Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 07:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в изучении свойств темперамента, особенностей межличностных отношений студентов.
Объектом исследования является процесс межличностных отношений в студенческой группе Мен-31
Предметом исследования является взаимосвязь межличностных отношений и свойств темперамента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….4
Часть 1. Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений студентов……………………………………………………………6
1.1 Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………………...……6
1.2 Психологическое содержание и характеристика темперамента……….....12
1.3 Психологические особенности студенческого возраста………………….19
1.4 Выводы……………………………………………………………………….25
Часть 2. Исследование межличностных отношений в студенческой группе МЕН-31 Хабаровского промышленно-экономического техникума………………………………………………………………..……....27
2.1 Методы психологического исследования межличностных отношений в студенческой группе………………………………………………………….....27
2.2 Исследование свойств темперамента студентов…………………………. 37
2.3 Методические рекомендации по коррекции межличностных отношений студентов группы………………………………………………………………..42
2.4 Выводы……………………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы……………………………………………………………50
Приложение…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 143.76 Кб (Скачать документ)

Следует заметить, что различия по психологическим особенностям –  это различия не по уровню возможностей, а по своеобразию их проявлений. Психологические особенности обуславливают  пути и способы работы, но не уровень  достижений. В свою очередь, умственные возможности человека создают условия  для компенсации психологических  недостатков.

Подводя итог можно сказать, что  знание психологических особенностей личности, понимание их природы может  обеспечить правильную профориентацию, эффективный подбор кадров для конкретного  вида профессиональной деятельности, а при необходимости – и  разработку мер психологической  коррекции отдельных черт личности.

 

1.3 Психологические особенности  студенческого возраста

 

Студенчество в качестве отдельной  возрастной и социально-психологической  категории выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской  психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится  с этапами развития взрослого  человека, представляя собой «переходную  фазу от созревания к зрелости» и  определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение  студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом  подходе.

Рассматривая студенчество как  «особую социальную категорию, специфическую  общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения  высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью  и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления.[8,11]

Период юности рассматривался издавна  как период подготовки человека к  взрослой жизни, хотя в разные исторические эпохи ему придавался разный социальный статус. Проблема юности волновала  философов и ученых издавна, хотя возрастные границы этого периода  были нечетки, а представления о  психологических, внутренних критериях  юношеского возраста были наивны и  не всегда последовательны.

Юность однозначно оценивалась  как этап завершения физического, полового созревания и достижения социальной зрелости и связывалась с взрослением, хотя представления об этом периоде  развивались со временем, и в разных исторических обществах оно было отмечено различными возрастными границами.

И.С. Кон отмечал, что «возрастные  категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический, сколько  социальный статус, общественное положение». Связь возрастных категорий с  социальным статусом сохраняется и  сейчас, когда предполагаемый уровень  развития индивида данного хронологического возраста определяет его общественное положение, характер деятельности, социальные роли.

Возраст испытывает на себе влияние  социальной системы, с другой стороны, сам индивид в процессе социализации усваивает, принимает новые и  оставляет старые социальные роли. К.А. Абульханова-Славская, указывая на социальную обусловленность зрелых возрастов, считает, что периодизация жизненного пути личности, начиная с юности, перестает совпадать с возрастной и становится личностной.

Психологическое содержание юности связано  с развитием самосознания, решения  задач профессионального самоопределения  и вступления во взрослую жизнь. В  ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность  в труде, способность строить  жизненные планы, общественная активность, утверждается самостоятельность личности, выбор жизненного пути. В молодости  человек утверждает себя в выбранном  деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости завершается  профессиональная подготовка, а, следовательно, и студенческая пора. [12,4]

А.В. Толстых подчеркивает, что в  молодости человек максимально  работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все  необходимые в выбранной профессии  знания, умения и навыки, развиваются  требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские  способности, инициативность, мужество, находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакций и т.д.).

Студент как человек  определенного возраста и как  личность может характеризоваться  с трех сторон:

 

  • с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований;
  • с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;
  • с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

  Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития. [15,25]

Если же изучить студента как  личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления  и стабилизации характера и, что  особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.

Время учёбы в вузе совпадает  со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.). Характерной  чертой нравственного развития в  этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются  те качества, которых не хватало  в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес  к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Студенческий возраст, по утверждению  Б. Г. Ананьева, является сенситивным  периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности.

Вместе с тем специалисты  в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность  человека к сознательной регуляции  своего поведения в 17-19 лет развита  не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия  своих поступков, в основе которых  могут быть не всегда достойные мотивы. В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв  и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения  идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.[23,25]

Изучением студенчества как социальной группы занималась лаборатория социологических исследований ЛГУ, под руководством В.Т. Лисовского. Студенчество объединяет молодых людей, занимающихся одним видом деятельности - учением, направленным на специальное образование, имеющих единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18-25 лет) с единым образовательным уровнем, период существования которых ограничен временем (в среднем 5 лет). Его отличительными чертами являются: характер их труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятельности, а также в самостоятельном «добывании» знаний; его основные социальные роли и принадлежность к большой социальной группе - молодежи в качестве ее передовой и многочисленной части.

Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации труда и частичном  участии в производительном и  непроизводительном труде. Как специфическая  социальная группа она характеризуется  особыми условиями жизни, труда  и быта; социальным поведением и  системой ценностных ориентации. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям

Таким образом, изучение психологических  особенностей студенческого возраста становится очень важным и необходимым  явлением в современной психологии высшей школы.

 

 

 

1.4 Выводы

 

Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния  межличностных отношений на индивидуальные особенности личности. Проблема темперамента является объектом исследований мировой  и отечественной психологии, но работ, посвященных взаимосвязям межличностных  отношений с темпераментом, недостаточно много.

Анализ современной психологической  литературы свидетельствует об интересе исследователей к проблеме темперамента и межличностных отношений. Это  связано с их значимостью в  жизни и деятельности общества, в  формировании личности. Актуальность проблемы взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений обосновывается происходящими социально - экономическими процессами в современном обществе, необходимостью развития творческой индивидуальности человека.

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека.

Не существует двух абсолютно одинаковых людей. Это справедливо в отношении  как физических, так и психологических  характеристик. Одни люди спокойны, другие вспыльчивы, одни способны долго и  напряжённо работать для достижения результата, другие вкладывают всю  свою силу в один «рывок». Психологические  различия между людьми объективны –  они объясняются физиологическими особенностями функционирования нервной системы. От этих особенностей в значительной степени (хотя и не полностью – важнейшую роль играет воспитание личности) зависит характер индивида , его успешность или неуспешность в конкретной профессиональной деятельности, стиль межличностного общения, взаимодействие с другими людьми в профессиональной и личной сферах.

Следует заметить, что различия по психологическим особенностям –  это различия не по уровню возможностей, а по своеобразию их проявлений. Психологические особенности обуславливают  пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные возможности человека создают условия для компенсации психологических недостатков.

Подводя итог можно сказать, что  знание психологических особенностей личности, понимание их природы может  обеспечить правильную профориентацию, эффективный подбор кадров для конкретного  вида профессиональной деятельности, а при необходимости – и  разработку мер психологической  коррекции отдельных черт личности. Таким образом, подобные знания незаменимы для педагогов, воспитателей, работников кадровых служб, руководителей различных  уровней.

Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации труда и частичном  участии в производительном и  непроизводительном труде. Как специфическая  социальная группа она характеризуется  особыми условиями жизни, труда  и быта; социальным поведением и  системой ценностных ориентации. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям

 

 

Глава 2.Исследование межличностных  отношений студентов группы МЕН-31 Хабаровского промышленно-экономического техникума

 

2.1 Методы психологического исследования межличностных отношений в студенческой группе

 

Социометрические методы - в узком смысле методы исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям. Социометрические методы были предложены в 30-х гг. Дж. Морено в рамках развиваемой им теории социометрии. Впоследствии, отделившись от теории, Социометрические методы стали использоваться в качестве независимых методов. Включают специальные процедуры сбора первичной информации о выборах членов группы (прежде всего социометрический опрос), способы представления (социограмма, социоматрица) и анализа этой информации. Дальнейшее развитие Социометрических методов шло в разных направлениях. Во-первых, на основании многочисленных экспериментов уточнялась интерпретация результатов, полученных с помощью Социометрических методов, определялись границы их применимости. Во-вторых, создавались различные модификации процедуры сбора данных, позволяющие расширить класс отношений, изучаемых с помощью Социометрических методов, и способы получения информации об этих отношениях. В частности, новые методы позволяют изучать не только эмоциональные межличностные, но и другие отношения между членами группы, а способы получения информации включают все основные способы сбора данных, используемых в социологии (опрос, наблюдение, анализ документов и текстов). К таким модификациям относится, например, " референтометрия ", позволяющая выделять референтные группы, т.е. определять для каждого респондента тех членов группы, мнение которых его в наибольшей степени интересует. Другой пример методика "выбора в действии", суть которой заключается в том, что исследователь получает информацию о выборах членов группы путем наблюдения в реальной или специально сконструированной им экспериментальной ситуации. В-третьих, совершенствовались способы анализа социометрических данных, в частности использовались методы теории графов для конструирования и расчета социометрических индексов, матричные методы выделения подгруппы и т.п. В-четвертых, расширялся класс объектов, отношения которых изучались с помощью социометрических методов. Развитие Социометрических методов в указанных направлениях привело к формированию более широкого определения их назначения. Под Социометрическим методом в широком смысле понимаются методы исследования структуры отношений между социальными объектами. Из этого определения вытекает и основное ограничение области использования Социометрических методов: исследуемые социальные объекты (будь это малая группа, предприятие или организация) представляют собой некоторую систему, изучение которой отнюдь не исчерпывается описанием структуры отношений между ее элементами. В частности, очевидно, что невозможно получить более или менее полное представление о коллективе и вообще о любой малой группе, исследуя лишь структуру межличностных отношений.[18,27]

Информация о работе Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе