Влияние стресса на личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:36, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является исследование влияния стресса на личность.
Задачи:
1. Изучение происхождения стресса и его характеристики.
2. Изучение отечественных и зарубежных взглядов на проблему стресса.
3. Изучение концепции Г.Селье.
4. Исследование способов борьбы со стрессом и профилактики стресса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССА И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ 5
1.1 Понятие стресса, признаки и классификация стресса 5
1.2 Отечественные и зарубежные взгляды на проблему стресса 10
1.3 Основные положения концепции Г. Селье, фазы стресса 13
1.4 Способы борьбы со стрессом и профилактика стресса 17
Общие выводы 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА ЛИЧНОСТЬ 20
2.1 Методика исследования 20
2.2 Результаты исследования 21
2.3 Анализ полученных результатов 21
Общие выводы 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Влияние стресса на личность.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)

       Легко справиться со стрессовой ситуацией, если переключиться на любимое занятие. Хобби - одно из главных оружий в борьбе со стрессом.

       Методом борьбы со стрессом может быть и  такое приятное время препровождение, как встреча и общение с  друзьями. Совсем не обязательно изливать им душу, если вы того не желаете. Достаточно просто поговорить на отвлеченные темы, посмеяться или сходить в кино, на концерт, в театр. Такие массовые мероприятия благотворно влияют на наше эмоциональное состояние. Во-первых, они уводят от насущных проблем, во-вторых, дают возможность выплеска эмоций, которые, бывает, копятся месяцами, а то и годами.

       Мы  должны уметь «амортизировать» стрессовый удар,  т. е. управлять стрессовой реакцией, контролировать ее,  а не поддаваться стихии первой (естественной автоматической) реакции. Гораздо важнее и полезнее научиться использовать свои внутренние резервные возможности, овладеть методами сознательной и активной саморегуляции. Одним из наиболее эффективных средств противодействия стрессу является релаксация, которая разумеется не решает всех наших проблем, но очень ощутимо ослабляет степень их воздействия на психику и наш организм в целом. С помощью релаксации можно и нужно активно бороться со стрессами – а это сейчас очень важно для всех.

     Общие выводы

       Стресс  стал  одной из самых больших  проблем современного общества. Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе можно считать возросший темп жизни, неуверенность, сдерживание эмоциональных проявлений и т.д.  Также жизнь изобилует «внутренними конфликтами», при которых личность мучительно переживает уже состоявшиеся драматические события своей жизни. В совокупности или отдельно (в зависимости от интенсивности)  стрессоры, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний. А это ведет к увеличению риска развития целого ряда заболеваний. [13] Кроме того, массовое сознание навязывает нам стереотип универсальной причины неприятностей человека и одновременно предлагает оправдание своих вредных привычек и неправильных поступков ссылками на стресс. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «фактора риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное предотвращение или использование играют важную роль в сохранении психического и физического здоровья человека, создании условий для раскрытия и проявления его потенциальных возможностей. В жизни человек сталкивается с различными стрессовыми ситуациями. Одни из них относятся к окружающей среде (токсины, жара, холод), другие имеют психологическую природу (снижение самооценки, депрессия), третьи - социологическую (безработица, смерть любимого человека), остальные - философского характера (использование времени, цели жизни). Но в любом случае, как утверждал Г. Селье, независимо от типа стрессора, организм реагирует одинаково. Стрессор активизирует деятельность гипофиза, щитовидной и паращитовидной желез, надпочечников, а также гипоталамуса и других зон мозга. В современной жизни стрессоры играют значительную роль: они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.  
 
 
 
 
 
 

 

Глава II

ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА ЛИЧНОСТЬ 

2.1 Методика исследования 

       В исследовании принимали участие 10 студентов 3 курса Российского Университета Дружбы Народов (возраст 18-21 год).

       Исследование  проведено в следующих условиях:

    1. при обычном опросе.
    2. в условиях зачетного опроса (в день экзамена).

       Для проведения исследования мы использовали тест «Шкала ситуативной (реактивной) тревожности» (опросник Спилбергера).

       Шкала позволяет количественно и качественно  измерить состояние тревожности, возникающее  как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

       Шкала включает 20 утверждений. На каждый вопрос возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности. Итоговый показатель может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Участникам были розданы бланки, в которых они ранжировали ответы, выделяя наиболее подходящий ответ. Итоговый показатель меньше 30 баллов указывает на наличие низкого уровня состояния тревожности, 30-45 баллов - среднего, свыше 45 баллов – высокого.

       2.1 Результаты исследований 

       Результаты  нашего исследования приведены в таблице 1. 

       Таблица 1

Результаты  исследования по методике «Тест «Шкала ситуативной (реактивной) тревожности» 

№ испытуемого При обычном  опросе В условиях экзамена
1 32 60
2 37 57
3 45 73
4 35 56
5 31 59
6 36 60
7 28 40
8 52 58
9 34 44
10 41 62
Среднее 37,1 56,9

 
 

       2.2 Анализ полученных  результатов 

       Таким образом, мы подсчитали количество баллов по шкале ситуативной тревожности и выявили уровни тревожности у каждого из участников эксперимента.

