чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась (наблюдениями за жестокими действиями, разрушением неодушевленных предметов , участием в спортивных состязаниях , достижениях позиций доминирования, власти и пр.)
Агрессия-это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению , необъективности, неверности понимания действительности , к неадекватному поведению. Часто анализ показывает ,что агрессия преследовала какую-либо позитивную цель для человека, но выбранный агрессивный способ поведения является неудачным, неадекватным приводит к обострению конфликта и ухудшению ситуации. Чем более фрустрирована и невротична личность, тем чаще и острее осуществляется неадекватное агрессивное поведение.
Агрессивность-свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.
Агрессия- проявление агрессивности в деструктивных действиях , с целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу, Агрессивность у различных лиц может иметь различную степень выраженности – от почти полного отсутствия до предельного развития. Вероятно, гармонически развитая личность должна обладать определенной степенью агрессивности.
Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости , неспособности занять активную жизненную позицию. Вместе с тем чрезмерное развитие агрессивности по типу акцентуации начинает определять весь облик личности, превращает её в конфликтную, неспособную на социальную кооперацию, а в своем крайнем выражении является патологией (социальной и клинической). И становиться привычным способом поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.
Для того чтобы в ситуации фрустрации возникло агрессивное поведение, необходимо наличие у ребенка предрасположенности вести себя агрессивно в подобных ситуациях. Такая предрасположенность формируется и закрепляется через социальные научения : наблюдая поведение окружающих, собственный удачный опыт применения агрессии.
Таким образом, первостепенная роль в формировании агрессивных личностных предрасположенностей отводится социальному окружению. В настоящее время эта теория занимает господствующие положение.
Наиболее известным представителем поведенческого подхода к агрессии Арнольд Басс. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса желательного поведения и вводит понятие атаки – акта, поставляющего организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация – слабую. Басс указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек:
частота и интенсивность случаев, в которых ребенок был атакован, фрустрирован, раздражен. Дети, которые получали много гневных стимулов, будут с большой вероятностью реагировать агрессивно. Чем те, которые получили меньше таких стимулов.
Частое достижение успеха путем агрессии приводит к закреплению агрессивных привычек. Выработавшаяся привычка к агрессии, атаке может делать невозможным для ребенка различение ситуаций, в которых нужна или не нужна агрессия –он везде и всюду склонен реагировать агрессивно.
Культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, могут облегчить развитие у него агрессивности (с детства видит агрессивные мультики и фильмы, усваивает нормы агрессивности).
стремление к уважению, к защите от группового давления, стремление к независимости вызывает первоначально тенденцию к непослушанию, а затем, встречая сопротивление окружающих, провоцирует человека к проявлению агрессивных форм поведения.
Басс считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии. Для классификации агрессивного поведения он предлагает три дихотомии: физическая – вербальная, активная – пассивная, направленная- ненаправленная агрессии.
Прямой целью физической агрессии может быть причинение боли или повреждения другому человеку. Оценка интенсивности агрессии дается на основании того, насколько вероятно, что агрессия повлечет за собой ранение и насколько тяжелым оно может быть.
Вербальные агрессии тоже выступают как болезненные и оскорбительные, иногда «иногда словом можно убить». Вербальной агрессией можно считать следующие высказывания:
многочисленные отпоры;
отрицательные отзывы и критические замечания;
выражение отрицательных эмоций (недовольства, брани, недоверия, ненависти);
высказыванием мыслей и желаний агрессивного содержания(«Убить тебя надо»), или проклятий;
оскорбления;
угрозы, принуждения и вымогательства;
упреки и обвинения;
обидные и оскорбительные шутки;
простой крик без формирования речевого выражения;
скрытая в мечтах, фантазиях агрессия, выражается вербально или в мыслях, реже в рисунках;
Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы, при косвенной агрессии жертва не присутствует, а о ней распространяется клевета, или же отрицательно отзываются о работах жертвы. Другой известный представитель поведенческого подхода А. Бандура, подчеркивал, что если человек с детства видит примеры агрессивного поведения людей, особенно родителей, то в силу подражания он обучается агрессивным действиям.
