Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 07:49, дипломная работа
Первая глава состоит из 4 параграфов. В ней представлены особенности учебной деятельности в подростковом возрасте, раскрыто понятие «темперамента» и дана характеристика различных типов темперамента, описаны особенности влияния типа темперамента на учебную деятельность, а так же раскрываются особенности учета типа темперамента в процессе обучения.
Во второй главе представлены характеристика и результаты исследования по выявлению влияния типа темперамента подростка на его успехи в обучении.
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности проявления темперамента подростков в учебной деятельности
1.1. Характеристика учебной деятельности в подростковом возрасте………............................................................................................6
1.2. Темперамент как динамическая характеристика психических процессов человека……………………………………………………..11
1.3. Влияние типа темперамента подростка на его учебную деятельность……………………………………………………………..19
1.4. Учет особенностей темперамента подростка в процессе учебной деятельности……………………………………………………………..25
Глава 2. Исследование влияния типа темперамента на успешность учебной деятельности подростков
2.1. Общая характеристика исследования………………………………..33
2.2. Методы исследования…………………………………………………33
2.3. Результаты исследования……………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………...42
Литература…………………………………………………………………………44
Приложение
Полученные рисунки подвергаются количественному и качественному анализу. Для более удобной обработки были выделены следующие параметры:
Интроверсия
- руки прижаты к телу;
- угловатость фигуры;
- ноги плотно сдвинуты;
- уменьшенные кисти рук или их отсутствие.
Экстраверсия
- руки расставлены в стороны;
- ноги расставлены в стороны;
- кисти рук нормального размера и детально проработаны;
- прорисован рот.
Для анализа общих результатов был применен качественный и количественный анализ.
2.3. Результаты исследования.
Теоретическое изложение вопроса о темпераменте, а именно его влияния на учебную деятельность показывает, что тип темперамента выражается в характере интеллектуальной деятельности подростка, в способе выполнения учебных задач и т.д. Значит, можно сказать, что сам процесс обучения и усвоение учебного материала детьми с разными типами темперамента будет отличаться. Поэтому можно предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот.
Для определения типа темперамента подростков были проведены «Опросник Айзенка по определению темперамента» и проективная методика «Рисунок человека».
В ходе проведения опросника Айзенка на выявление типа темперамента были получены результаты, представленные в приложении, в таблице 1.
Анализируя данные таблицы 1 (приложение) можно сделать вывод, что у 6 учащихся (60%) выявлен холерический тип темперамента, 2 учащихся (20%) обладают сангвиническим типом темперамента и 2 учащихся (20%) - флегматическим.
Из таблицы видно, что большинство учащихся - холерики.
Холерик – нестабильная личность, несдержан, импульсивен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. Он обладает быстрой речью, сильно подвижной выразительной мимикой, вспыльчивостью, суетливостью; если выполняет индивидуальную или важную для него работу, он весь во внимании, все его мысли, эмоции сконцентрированы на ней.
Также из таблицы видно, что 9 учащихся (90%) экстраверты и 1 учащийся (10%).
Экстраверты – учащиеся общительные, контактные, испытывают потребность постоянно реализовывать новые учебные речевые ситуации, разыгрывать новые роли, а при повторении начинают скучать.
Интроверты – чаще замкнутые, скрытные люди, погруженные в свой внутренний мир. Они больше любят работать с книгой, выполнять письменную работу, стремятся не только набросать план устного высказывания, но и полностью его записать. Они испытывают дискомфорт в новых, необходимых для них ситуаций, а на этапе повторения, при реализации тех типов ситуаций, в которых у них находится опыт общения, чувствуют себя достаточно уверенно, творчески решают задачи.
Для более глубокого изучения особенностей темперамента и для подтверждения результатов 1 методики была проведена проективная методика Венгера «Рисунок человека» на выявление преобладания таких свойств темперамента как экстраверсии или интроверсии.
При анализе рисунков мы ориентировались на такие показатели интроверсии как: руки прижаты к телу, угловатость фигуры, ноги плотно сдвинуты, уменьшенные кисти рук или их отсутствие.
Показатели экстраверсии: руки расставлены в стороны, ноги расставлены в стороны, кисти рук нормального размера и детально проработаны, прорисован рот.
Результаты, полученные по методике «Рисунок человека» представлены в приложении в таблице 2. В данной таблице отражается следующая картина: 90% учащихся - экстраверты и 10% учащихся - интроверты.
Делая вывод по двум проведенным методикам на определение особенностей темперамента видно, что в данном классе преобладают учащиеся экстраверты (90%) и 10% интровертов (рисунок 1).
Также в классе обучаются учащиеся с тремя разными типами темперамента: холерического, сангвинического и флегматического. Соответственно, учителю необходимо учитывать эти показатели при обучении.
Для того чтобы определить влияет ли тип темперамента на успешность учебной деятельности подростков была изучена и проанализирована успеваемость 6 класса за 2 последние четверти. В ходе анализа общей успеваемости детей учитывались показатели успеваемости детей по следующим дисциплинам: русский язык, литература, математика, иностранный язык, география.
Результаты успеваемости детей представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели успеваемости учащихся 6 класса за 1-2 четверти 2008 учебного года
Испы туе мые | 1 четверть | 2 четверть |
Сред-ний балл | ||||||||
Рус. язык | Литература | Мате матика
| Ин. язык | География | Рус. язык | Литера тура | Матема тика | Ин. язык | Геогра фия | ||
1 | 4 | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3,7 |
2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3,2 |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3,1 |
4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,1 |
7 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4,7 |
8 | 4 | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3,8 |
9 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,1 |
10 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4,2 |
Исследовав успеваемость 6 класса за 1-2 четверти, рассчитав средний балл, мы условно разделили детей на «сильных» (от 4,5-5 баллов), «среднеуспевающих» (от 3,5-4,5 баллов) и «слабоуспевающих» (от 2,5-3,5 баллов).