         Были определены 3 группы в соответствии  с данными в ходе обследования, которые были получены при  обычном опросе:

  1. С низким уровнем ситуативной (реактивной) тревожности определился 1 человек из 10, что составляет 10%;
  2. Со средним уровнем выявлена большая часть испытуемых – 80% студентов;
  3. С высоким уровнем тревожности – 1 человек (10%).

       Наглядно  результаты, полученные при обычном  опросе, представлены на рисунке 1. 

 

Рис. 1. распределение студентов в зависимости от уровня ситуативной тревожности испытуемых во время обычного опроса 
 
 
 
 
 

       Во  время зачетного опроса (перед  экзаменом) у 80% студентов выявлен высокий уровень ситуативной тревожности и у 20% - средний  уровень, с низким уровнем тревожности не оказалось ни одного обследуемого (рис.2.). Следовательно, экзамен выступает в роли стрессорного фактора для большей части обследованных студентов. 

 

Рис. 2. распределение студентов в зависимости от уровня ситуативной тревожности испытуемых в условиях зачетного опроса (перед экзаменом) 

       Средние значения уровня тревожности студентов при обычном опросе и в условиях экзамена представлены на рисунке 3. Следует отметить достоверное снижение уровня ситуативной тревожности студентов во время зачетного опроса. 
 
 
 
 

 Рис. 3. средние значения тревожности испытуемых (1 – во время обычного опроса, 2 – во время зачетного опроса) 
 
 

Общие выводы 

       Оптимизировав опыт психологов по проблеме высокого уровня тревожности у взрослых людей, мы выбрали методику для оценки уровня ситуативной (реактивной) тревожности у экспериментальной группы людей. В данную группу вошли студенты 3го курса Российского Университета Дружбы Народов.

      По  результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  1. У 90% испытуемых не выявлено высокого уровня тревожности во время обычного опроса.
  2. Во время зачетного опроса (перед экзаменом) выявлено 80% испытуемых с высоким уровнем тревожности, 20% - со средним, с низким уровнем тревожности не оказалось ни одного обследуемого.
  3. Экзамен выступает в роли стрессорного фактора для большей части обследованных студентов.
  4. Повышения уровня тревожности студентов во время итогового опроса достоверно.
  5. Можно предположить, что увеличение уровня ситуативной тревожности у испытуемых в условиях экзамена так же зависит от личностных особенностей студентов.

       Свое  диагностическое исследование мы строили, опираясь на методику «Тест «Шкала ситуативной (реактивной) тревожности».

       Были  получены результаты, которые доказывали, что ситуация экзамена значительно обостряет негативные эмоции человека, повышая его ситуативную тревожность, что и подтверждает выбранную нами гипотезу. 
 
 
 

Заключение 

     Стресс - обычное и часто встречающееся  явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др..[5] Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

     В современном обществе мужчины и женщины также прибегают к реакции борьбы или бегства, чтобы чувствовать себя комфортно и в безопасности. Некоторые стрессоры требуют немедленной физической реакции, чтобы избежать вреда или травмы (например, при угрозе попасть под машину, подвергнуться насилию хулиганов и так далее). Другие стрессоры, с которыми человеку приходится сталкиваться, также способны вызвать реакцию борьбы или бегства, даже если немедленная реакция невозможна или будет не к месту. Эти стрессоры символичны: например, потеря статуса, снижение самооценки, переутомление или слишком людное место. Реакция борьбы или бегства иногда называется стрессовой реактивностью, она заключается в увеличении мышечного напряжения, учащении сердцебиения, повышении артериального давления и нервного возбуждения, уменьшении слюноотделения, увеличении содержания натрия, усилении потоотделения, увеличении содержания глюкозы в сыворотке крови, увеличении секреции соляной кислоты в желудке, изменении волновой активности мозга и частых позывов к мочеиспусканию. Такая реакция готовит нас к быстрым действиям. При этом наш организм вырабатывает вещества, которые в дальнейшем не используются. Потом это сказывается на нашем здоровье. Люди, которые научились управлять стрессом, часто реагируют на стрессоры более интенсивно, но возвращаются в нормальное состояние быстрее, чем те, кто не умеет им управлять. В качестве аналогии можно привести людей, которые делают утреннюю пробежку: их ритм сердцебиения сильно учащается во время нагрузки, но быстрее возвращается в норму, чем у нетренированных людей. [17]

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что стрессоры (факторы, угрожающие безопасности человека) достаточно разнообразны и что следует всегда учитывать, что независимо от типа стрессора, организм реагирует одинаково. Огромное значение для человека имеет умение контролировать себя и свой организм, которые позволят избежать стрессовой реактивности при столкновении с символической угрозой либо мобилизовать свой организм при реальной угрозе. Очень важное значение для здоровья человека имеет его умение использовать стрессовую продукцию при изменении психологического состояния, чтобы воспрепятствовать возникновению заболевания и других негативных последствий. Всем этим навыком, безусловно, необходимо учиться. Следует осознать, что для этого потребуется достаточно продолжительное время, усидчивость, регулярность занятий и дисциплина.  
 

     Список  использованной литературы 

Информация о работе Влияние стресса на личность