Влияние внутрисемейного взаимодействия на характер межличностных отношений младшего школьника со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:10, курсовая работа

Описание

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы проблемы 4
1.1. Сущность понятия и психологическая характеристика межличностных отношений младшего школьника со сверстниками. 4
1.2. Особенности взаимодействия младшего школьника со сверстниками. 6
1.3. Характеристика семьи и типов семейного воспитания. 10
2. Практическая работа по изучению влияния внутрисемейных отношений на характер межличностного взаимодействия младших школьников со сверстниками. 15
2.1. Констатирующий этап эксперимента. 15
2.2. Рекомендации родителям. 32
Заключение

Работа состоит из  1 файл

почти готовая11 курсовая с практикой .docggg.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

Способность к  сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых  деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества. [6,с 40].

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного  субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. [29].

Взаимоотношения рассматриваются М.И. Лисиной как  один из продуктов деятельности общения. Они зарождаются, меняются и развиваются в ходе коммуникации. При этом степень и качество взаимоотношений определяются характером общения. Наблюдения автора показали, что партнер, который позволяет ребенку удовлетворить потребность в общении на достигнутом детьми уровне развития, вызывает у него симпатию и расположение. Чем больше общение с партнером соответствует конкретному содержанию потребности ребенка (во внимании, уважении, сопереживании), тем больше тот его любит.  [15, с. 29].

Заметим, что если ребенок агрессивен, гиперактивен, замкнут, либо наоборот излишне требователен к окружающим, требует постоянно завышенного внимания к себе, он чаще является изгоем в группе сверстников. На развитие таких качеств личности большое влияние оказывает тип семейного воспитания. 

1.3 Характеристика семьи и типов семейного воспитания.

Для того, чтобы  разобраться в данной проблеме, необходимо обратиться к понятию «семья»  и проанализировать особенности  влияния внутрисемейных отношений и типов воспитания в семье на характер межличностного взаимодействия младших школьников со сверстниками. Существует несколько его определений.

Так Ю. Семенов  рассматривает семью как  организованную социальную группу, члены которой  связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. [22, с. 80].

По определению  Н.Я. Соловьева, семья - это “малая социальная группа общества, важнейшая форма  организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство”[2, с. 15].

Куликова пишет, что «семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании личности ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей». [14, с. 32]. 

Из приведенных  выше определений видно, что именно семья является первым наиболее важным институтом социализации, от которого зависит дальнейшее развитие всех ее членов.

В родительской семье выделяют различные  стили  семейного воспитания. 

    В  психологической литературе понятия  «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рассматриваются как синонимы.

В своей работе, опираясь на определение А.Я. Варги, которая описывает родительское отношение как целостную систему  разнообразных чувств по отношению  к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков, под стилем понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

     Так,  А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют  четыре типа родительского отношения [4, с. 42]:

1. Принимающий  – авторитарный – субъективное  благополучие родителей, подразумевающий  теплое отношение и принятие  ребенка с требованиями социальных  успехов и достижений при контроле  в этих областях.

2. Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации, подразумевающий эмоциональное отвержение ребенка, низкую ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.

3. Симбиотический  – стремление установить с  ребенком тесный напряженный  эмоциональный контакт, соучаствовать  во всех мелочах его жизни.

4. Симбиотическо-авторитарный  – гиперпротекция и тотальный  контроль поведения психической  жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации.

Из проанализированных нами классификаций, сопоставляющих особенности  формирования личности детей и стили  семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной нам представляется классификация, предложенная А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер [16, с. 38].

Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного  воспитания:

- гипопротекция,  характеризующаяся недостатком  опеки и контроля. Ребенок при  таком стиле семейного воспитания  остается без надзора. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи часто приводит к асоциальному поведению, агрессии по отношению к окружающим; ребенку трудно наладить контакт со сверстниками.

- доминирующая  гиперпротекция, проявляющаяся в  повышенном, обостренном внимании  и заботе, чрезмерной опеке и  мелочном контроле поведения,  слежке, запретах и ограничениях, что приводит либо к реакции  эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя; ребенок часто становится изгоем среди сверстников.

- потворствующая  гиперпротекция. Так называют воспитание  «кумира семьи». Родители стремятся  освободить ребенка от малейших  трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы в отношениях со сверстниками: ребенок не является лидером и часто всерьез не воспринимается коллективом класса.

- эмоциональное  отвержение, когда ребенком тяготятся,  его потребности игнорируются, иногда  с ним жестоко обращаются. Этот  стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка и выражается в его замкнутости, повышенной тревожности, что негативно влияет на отношения с окружающими. Из-за высокого уровня недоверия ребенок часто избегает тесного общения с людьми, в данном случае, со сверстниками.

- жестокое взаимоотношение  может проявляться открыто, когда  на ребенке срывают зло, применяя  насилие, или быть скрытыми, когда  между родителями и ребенком  стоит «стена» эмоциональной  холодности и враждебности. Часто  ребенок применяет этот стиль отношений в общении с другими, поэтому говорить о нормальных взаимоотношениях со сверстниками при таком типе семейного воспитания не имеет смысла.

- повышенная  моральная ответственность, когда  от ребенка требуют честности,  порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Младший школьник, стараясь всем угодить, в итоге не угождает никому, он может стать любимчиком учителя, но среди одноклассников будет изгоем.

- дисгармоничный  стиль воспитания негативно влияет  на отношения младшего школьника со сверстниками, так как способствует развитию у него тревожности, замкнутости, агрессии и других качеств, мешающих нормальному развитию отношений с окружающими. 

    - Также  выделяют гармоничный стиль воспитания, характеризующийся взаимным эмоциональным принятием, признанием самоценности ребенка и отказом от манипулятивной стратегии воспитания. Такой стиль отношений способствует гармоничному развитию личности ребенка; в отношениях с окружающими он открыт для общения и часто является лидером класса.

Так же некоторые авторы выделяют авторитарный и демократический стиль семейного воспитания. [27, с. 70 ]. 

Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает ребенка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные  родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. [1, с. 18 ].     

Исследуя взаимоотношения  учащихся в младших классах, психологи  выявили, что отношения, складывающиеся в семье, обычно переносятся в  класс.  Учащиеся из  семей, в которых  присутствует гармоничный и демократический тип воспитания, легче строят хорошие взаимоотношения со своими сверстниками и чаще становятся лидерами. Учащиеся же из семей, в которых присутствует авторитарный и дисгармоничный стиль отношений (гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жестокие взаимоотношения, повышенная моральная ответственность),  не умеют строить благоприятные и хорошие отношения в классе и чаще становятся изолированными.[11, с.67].

Отсюда следует  вывод: для формирования благоприятных  межличностных отношений младших  школьников со сверстниками ребенку необходимо обеспечить гармоничный стиль семейного воспитания.

Таким образом, для более четкого понимания темы нашего исследования, рассмотрев сущность и характеристику межличностных отношений в младшем школьном возрасте, и типы семейного воспитания.  Мы пришли к выводу, что для того, чтобы ребенок активно овладел благоприятной системой межличностных отношений, его родителям нужно придерживаться гармоничного или демократического стиля семейных отношений. Это связано с тем, что межличностные отношения, представляют собой систему установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. И если в семья будет присутствовать благоприятный климат соответственно школьник будет переносить его в сферу своего общения, окружающие будут воспринимать и оценивать его положительно, и он может быть лидером коллектива, а при дисгармоничном и авторитарном стилях воспитания будет изгоем, так как окружающие будут воспринимать и оценивать его негативно.  

Глава 2. Практическая работа по изучению влияния внутрисемейных отношений на характер межличностного взаимодействия младших школьников со сверстниками.

2.1 Констатирующий  этап эксперимента.

Эксперимент по исследованию влияния внутрисемейных отношений на характер межличностного взаимодействия младших школьников со сверстниками проводился в МОУ СОШ № 11 г.Иркутска. В 1-ом «А» классе. Испытуемые – дети (7-8 лет) младшего школьного возраста из полных семей и их родители. Количество детей, участвовавших в исследовании – 20 человек, количество родителей, участвовавших в исследовании – 20 человек.

Для решения  поставленных задач нами были использованы следующие методики.

  • «Два дома»
  • «Семейная социограмма»
  • Тест родительского отношения.

Свою работу мы начали с исследования детей для этого мы использовали методику «два дома» [21,с. 118]. Целью данной методики является диагностика сферы общения младшего школьника со сверстниками. По следующим критериям:

  • "звезды" – наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии;
  • высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержений;
  • пренебрегаемые – члены группы, имеющие большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений;
  • отверженные ("изгои") - члены группы, не имеющие по результатам социометрии положительных выборов, а только отрицательные.

Информация о работе Влияние внутрисемейного взаимодействия на характер межличностных отношений младшего школьника со сверстниками