Показатели успеваемости детей в процентах представлены на рисунке 1.
Рис. 2. Показатели успешности обучения в 6 классе
По рисунку видно, что в 6 классе преобладают «среднеуспевающие» учащиеся (50%), «слабые» учащиеся составляют 40%, и лишь 10% учащихся являются «сильными».
Для сопоставления результатов по определению темперамента и успеваемости была составлена сопоставительная таблица.
Таблица 2
Сопоставительная таблица успеваемости и типа темперамента детей
Испытуемый | Тип темперамента | Экстраверсия/ интроверсия | Успеваемость |
1 испытуемый | Холерик | Экстраверт | Среднеуспевающий |
2 испытуемый | Сангвиник | Экстраверт | Слабоуспевающий |
3 испытуемый | Холерик | Экстраверт | Слабоуспевающий |
4 испытуемый | Холерик | Экстраверт | Слабоуспевающий |
5 испытуемый | Холерик | Интроверт | Слабоуспевающий |
6 испытуемый | Сангвиник | Экстраверт | Среднеуспевающий |
7 испытуемый | Холерик | Экстраверт | Сильный |
8 испытуемый | Флегматик | Экстраверт | Среднеуспевающий |
9 испытуемый | Флегматик | Экстраверт | Среднеуспевающий |
10 испытуемый | Холерик | Экстраверт | Среднеуспевающий |
Из данных таблицы видно, что 30% холериков являются «слабоуспевающими», 20% холериков являются «среднеуспевающими», и лишь 10% холериков являются «сильными» учениками. В классе обучается 20% флегматиков, и они являются «среднеуспевающими». Кроме того, в данном классе обучается 2 сангвиника, один из них является «среднеуспевающим», а другой «слабоуспевающим». Следовательно, дети с такими подвижные типами темперамента как холерики и сангвиники, могут иметь в учебе как высокие показатели, так и низкие. Флегматики же, могут учиться лучше холериков и сангвиников и в данном классе они являются «среднеуспевающими», что и показало данное исследование.
Минимальным средним баллом успеваемости (3 балла) обладают четвертый и пятый испытуемые, они являются холериками-экстравертами.
Самый высокий показатель успеваемости у 7 испытуемого, он также является холериком-экстравертом.
В классе обучаются два флегматика (8 и 9 испытуемые). У них средние показатели в учебе (3,8 и 4,1 балл).
Также в классе обучаются два сангвиника-экстраверта (2 и 6 испытуемые). При этом эти учащиеся имеют отличные друг от друга показатели в учебе. Второй испытуемый относится к «слабоуспевающим» (3,2 балла), шестой же испытуемый «среднеуспевающий»(4,2 балла).
В классе обучается восемь детей подвижного типа, но, наряду с этим обучается два ребенка с флегматическим типом темперамента. Флегматик- человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне.
Однако самый низкий балл успеваемости у испытуемых флегматиков наблюдается по таким дисциплинам как математика и иностранный язык. Возможно, учителя этих дисциплин опираются больше на репродуктивные особенности учащихся-флегматиков, а учителя математики и иностранного языка, возможно, не учитывают их медлительности и пассивность.
Так как в классе обучаются дети с тремя разными типами темперамента, то учитель должен учитывать особенности каждого типа темперамента.
Самый высокий показатель успеваемости по всему классу по таким дисциплинам как литература и география. Можно предположить, что учитель использует индивидуальный подход к каждому из учащихся, учитывая их индивидуальные особенности, в том числе и особенности темперамента, что положительно сказывается на качестве обучения.
По математике самый низкий балл успеваемости по всему классу. Можно предположить, что учитель математики не до конца использует личностный подход в обучении детей.
Таким образом, гипотеза исследования не подтвердилась. Это свидетельствует о том, что тип темперамента может оказывать влияние на процесс выполнения заданий, требований, усвоения материала, но не на конечный результат.
Заключение
Каждый ребенок отличается от другого своими интересами, склонностями, способностями, характером и темпераментом.
К числу важнейших индивидуальных особенностей личности относится темперамент. Темперамент включает в себя общую психофизиологическую активность человека, его эмоциональность, которые ярко проявляются в стиле деятельности и способе поведения. Соответственно тип темперамента проявляется и в учебной деятельности детей. Для изучения особенностей влияния типа темперамента на успешность обучения подростков был проведен анализ психолого-педагогической литературы и проведено исследование.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Учебная деятельность подростков отличается от учебной деятельности младших школьников. На это влияют возрастные особенности, а также смена ведущей деятельности, характерной для данного возраста. Характерной деятельностью в данном возрасте является общение.
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Выделяют четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.
Представитель холерического типа темперамента отличается быстротой действий и движений, порывистостью, возбудимостью. Психологические процессы у них протекают быстро, интенсивно.
Представитель сангвинического типа темперамента живой, любознательный, подвижный. Как правило, весел и жизнерадостен.
Представитель флегматического типа темперамента медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство.
Представитель меланхолического типа темперамента склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке.
Тип темперамента оказывает влияние на учебную деятельность. В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявить себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Так, например, энергия, страстность холерика, если они направлены на достижение цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам.
Информация о работе Влияние типа темперамента на успешность учебной деятельности подростков