Влияние стресса на личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:36, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является исследование влияния стресса на личность.
Задачи:
1. Изучение происхождения стресса и его характеристики.
2. Изучение отечественных и зарубежных взглядов на проблему стресса.
3. Изучение концепции Г.Селье.
4. Исследование способов борьбы со стрессом и профилактики стресса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССА И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ 5
1.1 Понятие стресса, признаки и классификация стресса 5
1.2 Отечественные и зарубежные взгляды на проблему стресса 10
1.3 Основные положения концепции Г. Селье, фазы стресса 13
1.4 Способы борьбы со стрессом и профилактика стресса 17
Общие выводы 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА ЛИЧНОСТЬ 20
2.1 Методика исследования 20
2.2 Результаты исследования 21
2.3 Анализ полученных результатов 21
Общие выводы 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Влияние стресса на личность.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)

       Американскими исследователями был установлен очень интересный факт: у людей, подвергшихся воздействию психологического стресса, значительно снижено содержание лейкоцитов в крови, а ведь именно лейкоциты играют важную роль в процессе иммунологической защиты организма. Замечено, что в условиях длительного стресса процесс восстановления количества лейкоцитов до нормы может длиться несколько месяцев. Хотя на снижение уровня лейкоцитов могут влиять разные факторы, например, химиотерапия, свой вклад в этот процесс может внести и психологический стресс.

       Аналогичная ситуация складывается и с иммунной защитой организма от опухолевых клеток. Против раковых клеток в организме действуют несколько видов специализированных клеток иммунной системы, которые обнаруживают и уничтожают опухолевые клетки. В результате стресса происходит нарушение клеточной иммунной защиты, что может способствовать развитию опухоли. Выяснилось, что при стрессе напряженность иммунной системы и активность естественных защитных сил организма снижается у людей, состояние которых характеризуется мрачными предчувствиями, беспокойством, страхом, унынием, отчаянием. И, наоборот, иммунная система более устойчива у людей, имеющих надежду, веру в благополучный исход и судьбу, уверенность в своей способности справиться с угрожающей жизни ситуацией и имеющих хорошие отношения с окружающими.

       Все эти научные наблюдения привели  к тому, что в настоящее время  активно развивается новая наука - психоиммунология, изучающая влияние  психологических факторов на иммунную систему организма, в том числе  и при опухолевых заболеваниях.

       Онкологические, как и все другие тяжелые заболевания у многих больных вызывают психологический стресс. Их волнуют мысли о том, как будет проходить болезнь и насколько она опасна для жизни, поскольку среди людей бытует ошибочное мнение, что рак - болезнь неизлечимая. Сопутствующие психологическому стрессу отрицательные эмоции, отрешенность или депрессия могут усугубить течение болезни.

       Имеющиеся в мировой научной литературе сведения о влиянии психологического стресса на онкологических больных  свидетельствуют, что не только течение заболевания, но и социально-психологическая реабилитация больного, возвращение его к активной полноценной жизни в семье и обществе, снижение риска повторного заболевания, во многом зависит от отношения человека к болезни, его душевного состояния, воли, активной позиции, направленной на борьбу с недугом.

       В мировой практике по этому вопросу  накопился значительный опыт, который  освещается и обобщается в многочисленных публикациях, на съездах, конференциях и симпозиумах. Так, в разных странах  мира, в специализированных лечебных учреждениях и при общественных онкологических организациях с онкологическими пациентами работают онкопсихологи. Они оказывают эффективную помощь онкологическим больным в преодолении стресса на разных стадиях клинического и поликлинического лечения, при прохождении лучевой и химиотерапии, а также после прекращения лечения в процессе реабилитации. Снимая вредное воздействие психологического стресса на здоровье, помогая изменить психологический настрой и отношение пациента к болезни, укрепляя защитные силы организма, онкопсихологи способствуют более эффективному прохождению лечения, последующему восстановлению, возврату больных к активной, полноценной жизни, снижению риска повторного заболевания. [15]

       Успешно работают онкопсихологи и в ряде городов России. Например, в Москве в научно-практическом центре психосоматики и глубинной психологии онкологическим пациентам оказывается эффективная психологическая помощь в вопросах:

       -преодоления  негативного воздействия психологического  стресса при прохождении противоопухолевого лечения и после его завершения;  
          -укрепления защитных сил организма и снижения риска повторного заболевания;  
          -обретения чувства психологической защищенности и стабильности и быстрейшего возвращения к активной жизни в семье и обществе.  
            Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что человек, длительное время находящийся в состоянии психологического стресса, как правило, не осознает истощения нервной системы и не может его предотвратить. В этом случае лучше не рисковать и не пытаться самостоятельно преодолеть состояние стресса, а обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. [7]

       Дж. Гринберг занимался изучением вопроса эмоциональной устойчивости у работающих людей и предлагал рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс, в пять этапов:

       1. Когда работник обычно доволен  работой и заданиями, относится  к ним с энтузиазмом.

       2. Появляются усталость, апатия, могут  возникнуть проблемы со сном.

       3. Появление  таких физических явлений, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол».

