Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 07:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в изучении свойств темперамента, особенностей межличностных отношений студентов.
Объектом исследования является процесс межличностных отношений в студенческой группе Мен-31
Предметом исследования является взаимосвязь межличностных отношений и свойств темперамента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….4
Часть 1. Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений студентов……………………………………………………………6
1.1 Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………………...……6
1.2 Психологическое содержание и характеристика темперамента……….....12
1.3 Психологические особенности студенческого возраста………………….19
1.4 Выводы……………………………………………………………………….25
Часть 2. Исследование межличностных отношений в студенческой группе МЕН-31 Хабаровского промышленно-экономического техникума………………………………………………………………..……....27
2.1 Методы психологического исследования межличностных отношений в студенческой группе………………………………………………………….....27
2.2 Исследование свойств темперамента студентов…………………………. 37
2.3 Методические рекомендации по коррекции межличностных отношений студентов группы………………………………………………………………..42
2.4 Выводы……………………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы……………………………………………………………50
Приложение…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 143.76 Кб (Скачать документ)

Практические рекомендации преподавателю:

1. С самого начала стараться придерживаться дружелюбного тона.

2. На первых занятиях пытаться не ходить между рядами (не входить в психологическое пространство студентов).

3. При проведении первых занятий, при каждом удобном случае, можно раскрывать руки, но ни в коем случае не складывать руки на груди.

4. Объяснять учебный материал подробно и без усталости в голосе.

5. Если вы допустили ошибку в ходе занятия или не имеете возможности немедленно ответить на вопрос студента, то необходимо сразу же стараться исправить её или попросить у студентов времени подумать (можно отложить и до следующего занятия).

6. Вызвать студента к доске при первом удобном случае, желательно на первых занятиях, таким образом, сразу устанавливается дисциплина и контакт с аудиторией, далее можно придерживаться этой же методики.

7. Для поддержания работоспособности студентов допускаются в ходе занятия шутки, отступления от темы или подобное этому. Педагог должен быть хорошим слушателем.

8. Для концентрации внимания студентов перед окончанием занятия, когда приближается время перемены, допустимы выражения типа:

«Осталось сказать ещё несколько  слов” или “Запишем ещё несколько  предложений”.

9. Если студент допускает ошибки  при ответе на вопрос, не нужно  критиковать его. Достаточно сказать  “Хорошо” или “Всё, спасибо”, но  деловым тоном. Студент поймёт  и без критики. Лучше похвалить  студента, когда он старается  правильно ответить.

10. Не нужно прерывать студента, когда он отвечает или что-то  говорит.

11. Необходимо обращаться к студенту  на “вы” и по имени.

 

2.4 Выводы

 

Социометрические методы - в узком  смысле методы исследования структуры  межличностных отношений в малой  социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем  или иным социометрическим критериям.

Одна из самых известных методик  регистрации межличностных отношений  принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции в группе.

Так же для исследования межличностных  отношений используют проективные  методики. Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному  наблюдению или опросу.

Исследование межличностных отношений  в группе проводилось со студентами группы Мен-31, в возрасте 16 -20 лет. Оно проходило с помощью социометрической методики

В результате проведенного социометрического  исследования в студенческой группе с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели: статусные категории каждого студента:

лидеры - 7 человек.

предпочитаемые - 0 человека.

пренебрегаемые - 7 человек.

отверженные - 1 человек

Высокий уровень благополучия межличностных  отношений возможен при условии  благоприятного психологического климата  в коллективе, который во многом зависит от стиля педагогического руководства и стиля педагогического общения.

Исследования проблемы взаимосвязи  межличностных отношений и свойств  темперамента в студенческих группах имеет большое значение. Изучение их взаимосвязи способствует повышению качества подготовки специалистов и эффективности системы образования в целом. В данном случае взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений является самостоятельной задачей, имеющей практическое и теоретическое значение.

Для определения экстраверсии - интроверсии, а также типов темперамента личности, была использована методика Айзенка.

В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных  и деловых) взаимоотношений, распределения  групповых ролей и выдвижения лидеров.

 

 

Заключение

 

В ходе проведенной работы были проанализированы литературные источники по проблемам  изучения влияния темперамента на межличностные  отношения в студенческой группе

Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния  межличностных отношений на индивидуальные особенности личности. Проблема темперамента является объектом исследований мировой  и отечественной психологии, но работ, посвященных взаимосвязям межличностных  отношений с темпераментом, недостаточно много.

Анализ современной психологической  литературы свидетельствует об интересе исследователей к проблеме темперамента и межличностных отношений. Это  связано с их значимостью в  жизни и деятельности общества, в  формировании личности. Актуальность проблемы взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений обосновывается происходящими социально - экономическими процессами в современном обществе, необходимостью развития творческой индивидуальности человека.

Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека. Конкретные проявления типов темперамента многообразны. Они заметны в деятельности человека, во внешней манере его поведения.

Таким образом, можно считать уже  твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Темперамент заключает в себе целый комплекс особенностей личности, в том числе и поведенческих, которые проявляются при социальном взаимодействии.

Для достижения поставленной цели было проведено исследование и получены результаты, которые подтвердили гипотезу о том, что между уровнями развития межличностных отношений и свойствами темперамента существует взаимосвязь. То есть, человеку с определенным темпераментом присущи определенные стратегии поведения.

 

 

Список литературы

 

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]/ Г.М. Андреева. - М.: Изд-во МГУ 1988.- 432с.
  2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]/ Б.Г.Ананьев. - Л., Изд-во ЛГУ, 1968.- 339 с.
  3. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком [Текст]/А.А. Бодалев. -Л., Изд-во ЛГУ, 1965. - 123 с.
  4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/ Л.И. Божович. – Воронеж: МОДЭК, 1997.
  5. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.В. Морозов. – СПБ., 1999.
  6. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. -М., 1983. Т.З. с. 5-314.
  7. Игумнов, С. К. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков [Текст] / С.К. Игумнов. – М.,2001.
  8. Ковалев, А.Г. Психологические особенности человека, т.2. Способности [Текст]/ А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. Изд.- ЛГУ, 1960.
  9. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст]/А.Г.Ковалев. – М.: Наука, 1970.
  10. Коломенский, Я.Л. Человек: психология. -М., Просвещение 1986. -223 с.
  11. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы [Текст]/ Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубровская. – М,1991.
  12. Кулагин, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагин. – М., 2001.
  13. Лазурский, А.Ф. Психология общая и экспериментальная [Текст]/ А.Ф. Лазурский. - Пг. «Земля». 1915. -338 с.
  14. Левитов, Н.Д. Психология характера [Текст]/ Н.Д. Левитов. -М., Просвещение. 1969. - 424 с.
  15. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]/ А.Н. Леонтьев. – М.: Наука, 2006.
  16. Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента [Текст]/ В.С. Мерлин. – Пермь: ПГПИ, 2003.
  17. Немов, Р.С. Психология в 3кн. Кн.2 Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2001
  18. Обозов, Н.Н. Психология межличностного взаимодействия. Дисс...д-ра псих.наук [Текст]/ Н.Н. Обозов . - Л., 2005
  19. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера,2000.
  20. Пезешкин, Н.В. Психосоматика и позитивная психотерапия [Текст] / Н.В. Пезешкин. – М.: Институт позитивной психологии,2006.
  21. Раевский, К.М. Психологические тесты для практических психологов [Текст] / К.М. Раевский. – М.: Высшая школа, 2003.
  22. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.1[Текст] / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000.
  24. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность. [Текст]/ П.В. Симонов, П.М. Ершов. – М.: Наука, 2005.
  25. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]/ Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  26. Шевандрин, Н. Социальная психология в образовании [Текст]/ Н. Шевандрин. – М.: Владос, 2000.
  27. Шумская, Л.И. Психологическое исследование межличностных отношений в группах среднего ПТУ: Автореф. дисс. канд. псих наук[Текст]/ Л.И. Шумская. -Минск. 2005.
  28. Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии[Текст]/. М., 2008

 

 

Приложение № 1

 

Буренина Ольга

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого – нет?

Власова И.

Молодых О.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого – нет?

Власова И.

Молодых О.


 

Вахрушева Вероника

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого – нет?

Власова И.

Морин С.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого – нет?

Кривенко М.

Молодых О.


 

Власова Ирина

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого – нет?

Григорьева М.

Морин С.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого – нет?

Буренина О.

Морин С.


 

Возовикова Юлия

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого – нет?

Лысенко М.

Морин С.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого – нет?

Кривенко М.

Молодых О.


 

Григорьева Марина

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого – нет?

Власова И.

Морин С.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого – нет?

Смирнова Т.

Фефелина О.


 

Карякина Лена

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого – нет?

Лысенко М.

Молодых О.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого – нет?

Буренина О.

Молодых О.


 

Кривенко Мария

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого – нет?

Григорьева М.

Фефелина О.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого – нет?

Возовикова Ю.

Морин С.


 

Лысенко Марина

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого – нет?

Назаркова К.

Молодых О.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого – нет?

Фефелина О.

Молодых О.


 

Молодых Ольга

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого – нет?

Лысенко М.

Назаркова К.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого – нет?

Власова И.

Назаркова К.


 

Патрина Лена

 

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого – нет?

Лысенко М.

Карякина Л.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого – нет?

Назаркова К.

Молодых О.

Информация о работе Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе