Влияние внутрисемейного взаимодействия на характер межличностных отношений младшего школьника со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:10, курсовая работа

Описание

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы проблемы 4
1.1. Сущность понятия и психологическая характеристика межличностных отношений младшего школьника со сверстниками. 4
1.2. Особенности взаимодействия младшего школьника со сверстниками. 6
1.3. Характеристика семьи и типов семейного воспитания. 10
2. Практическая работа по изучению влияния внутрисемейных отношений на характер межличностного взаимодействия младших школьников со сверстниками. 15
2.1. Констатирующий этап эксперимента. 15
2.2. Рекомендации родителям. 32
Заключение

Работа состоит из  1 файл

почти готовая11 курсовая с практикой .docggg.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

 
 

Высокий балл Низкий балл
1.от 10- 30 0-9
2.от 6-7 0-5
3.от 6-7 0-5
4.от 6-7 0-5
5.от 7-8 0-6
 

В результате проведенного исследования мы получили следующие результаты:

    1. шкала- высокий балл-9 испытуемых. Низкий- 11 испытуемых.
    2. Шкала- высокий балл-14 испытуемых. Низкий- 6 испытуемых.
    3. Шкала - высокий балл- 6 испытуемых. Низкий- 14 испытуемых.
    4. Шкала - высокий балл- 2  испытуемых. Низкий- 18 испытуемых
    5. Шкала - высокий балл- 1 испытуемый. Низкий- 19 испытуемых.

Высокие баллы  по шкале «принятие — отвержение» — от 10 до 30 — говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно немало времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой же шкале — от 0 до 9 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом. Высокие баллы по шкале «кооперация» — 6-7 баллов — являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Низкие баллы по данной шкале — 0-5 балла — говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога. Высокие баллы по шкале «симбиоз» — 6-7 баллов — достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Низкие баллы по этой же шкале — 0-5 балла — являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Высокие баллы по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» или «контроль» — 6-7 баллов — говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей. Низкие баллы по этой же шкале — 0-5 балла — напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов. Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» — 7-8 баллов — являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 0-6 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Глава 2.2 Рекомендации родителям для улучшения стиля  семейного воспитания.

По результатам  проведенного исследования мы считаем, что для того чтобы повысить статус ребенка в группе сверстников  родителям нужно придерживаться гармоничного, демократического  стиля  воспитания.

Для этого мы хотели бы предложить родителям ряд  рекомендаций, которые помогут им установить благоприятный психологический климат в семье и перейти к гармоничному стилю воспитания. [25,с. 100].

  1. Любите своих детей, покажите ребёнку, что Вы его любите, и он может на вас положиться в любой ситуации.
  2. Понимайте детские трудности и проблемы, вы тоже были детьми.
  3. Принимайте ребёнка таким, какой он есть.
  4. Проявляйте сострадание.
  5. Старайтесь заинтересовать ребёнка какой-либо деятельностью, создавайте ситуацию успеха.
  6. Помните, что к детям должен быть индивидуальный подход, поэтому, читая специальную литературу, учитывайте возрастные особенности Ваших детей.
  7. Помогайте адаптироваться в новом коллективе.
  8. Обеспечьте благоприятный психологический климат в семье.
  9. Воспитывайте нравственно-правовую убежденность.
  10. Поддерживайте детей в критических и кризисных ситуациях.
  11. Повышайте уровень мотиваций детей к учебной деятельности, используя поощрение.
  12. От Вашего уровня воспитанности зависит уровень воспитанности Ваших детей.

    Заключение.

В результате проведенного полного психодиагностического исследования нами была подтверждена предполагаемая гипотеза о то, что тип или стиль семейного взаимодействия влияет на характер межличностных отношений младшего школьника со сверстниками.

У Родителей  получивших  высокие баллы по шкалам 1,2,3, и низкие баллы по шкалам 4,5 в результате опроса выяснилось, что их дети имеют в группе сверстников либо высокий статус, либо статус «звезда».

У родителей  получивших низкие баллы по шкалам 1, 2, 3, и  высокие баллы по шкалам 4,5  в результате опроса выяснилось, что их дети имеют в группе сверстников статус пренебрегаемых. 
 
 
 

Список использованной литературы

  1. Аладьин А.А. Внутрисемейные отношения в семьях подростков с нарушениями поведения [Текст] : Автореф. дис. канд. психол. наук./А. А.  Аладьин.- Минск, 1996. – 18 с.     
  2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю. Е. Алешина -  Москва, 1993.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 1996.-376 с.
  4. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения [Текст] / А. Я. Варга – М., 1986.
  5. Возрастная и педагогическая психология: [Текст] / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина [и др.], под общей ред.М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
  6. Волков, Б.С., Детская психология развития [Текст]/ Б.С. Волков. - Москва, 2000.-576с.
  7. Гребенникова И.В. Основы семейной жизни: [Текст] /  И. В. Гребенников М.: Просвещение, 1991. – 158 с. С. 24-28.
  8. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования: [Текст] / А. И. Донцов  М.: Изд-во МГУ, 1984.
  9. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология.  [Текст] /  Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1999. - 464 с.
  10. Закаблук А.Г. Особенности понимания эмоциональных состояний детьми в норме и патологии как основания их социальной адаптации// Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учрежде-ниях. СПб., 1985. С. 30-39.
  11. Ковалев С. В. Психология современной семьи: [Текст] /  – М. : Просвещение, 1988.
  12. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. [Текст] /   Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
  13. Краткий психологический словарь. [Текст] /  Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., расш., испр. и доп. –Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. 
  14. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. [Текст] /  Т. А. Куликова - М., 1999.
  15. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе [Текст] /  [Текст] /  [Текст] /  М. И. Лисина - Калинин, 2007
  16. Мухина В.С. Детская психология: [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 1985.с 22
  17. Психология развития: [Текст] / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.
  18. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. [Текст] /   Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др. ред. Е. Г. Силяева М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  19. Психология человека от рождения до смерти. [Текст]  / Под ред. А.А. Реана. - СПб: Питер, 2002. - 544 с.
  20. Раттер М. Помощь трудным детям. [Текст]  / Раттер Р. -М.: Просвещение, 1987.- 325 с.
  21. Родители и дети: тесты взаимоотношений. [Текст] / Сост. Г.Я. Кудрина. — Иркутск, 1997.
  22. Семёнов Ю. И. Происхождение брака и семьи. [Текст] / Семёнов Ю. И.  — 1-ое изд. — М.: Мысль, 1974. — 308 с.
  23. Словарь практического психолога. [Текст] / Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 1998. –800с.
  24. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: [Текст]  / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997 - 736 с.
  25. Учебно-воспитательная работа в начальной школе – пособие для учителей нач. школы, студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений, слушателей ИПК. [Текст] /  Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000
  26. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. [Текст] /   – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997."
  27. Яременко Е.О. Родительские собрания: 1-4 классы [Текст] / Яременко Е.О.   – М.: Издательство «Экзамен», 2009
 
  1. Энциклопедия  социологии http://slovari.yandex.ru/sociology [эл.ресурс ]
  2. Сайт для психологов http://www.psihologu.info/content/view/153[эл. ресурс ]
  3. Википедия www.wikipedia. Ru [эл. ресурс ]

Информация о работе Влияние внутрисемейного взаимодействия на характер межличностных отношений младшего школьника со сверстниками