       4. Кризисная стадия. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

       5. Стадия эмоционального выгорания. Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой. [2] 

     1.3 Основные положения  концепции Г. Селье,  фазы стресса 

       Понятие "стресс" введено в 1936 г. канадским  физиологом Г. Селье.

       По  словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. [1]

       Различается эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе.

       Селье Г. считает стресс неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности. Человек не может полноценно функционировать, если на его органы чувств не действует достаточное число соответствующих раздражителей. В этом случае организм реагирует состоянием стресса, которое играет мобилизующую и поэтому положительную роль. С другой стороны, раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрезмерном количестве могут вызвать дистресс и повлечь соматическое заболевание, деформации психики и даже гибель. [12]

       Известны  различия стрессорных реакций в разных периодах созревания, взросления и старения организма. Эти различия связаны с возрастными изменениями как нервной, так и гормональной систем. Исследования выявили, что молодёжь менее подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения, потому что она более адаптивна. Из этого следует сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации.

       Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс, можно предвидеть. Например, смену  фаз развития и становления семьи  или же биологически обусловленные  изменения в организме, характерные  для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Г. Селье выдвинул гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни. Оно соответствует “фазе истощения” общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения.[14] Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, по Селье, можно долго и счастливо жить, если выбрать подходящую для себя работу и удачно с ней справляться. С практической точки зрения, избыточный стресс, являясь чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением, вызывает психосоматические заболевания, а его психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям – увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа работников.

       Селье выделил три фазы стресса: тревоги (мобилизация защитных сил), резистентности (приспособление к трудной ситуации), истощения (при длительном стрессе), Эту последнюю фазу называют также стадией дистресса, когда происходит срыв адаптационных систем организма в результате слишком сильного или чрезмерно длительного воздействия стресса. По Г. Селье, она приводит к заболеваниям и даже может завершиться смертью.

       Результаты  исследований Ганса Селье были впервые  опубликованы в его ставшей классической книге "Стресс в нашей жизни". Селье разбил стрессовую реакцию организма на три стадии и создал концепцию адаптационного синдрома.

       Фаза 1. Реакция тревоги. В результате первичного столкновения со стрессором в организме происходят изменения. Сопротивляемость организма снижается и, если стрессор достаточно силен (серьезный ожог, крайне высокая температура), может наступить смерть.

       Фаза 2. Стадия сопротивления. Если стрессор не прекращает своего воздействия и  к нему можно адаптироваться, в  организме зарождается сопротивление. Признаки реакции тревоги в организме практически исчезают. Сопротивление становится выше нормы.

       Фаза 3. Стадия истощения. В результате длительного  взаимодействия со стрессором, к которому организм уже привык, энергия, затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь их уже нельзя изменить, и индивид умирает.

       Эти три фазы напоминают стадии  человеческой  жизни:  детство  (с  присущей  этому  возрасту  низкой сопротивляемостью и чрезмерными реакциями на  раздражители), зрелость (когда происходит  адаптация  к  наиболее   частым  воздействиям  и   увеличивается сопротивляемость)  и  старость (с необратимой  потерей  приспособляемости  и постепенным одряхлением), заканчивающаяся  смертью. [12]

       Ганс  Селье определял стресс как "универсальную  реакцию организма на различные  по своему характеру раздражители". Это значит, что хорошие события (например, повышение на работе), к  которым человек должен приспосабливаться, и плохие (например, смерть любимого человека), к чему он тоже должен приспосабливаться, физиологически выражаются совершенно одинаково.  
 

1.4 Способы борьбы  со стрессом и  профилактика стресса 

       Темп  современной жизни предоставляет  много поводов для того, чтобы  человек испытывал стрессы. Именно со стрессами связаны проблемы со сном, нарастание общей подавленности, чувства тревоги. Массаж в данном случае является самым быстрым и универсальным средством, которое помогает вернуть себе душевный покой и поправить общее самочувствие, хорошо снимает усталость и нервозность.

       В борьбе со стрессом так же окажут полезное влияние физические упражнения. Они  облегчают стресс и вызывают в  теле химические реакции, благодаря  которым человек чувствует себя хорошо. Для подавляющего большинства людей, перенесших стресс, физические упражнения являются средством, способным положительно влиять на развитие и завершение процесса выхода из стрессового состояния. Движение способствует развитию необходимых, в данном периоде жизни качеств: активности, настойчивости, координации и выносливости. [5]

       Важную  роль в умении противостоять стрессу  играют дыхательные упражнения и  различные методы релаксации. Ведь как говорили древние дыхание  – это связующее звено между  душой и телом, которое является своего рода сейсмографом физических и психических потрясении. Особенно когда стрессовая ситуация наступает резко и неожиданно. Все знают, что при физических и психических нагрузках дыхание учащается, а при восстановлении физического или психического равновесия – успокаивается. Эти изменения ритма дыхания можно использовать на благо своего здоровья. Дыхание не должно пассивно фиксировать стрессовую ситуацию его нужно на оборот  сознательно и активно регулировать с целью успокоения. [8]

Информация о работе Влияние стресса на личность