Наконец, следует упомянуть последнюю по времени возникновения теорию принуждающей силы. Суть этой теории : физическое насилие (сила принуждения) используется в качестве достижения желаемого тогда, когда исчерпаны другие способы (сила убеждения).
В связи с этим Фишбах выделяет инструментальный вид агрессии, когда она используется в качестве средства достижения како – либо цели, причем причинение ущерба не является целью, а лишь средством воздействия.
Роль биологических факторов в возникновении агрессии не сбрасывается со счета : подкорковые структуры мозга, гипоталамус, лимбическая система опосредует агрессивное поведение, налагая свои ограничения на тип усваиваемых в процессе обучения агрессивных реакций.
Агрессивное поведение может являться :
1) средством достижения определенной цели;
2) способом психологической разрядки, замещение блокированной потребности;
3) самоцелью;
4) способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Глава 2.
II Экспериментальные исследования проблемы влияние семейного воспитания на формирование агрессивности у ребенка.
2.1 Практическое исследование проводилось в средней школе № 2 г. Рубежное в 6-В классе. Состав класса – это 9 девочек и 11 мальчиков. Средний возраст 12 лет.
Целью психологического исследования является:
- выявить влияние семейного воспитания на формирование агрессивности у детей.
- определить показатели и формы агрессии.
Методика «Диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
Вербальная агрессия- выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия , ругань).
Косвенная агрессия – использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных, взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.п.).
Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов.
Раздражение- склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости.
Подозрительность- склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред.
Обида- проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем –то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания.
Аутоагрессия- отношения и действия по отношению к себе и окружающим, протекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно и бессовестно.
Метод исследования«Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследования моторики (в частности моторики рисующей руки).
Методика А.Я.Варга В.В.Столина «Диагностики родительского отношения» ориентированный на выявление родительское отношение к детям.
2.2 Результаты исследования по методикам: А. Басса и А. Дарки.»Методика диагностики показателей и форм агрессии», «Диагностика родительского отношения», «Несуществующее животное».+
Таблица №1
№ | Фамилии испытуемых | А. Дарки формы агрессии | А.Я.Варги Номера шкал | Несуществующее животное Виды агрессии | ||||
Физ. | Верб. | Косв. | Физ. | Верб.
| Косв. | |||
1 | Гришко В. | 11 | 48 | 52 | 2 | 1 | 1 | - |
2 | Болгова Л. | 11 | 42 | 16 | 1 | - | 2 | - |
3 | Молчанова К. | 66 | 58 | 91 | 1 | - | 1 | - |
4 | Ковган А. | 11 | 26 | 64 | 2 | - | 1 | - |
5 | Алехин И. | 55 | 8 | 39 | 2 | 1 | - | - |
6 | Чумак Д. | 55 | 33 | 13 | 4 | 2 | 1 | - |
7 | Нескоромная Л. | 22 | 16 | 26 | 3 | - | 2 | - |
8 | Дондаренко М. | 99 | 80 | 13 | 4 | 3 | 1 | 1 |
9 | Материнская А. | 26 | 80 | 13 | 3 | 2 | 3 | - |
10 | Иванов Е. | 88 | 72 | 65 | 5 | - | 1 | 1 |
11 | Шашнин А. | 110 | 104 | 40 | 4 | - | 3 | 1 |
12 | Зеленский Д. | 52 | 24 | 91 | 3 | 1 | 2 | - |
13 | Кодацкая Ю. | 22 | 24 | 39 | 2 | - | 1 | - |
14 | Кадацкий Р. | 110 | 96 | 78 | 4 | 4 | 1 | - |
15 | Светличная М. | 44 | 80 | 78 | 3 | - | 2 | - |
16 | Давидов И. | 11 | 8 | 13 | 2 | - | 1 | - |
17 | Милаш С. | 26 | 32 | 52 | 2 | - | 1 | - |
18 | Литвиненко П. | 11 | 16 | 26 | 3 | 3 | 1 | - |
19 | Зинченко В. | 66 | 40 | 33 | 3 | 2 | 1 | - |
20 | Амельченко И. | 110 | 80 | 39 | 4 | 2 | 2 | - |
Информация о работе Влияние стилей семейного воспитания на формирование агрессии у детей