Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 07:49, дипломная работа
Первая глава состоит из 4 параграфов. В ней представлены особенности учебной деятельности в подростковом возрасте, раскрыто понятие «темперамента» и дана характеристика различных типов темперамента, описаны особенности влияния типа темперамента на учебную деятельность, а так же раскрываются особенности учета типа темперамента в процессе обучения.
Во второй главе представлены характеристика и результаты исследования по выявлению влияния типа темперамента подростка на его успехи в обучении.
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности проявления темперамента подростков в учебной деятельности
1.1. Характеристика учебной деятельности в подростковом возрасте………............................................................................................6
1.2. Темперамент как динамическая характеристика психических процессов человека……………………………………………………..11
1.3. Влияние типа темперамента подростка на его учебную деятельность……………………………………………………………..19
1.4. Учет особенностей темперамента подростка в процессе учебной деятельности……………………………………………………………..25
Глава 2. Исследование влияния типа темперамента на успешность учебной деятельности подростков
2.1. Общая характеристика исследования………………………………..33
2.2. Методы исследования…………………………………………………33
2.3. Результаты исследования……………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………...42
Литература…………………………………………………………………………44
Приложение
Некоторые дети легко и быстро осваиваются с резкими изменениями в распорядке дня, другие же – медленно. При объяснении подобных фактов так же следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного задания на другое, даже на уроке по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т.д.). В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности не редко поддерживают рабочее состояние на уроке. Теоретическая часть работы указала на то, что действительно носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению, другие же наоборот.
Проведенное исследование, по выявлению влияния типа темперамента подростка на его успешность в обучении показало, что не всегда тип темперамента предопределяет учебную деятельность, на это влияют и другие факторы. Тип темперамента может оказывать влияние на процесс выполнения заданий, требований, усвоения материала, но не на конечный результат.
Литература
1. Алексеев В. Подросток: с кем и куда он идёт…// Учитель.- 1997. - № 1.- С. 23.
2. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя. Книга 1.- М.: ВЛАДОС, 2000. - 300 с.
3. Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 306 с.
4. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. – Пятигорск, 1990. – 324 с.
5. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 160 с.
6. Верцинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. – Мн.: Нарасвета, 1983. – 63 с.
7. Воготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 324 с.
8. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 267 с.
9. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 171 с.
10. Данилова Е.А. Физиология высшей нервной деятельности. - Ростов Н/Д.: «Феникс», 2001. – 448 с.
11. Дубровина И.В. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, 3-е издание, стереотип- М: издательский центр « Академия», 2004. – 464 с.
12. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2005. – 234 с.
13. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - Питер, 2001. – 149 с.
14. Зимняя И. А. Педагогическая психология.- М.: «Логос», 1999. – 276 с.
15. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника. – М.: Владос, 2002. – 186 с.
16. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986. – 205 с.
17. Корниенко Н.А. Типология личности. - Новосибирск: издательство НГПУ, 1988. – 346 с.
18. Корчагина Ю. Темперамент вашего ребенка// Здоровье детей. - 2008.- № 10. – С.38.
19. Крутецкий В.А. Психология. Уч. для учащихся педучилищ. - 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Провещение,1986. – 336 с.
20. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 234 с.
21. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – Пермь,1973. – 123 с.
22. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – 456 с.
23. Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах. Книга 2.Психология образования – М., 2001. – 285 с.
24. Николаева Л. А. Растим здоровых, умных и добрых/ сост. Л. В. Ковинько – М.: изд. Центр «Академия», 1997. – 234 с.
25. Подласый И.П. Продуктивная педагогика. – М.: Народное образование, 2003. – 327 с.
26. Практическая психодиагностика методики и тесты. Уч. пособие/Ред. – сост. Д. Я. Райгородский - Самара: изд. Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.
27. Рейнвальд Н. И. Психология личности/ Н. И. Рейнвальд - М., 1987. – 252с.
28. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 176 с.
29. Романов К. М. Практикум по общей психологии. – М.: Московский психолого - соц. институт, 2002. – 236 с.
30. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – Питер, 2003. – 245 с.
31. Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность. – М.: Наука, 1984. – 156 с.
32. Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Просвещение, 2000. – 78 с.
33. Методика воспитательной работы/Под ред. В.А. Сластенина – М.: Академия, 2002. – 576 с.
34. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Академия,2001. – 212 с.
35. Столяренко Л.Д. Психология. - Ростов Н/Д: «Феникс», 2003. – 544 с.
36. Субботина Л. Ю. Педагогическая психология/ Под ред. Н. В. Клюевой – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 176 с.
37. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. – М., 1985. - 96 с.
38. Фридман Л. М. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 243 с.
39. Юнг К., Кэрл Гусэв. Психологические типы/ пер. с нем. С. Лорне ; под ред. В. Земнского. – М., 1998. – 300 с.
40. ЭльконинД.Б. Психическое развитие в детских возрастах. / Ред. вступ. ст. Д. И. Фельдштейна – М.: Воронеж: Изд-во ин-та практической психологии; НПО МОДЭК, 1995. - 416с.
Приложение
Таблица 1
Сводная таблица результатов по опроснику Айзенка на определение типа темперамента
Испытуемые
| Баллы | Флегматик | Холерик | Сангвиник | Меланхолик |
1 испытуемый | Экстраверсия-19 Нейротизм-11 |
|
+ |
|
|
2 испытуемый | Экстраверсия-20 Нейротизм-9 |
|
|
+ |
|
3 испытуемый | Экстраверсия-19 Нейротизм-11 |
|
+ |
|
|
4 испытуемый | Экстраверсия-17 Нейротизм-16 |
|
+ |
|
|
5 испытуемый | Экстраверсия-15 Нейротизм-21 |
|
+ |
|
|
6 испытуемый | Экстраверсия-18 Нейротизм-8 |
|
|
+ |
|
7 испытуемый | Экстраверсия-13 Нейротизм-16 |
|
+ |
|
|
8 испытуемый | Интроверсия-3 Нейротизм-10 |
+ |
|
|
|
9 испытуемый | Экстраверсия-12 Нейротизм-15 |
+ |
|
|
|
10 испытуемый | Экстраверсия-15 Нейротизм-18 |
|
+ |
|
|
Таблица 2
Сводная таблица результатов по методике «Рисунок человека»
Испытуемые | интроверсия | экстраверсия | ||||||
| Руки прижаты к телу | Угловатость фигуры | Ноги плотно сдвинуты | Уменьшены кисти рук/ отсутствие |
Руки расставлены в стороны | Ноги расставлены в стороны | Кисти рук норм.размера и детально прораб. | Прорисован рот |
1 испытуемый
|
|
|
|
|
| + | + | + |
2 испытуемый
|
| + |
| + |
| + |
| + |
3 испытуемый
|
|
|
|
| + | + | + | + |
4 испытуемый
|
|
|
|
|
| + | + | + |
5 испытуемый
|
|
|
| + |
|
|
| + |
6 испытуемый
|
| + |
|
|
| + | + | + |
7 испытуемый
|
|
|
| + | + |
|
| + |
8 испытуемый
|
|
|
|
| + |
| + | + |
9 испытуемый
|
|
|
|
|
|
| + | + |
10 испытуемый
|
|
|
|
| + |
| + | + |
Информация о работе Влияние типа темперамента на успешность учебной деятельности подростков