Влияние типа темперамента на успешность учебной деятельности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 07:49, дипломная работа

Описание

Первая глава состоит из 4 параграфов. В ней представлены особенности учебной деятельности в подростковом возрасте, раскрыто понятие «темперамента» и дана характеристика различных типов темперамента, описаны особенности влияния типа темперамента на учебную деятельность, а так же раскрываются особенности учета типа темперамента в процессе обучения.
Во второй главе представлены характеристика и результаты исследования по выявлению влияния типа темперамента подростка на его успехи в обучении.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3

Глава 1. Особенности проявления темперамента подростков в учебной деятельности

1.1. Характеристика учебной деятельности в подростковом возрасте………............................................................................................6

1.2. Темперамент как динамическая характеристика психических процессов человека……………………………………………………..11

1.3. Влияние типа темперамента подростка на его учебную деятельность……………………………………………………………..19

1.4. Учет особенностей темперамента подростка в процессе учебной деятельности……………………………………………………………..25

Глава 2. Исследование влияния типа темперамента на успешность учебной деятельности подростков

2.1. Общая характеристика исследования………………………………..33

2.2. Методы исследования…………………………………………………33

2.3. Результаты исследования……………………………………………...35

Заключение………………………………………………………………………...42

Литература…………………………………………………………………………44

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Диплом Марины.doc

— 299.50 Кб (Скачать документ)

Надо учесть также, что темпераменты нельзя оценивать как плохие или хорошие темпераменты, каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые будут представлены далее. На основе каждого темперамента при неправильном воспитании могут сложиться отрицательные проявления.

 

 

 

1.3. Влияние типа темперамента подростка на его учебную деятельность.

 

Динамические черты личности выступают не только во внешней манере поведения, в движениях - они проявляются и в умственной деятельности, в области побуждений и интересов, а также в общении. Неосведомленность о влиянии темперамента на стиль и темп взаимодействия, нередко становится источником постоянного раздражения и снижения результатов деятельности. Например, темперамент ребенка может быть отличен от темперамента педагога. Если у педагога сангвинический темперамент, т. е. он быстрый, подвижный, экспрессивный, а школьник – флегматик, то, вероятно, первый будет непрерывно огорчаться и возмущаться по поводу медлительности и невозмутимости второго. Хотя, возможно, директор школы эти же качества воспринимает в положительном свете: как степенность, надежность, основательность и уравновешенность.

Долгое время считалось, что представители слабого типа нервной системы социально менее полноценны. Несколько лет назад в московской школе у одного из специально наблюдавшихся учеников был установлен слабый тип нервной системы. А при окончании он получил золотую медаль. Нашлись люди, поставившие под сомнение либо правильность используемой методики определения типа нервной системы, либо обоснованность выдачи медали. Но очень тщательная проверка показала, что медаль была выдана правильно, а тип нервной системы у медалиста действительно слабый.

Этот случай помог известному психологу Б. М. Теплову разоблачить миф о социальной неполноценности личностей со слабым типом нервной системы. Эти люди, хотя и быстрее устают, зато более восприимчивы к окружающему миру, более четко реагируют на него.

Еще Б. М. Теплов заметил, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечными результатами действий, а способами достижения результатов. Развивая эту мысль, отечественные психологи провели исследования и установили взаимосвязь между способом выполнения действий и особенностями темперамента. Было обнаружено, что у каждого человека при выполнении определенной работы вырабатывается индивидуальный стиль деятельности. Именно поэтому некоторые ученики делают уроки сразу после школы, а другие хотят немного отдохнуть. При написании сочинения одни составляют план, а другие легко обходятся без него; при решении задач по геометрии кому-то надо сделать подробный чертеж, а кто-то перебирает в уме теоремы. Этот индивидуальный стиль деятельности является для человека наиболее эффективным путем достижения результата и способом решения определенной задачи. Исследования показали, что существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности оказывает тип ВНД, а прежде всего сила и подвижность нервных процессов.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий или часто перехода от одного ритма жизни к другому.

Может создаться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимущества ни в каких видах деятельности, но это неверно. Именно они особенно выполняют медленные и плавные движения, предпочитают стереотипные способы действий, пунктуально соблюдают однажды принятый порядок.

Люди, отличающиеся слабой нервной системой (меланхолики), в большей степени готовы к выполнению простых действий, чем остальные, меньше устают и раздражаются от их повторений.

Экспериментально доказано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда деятельность протекает по строгим правилам и не допускает использование индивидуальных приемов.

Выделяя характерные особенности детей, нужно отметить, что все дети разные. Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников. Они отличатся друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний, но каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут быть ликвидированы при всем старании преподавателей. В то же время эти индивидуальные особенности налагают свои требования на организацию учебного процесса. Прежде всего, люди рождаются на свет с разными типами нервной системы, которые дают разные типы темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Они все разные. Один хорош в одном отношении, другой в другом.

Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Так, например, сангвиник отличается быстрой реакцией, а флегматик характеризуется медлительностью и трудно переключается с одного дела на другое, в то время как сангвиник делает это легко. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тормозить себя, сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью, хотя, в первую очередь, обладают рядом других положительных качеств. Уже эти характеристики показывают, что людям с разными типами темперамента нужен разный темп и разный режим работы.

Известно, что слабость нервной системы - это не только недостаток силы. Такой тип нервной системы имеет свои достоинства, а в некоторых отношениях и преимущества по сравнению с сильным типом нервной системы.

Проводились опыты: группе учеников (у них предварительно определялась сила нервной системы) предлагалось решить простые арифметические примеры в течение урока. Оказалось, что в ходе выполнения этого задания выступали такие различия: ученики слабого типа, в отличие от учеников сильного типа, на начальном этапе решили большее количество примеров (высказалась присущая им отзывчивость на окружающую реактивность), но зато они же быстро усваивали; а ученикам с такими чертами темперамента, обусловленным сильной нервной системой, требовалась «раскачка», чтобы включиться в работу, но они могли выполнять задания дольше, не снижая продуктивности.

В одном исследовании наблюдали за работой наиболее развитых, способных старшеклассников (у них в лабораторных опытах определялась сила нервной системы). Оказалось, что среди этих учеников были представители как сильного, так и слабого типов нервной системы. Но выяснилось, что процесс учебных занятий протекал у них по-разному в зависимости от темперамента. Так, если в умственной работе ученика выделить 3 этапа: подготовительный, исполнительный и контрольный, то обнаружилось, что сильные, мало времени уделяли подготовительным и контрольным действиям (например, исправления, добавления в сочинениях ими делались преимущественно в ходе написания). Тогда как слабых отличала продолжительность подготовительных и контрольных действий (в частности, большинство исправлений и добавлений в сочинениях вносилось уже в дополнительное время - при самопроверке). Другое отличие: сильные могли достаточно длительное время выполнять ряд заданий и поручений без специального планирования и распределения времени, тогда как слабые, предпочитали браться за новую работу, лишь полностью завершив прежнюю, а для занятий, полученных на длительный срок, старались заранее составить планы на день, неделю и т.д. По конечной же продуктивности, по общей исполнительности нельзя было отдать предпочтение учащемуся одного или другого темперамента.

Установлено, что в некоторых случаях, видах монотонной работы лица с относительной слабостью нервной системы имеют определенные преимущества: их повышенная чувствительность предохраняет от сниженной восприимчивости, от развития сонливости, которая может возникнуть в таких условиях. Но в тех видах труда, где приходится иметь дело особенно с сильными, неожиданными или устрашающими раздражителями, лица слабого типа, именно из-за особенностей своего темперамента могут оказаться не в состоянии справиться с деятельностью.

Показательны данные психических наблюдений в области спорта. Так, школьники проявили индивидуальные различия в успехах, достигших в условиях тренировочных занятий на уроках, а затем - в условиях публичных выступлений. Оказалось, что ученики слабого типа нервной системы во время ответственных соревнований показывают более высокие результаты, чем на тренировках, тогда как ученики слабого типа более успешно проявляют себя на тренировках, а во время соревнований их результаты ухудшаются. Это объясняется различиями между темпераментами по возбудимости, по способности выдержать большое напряжение по тому, как переживается состояние, вызванное повышенной ответственностью, риском.

Слабая выраженность собственной подвижности, т.е. инертность нервных процессов, может иметь как отрицательное, так и положительное значение. Отрицательная сторона инертности - замедленность динамических изменений, положительная - длительность сохранения, устойчивость психических процессов. Соответствующие психические различия обуславливают, прежде всего, особенности хода деятельности.

Такие свойства темперамента, как уровень активности и легкость переключения с одного занятия на другое могут оказывать весьма противоречивое влияние на успешность учения. Все зависит от того, как используются те или иные динамические черты. Так, малая психическая активность не редко компенсируется повышенной тщательностью работы. Обычно в зависимости от особенностей темперамента изменяется сам способ учебных занятий, их режим. Несомненно, что при любом типе темперамента возможен свой путь достижения высоких учебных результатов. Вместе с тем в некоторых видах учебной деятельности от свойств темперамента может зависеть не только ход их выполнения, но в определенной мере их результат.

В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявить себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Энергия, страстность холерика, если они направлены на достижение цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам.

Некоторые дети легко и быстро осваиваются с резкими изменениями в распорядке дня, другие же – медленно и их работа разглаживается. При объяснении подобных фактов так же следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного задания на другое, даже на уроке по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т.д.). В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности не редко поддерживают рабочее состояние на уроке.

Наблюдения показывают, что преподаватели склонны задавать темп, отвечающий их темпераменту. Приходилось наблюдать преподавателя математики с типичным сангвиническим темпераментом. Она постоянно подготавливает учеников, требует, чтобы они выполняли задания быстро. При этом задается такой темп, который был явно непосилен многим ученикам, причем не по уровню знаний, а именно по свойствам темперамента. И вот такие ученики, приступая к ответственной контрольной работе, уже заранее знали, что со всеми заданиями они справиться не смогут, потому что им был задан слишком высокий темп работы. Беседуя с такими учениками, неизменно обнаруживается чувство обиды: они считали, что с ними поступают несправедливо.

Конечно, нельзя утверждать, что успехи в учебной деятельности зависят только от темперамента и от методики преподавания. Есть и ряд других факторов, которые входят в число таких, которые все же влияют на учебную деятельность подростка. Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся в обучении, в том числе и темперамента, ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленной цели.

 

 

1.4. Учет особенностей темперамента подростка в процессе учебной деятельности.

 

К числу важных индивидуальных особенностей личности относится темперамент. В основе его, по определению И. П. Павлова лежит самая основная характеристика нервной системы, накладывающая отпечаток на всю жизнедеятельность человека. Темперамент включает в себя общую психофизиологическую активность человека, его эмоциональность, которые ярко проявляются в стиле деятельности и способе поведения. Именно по этим компонентам характеризуется темперамент школьника: как он работает в течение продолжительного времени; как преодолевает трудности, какой путь при этом выбирает, как сосредотачивается на работе, регламентирует на замечания, поступки других людей, ведет себя в привычных и сложных ситуациях.

Особенности темперамента относительно устойчивы, сохраняются на протяжении всей жизни человека, лишь в незначительной ступени подвергаются изменению в процессе становления личности.  Правда, под влиянием воспитательной среды и самовоспитания могут развиваться положительные свойства личности, связанные с темпераментом (допустим, работоспособность, выносливость, сдержанность и другие). Они ослабляются отрицательными (вспыльчивость, раздражительность, неуравновешенность). Некоторые из отрицательных особенностей, компенсируются за счет положительных: например, медлительность меланхолика при надлежащем его воспитании заменяется настойчивостью, упрямством, а из этого следует и высоким качеством проделанной работы. Но это возможно, как правило, в привычных и благоприятных условиях. При неблагоприятных и неожиданно изменившихся обстоятельствах отрицательные проявления указанных особенностей могут восстанавливаться. Психологи считают, что черты темперамента более отчетливо проявляются в экстремальных (чрезвычайно сложных для личности) условиях. Дело в том, что в непривычной обстановке резко изменяется внутреннее психическое состояние человека и придает определенную окраску поведению.

Возникшее эмоциональное состояние соответствует особенностям темперамента, что способствует образованию стереотипа поведения. При этом закрепляются и становятся привычными его мотивы, обостряется или снижается восприимчивость ученика к педагогическим воздействиям. Так, например, резкое осуждение или порицание у сангвиника вызывает чувство вины, а затем и признание справедливости требований педагога, желание и готовность исправиться.

Привычное оптимистическое настроение, уверенность в себе от этого не изменится, доверительное отношение к учителю сохраняется, восприимчивость к воспитательным воздействиям по-прежнему высока. Ученик, как правило, положительно реагирует на замечания и старается быстро сосредоточиться на выполнении прерванной работы.

Информация о работе Влияние типа темперамента на успешность учебной деятельности подростков