Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:10, курсовая работа
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
Введение 4
1. Теоретические основы проблемы 4
1.1. Сущность понятия и психологическая характеристика межличностных отношений младшего школьника со сверстниками. 4
1.2. Особенности взаимодействия младшего школьника со сверстниками. 6
1.3. Характеристика семьи и типов семейного воспитания. 10
2. Практическая работа по изучению влияния внутрисемейных отношений на характер межличностного взаимодействия младших школьников со сверстниками. 15
2.1. Констатирующий этап эксперимента. 15
2.2. Рекомендации родителям. 32
Заключение
Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества. [6,с 40].
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Полноценное проживание
этого возраста, его позитивные приобретения
являются необходимым основанием, на
котором выстраивается
Взаимоотношения рассматриваются М.И. Лисиной как один из продуктов деятельности общения. Они зарождаются, меняются и развиваются в ходе коммуникации. При этом степень и качество взаимоотношений определяются характером общения. Наблюдения автора показали, что партнер, который позволяет ребенку удовлетворить потребность в общении на достигнутом детьми уровне развития, вызывает у него симпатию и расположение. Чем больше общение с партнером соответствует конкретному содержанию потребности ребенка (во внимании, уважении, сопереживании), тем больше тот его любит. [15, с. 29].
Заметим, что если
ребенок агрессивен, гиперактивен, замкнут,
либо наоборот излишне требователен к
окружающим, требует постоянно завышенного
внимания к себе, он чаще является изгоем
в группе сверстников. На развитие таких
качеств личности большое влияние оказывает
тип семейного воспитания.
1.3 Характеристика семьи и типов семейного воспитания.
Для того, чтобы разобраться в данной проблеме, необходимо обратиться к понятию «семья» и проанализировать особенности влияния внутрисемейных отношений и типов воспитания в семье на характер межличностного взаимодействия младших школьников со сверстниками. Существует несколько его определений.
Так Ю. Семенов рассматривает семью как организованную социальную группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. [22, с. 80].
По определению Н.Я. Соловьева, семья - это “малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство”[2, с. 15].
Куликова пишет,
что «семья - это особого рода коллектив,
играющий в воспитании личности ребенка
основную, долговременную и важнейшую
роль. У тревожных матерей часто вырастают
тревожные дети; честолюбивые родители
нередко так подавляют своих детей, что
это приводит к появлению у них комплекса
неполноценности; несдержанный отец, выходящий
из себя по малейшему поводу, нередко,
сам того не ведая, формирует подобный
же тип поведения у своих детей». [14, с.
32].
Из приведенных выше определений видно, что именно семья является первым наиболее важным институтом социализации, от которого зависит дальнейшее развитие всех ее членов.
В родительской семье выделяют различные стили семейного воспитания.
В
психологической литературе
В своей работе,
опираясь на определение А.Я. Варги,
которая описывает родительское
отношение как целостную
Так,
А.Я. Варга и В.В. Столин
1. Принимающий
– авторитарный – субъективное
благополучие родителей,
2. Отвергающий с
элементами инфантилизации и социальной
инвалидизации, подразумевающий эмоциональное
отвержение ребенка, низкую ценность его
индивидуально-
3. Симбиотический
– стремление установить с
ребенком тесный напряженный
эмоциональный контакт,
4. Симбиотическо-авторитарный
– гиперпротекция и тотальный
контроль поведения
Из проанализированных нами классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стили семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной нам представляется классификация, предложенная А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер [16, с. 38].
Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания:
- гипопротекция,
характеризующаяся недостатком
опеки и контроля. Ребенок при
таком стиле семейного
- доминирующая гиперпротекция, проявляющаяся в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях, что приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя; ребенок часто становится изгоем среди сверстников.
- потворствующая
гиперпротекция. Так называют воспитание
«кумира семьи». Родители стремятся
освободить ребенка от
- эмоциональное отвержение, когда ребенком тяготятся, его потребности игнорируются, иногда с ним жестоко обращаются. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка и выражается в его замкнутости, повышенной тревожности, что негативно влияет на отношения с окружающими. Из-за высокого уровня недоверия ребенок часто избегает тесного общения с людьми, в данном случае, со сверстниками.
- жестокое взаимоотношение
может проявляться открыто,
- повышенная
моральная ответственность,
- дисгармоничный
стиль воспитания негативно
- Также
выделяют гармоничный стиль
Так же некоторые
авторы выделяют авторитарный и демократический
стиль семейного воспитания. [27, с. 70 ].
Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает ребенка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. [1, с. 18 ].
Исследуя взаимоотношения учащихся в младших классах, психологи выявили, что отношения, складывающиеся в семье, обычно переносятся в класс. Учащиеся из семей, в которых присутствует гармоничный и демократический тип воспитания, легче строят хорошие взаимоотношения со своими сверстниками и чаще становятся лидерами. Учащиеся же из семей, в которых присутствует авторитарный и дисгармоничный стиль отношений (гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жестокие взаимоотношения, повышенная моральная ответственность), не умеют строить благоприятные и хорошие отношения в классе и чаще становятся изолированными.[11, с.67].
Отсюда следует
вывод: для формирования благоприятных
межличностных отношений
Таким образом,
для более четкого понимания темы нашего
исследования, рассмотрев сущность и характеристику
межличностных отношений в младшем школьном
возрасте, и типы семейного воспитания.
Мы пришли к выводу, что для того, чтобы
ребенок активно овладел благоприятной
системой межличностных отношений, его
родителям нужно придерживаться гармоничного
или демократического стиля семейных
отношений. Это связано с тем, что межличностные
отношения, представляют собой систему
установок, ожиданий, стереотипов, ориентации,
через которые люди воспринимают и оценивают
друг друга. И если в семья будет присутствовать
благоприятный климат соответственно
школьник будет переносить его в сферу
своего общения, окружающие будут воспринимать
и оценивать его положительно, и он может
быть лидером коллектива, а при дисгармоничном
и авторитарном стилях воспитания будет
изгоем, так как окружающие будут воспринимать
и оценивать его негативно.
Глава 2. Практическая работа по изучению влияния внутрисемейных отношений на характер межличностного взаимодействия младших школьников со сверстниками.
2.1 Констатирующий этап эксперимента.
Эксперимент по исследованию влияния внутрисемейных отношений на характер межличностного взаимодействия младших школьников со сверстниками проводился в МОУ СОШ № 11 г.Иркутска. В 1-ом «А» классе. Испытуемые – дети (7-8 лет) младшего школьного возраста из полных семей и их родители. Количество детей, участвовавших в исследовании – 20 человек, количество родителей, участвовавших в исследовании – 20 человек.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методики.
Свою работу мы начали с исследования детей для этого мы использовали методику «два дома» [21,с. 118]. Целью данной методики является диагностика сферы общения младшего школьника со сверстниками. По следующим критериям: