Влияние внутрисемейного взаимодействия на характер межличностных отношений младшего школьника со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:10, курсовая работа

Описание

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы проблемы 4
1.1. Сущность понятия и психологическая характеристика межличностных отношений младшего школьника со сверстниками. 4
1.2. Особенности взаимодействия младшего школьника со сверстниками. 6
1.3. Характеристика семьи и типов семейного воспитания. 10
2. Практическая работа по изучению влияния внутрисемейных отношений на характер межличностного взаимодействия младших школьников со сверстниками. 15
2.1. Констатирующий этап эксперимента. 15
2.2. Рекомендации родителям. 32
Заключение

Работа состоит из  1 файл

почти готовая11 курсовая с практикой .docggg.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

На основе анализа  проведенного исследования нами были получены следующие индивидуальные данные, которые приведены в таблице 2.1.

Результаты обследования детей по

Методике «Два Дома»             

                                                            Таблица 2.1

Имя  испытуемого  Число выборов
+ -
1.маргарита.А 3 0
2.Анастасия.Б 4 0
3.Владимир.Б 2 2
4.Родион.Б 1 6
5.алексей.Д 3 16
6.Дарья.Е 3 0
7.Иван.З 3 3
8.Владислав.К 2 6
9.Артур.К 2 0
10.Тамара.К 2 0
11.Вероника.К 4 0
12.Вечеслав.К 2 14
13.Даниил.Л 2 9
14.Иван.М 3 0
15.Сергей.Н 3 0
16.Анна.Н 5 1
17.Юрий.Н 12 0
18.Федор.С 3 1
19.Татьяна.Х 3 0
20.Анастасия.Ш 4 0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таким образом, по результатам обследования в 1-ом «А» классе на основе полученных данных мы получили следующие результаты.

  • 12-«звезд»
  • 2-высокостатусных
  • 6-пренебрегаемых.

«Звезда» - это  такой член класса, который является наиболее привлекательным для всех одноклассников. Часто это внешне симпатичные, веселые дети, легко вступающие в контакт с другими людьми, и общение с которыми почти всем приносит радость и удовольствие, т. е. «звезда» относится к эмоциональной сфере отношений, сфере симпатий и антипатий между ребятами.

Высокостатусный член группы более конформен, чем низкостатусный;

высокий статус в группе обеспечивается полным согласием  с групповыми нормами; в отдельных  ситуациях наибольшую приверженность групповым нормам демонстрирует занимающий вторую по степени престижности позицию в группе; высокостатусному субъекту может быть позволено отклонение от групповых норм в попытке способствовать достижению групповой цели.

Пренебрегаемые члены группы входят в группу риска по критериям межличностных отношений. Известен феномен влияния бойкота — прекращение отношений с человеком, отсутствия реагирования на его слова и поступки и проявлений различных чувств по отношению к нему.

Для диагностики  сферы семейных отношений мы использовали тест «Семейная социограмма» (Э.Г.Эйдемиллер). [18, с.55].

В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, используются следующие:

  • число членов семьи, попавших в площадь круга;
  • величина кружков;
  • расположение кружков относительно друг друга;
  • дистанция между ними.

Таким образов  в результате проведенного исследования мы получили следующие данные.

Таблица результатов  по методике «Семейная социограмма»        

Таблица 2.2                                                                      

Имя испытуемого число членов семьи, попавших в площадь круга; величина кружков;

(см)

расположение  кружков относительно друг друга; дистанция между  ними

(см)

заключение
1.Маргарита.А 5(нет себя  на рисунке) 1,5 Все  рядом 1,0  
2.Анастасия.Б 4 1,0 Ребенок в центре, папа брат и испытуемый в одной линии, мама в стороне. Между папой  испытуемым и братом 3,0.

Между мамой  и испытуемым 3,5.

С мамой у  испытуемого конфликтные отношения, эмоциональное отвержение от нее.
3.Владимир.Б 5 Все члены семьи 3,0, испытуемый 1,0 Ребенок в центре, остальные члены семьи вокруг. 0,5. У испытуемого  занижена самооценка,  но с членами семьи благоприятные отношения.
4.Родион.Б 11 Все по 1,0, испытуемый 0,6 Члены семьи  нарисованы в два ряда. Испытуемый в первом, родители во втором ряду. От испытуемого  до мамы 2,5, до папы 3,5. Эмоциональное не благополучие с родителями, но их значимость для испытуемого велика.
5.Алексей.Д 4 Все по 0,6, испытуемый 1,0. Родители в  верхнем ряду, ребенок внизу между родителями. От мамы 1,5, от папы 2,0 Испытуемый  переживает эмоциональную отверженность в отношении с родителями .
6.Дарья.Е 9 Испытуемый 2,5, Мама 2,0, папа 1,0, все остальные по 1,5 . Ребенок в центре, остальные по кругу От мамы 1,5, от папы 1,0. Эгоцентричная личность с завышенной самооценкой, переживающая эмоциональную отверженность.
7.Иван.З 6 Испытуемый  и мама 1,0, папа 0,8, все остальные 0,4. Все члены семьи  в одной линии. От папы на 0, 5, от мамы на 1,5. Мама имеет  значимость больше чем папа, но эмоциональное отвержение больше со стороны мамы, с папой эмоциональное благополучие.
8.Владислав.К 8 Испытуемый 0,5, мама 1,0, папа отсутствует, остальные по 0,8. Мама в центре, остальные члены семьи вокруг мамы. От мамы на 0,8, от остальных на 1,5- 4,0. С папой скорей всего в конфликтных отношениях, мама играет огромную роль, с ребенком у нее эмоциональное благополучие.
9.Артур.К 5 Мама 1,5. Испытуемый папа и все остальные 1,0. Все в одной  линии . Дистанция отсутствует, один круг связан с другим. недифференцированность "Я" у членов семьи, наличии симбиотических связей. Мама  имеет большую значимость.
10.Тамара.К 6 Папа 1,8, мама испытуемый и все остальные 1,4. Мама в кругу, остальные окружают ее. От папы на 1,5, от мамы на 2,0. Папа имеет  наибольшую значимость.  С мамой прослеживается эмоциональное отвержение.
11.Вероника.К 4 Папа отсутствует, мама и испытуемый 1,0, все остальные 0,5. Испытуемый  в верхней части круга, остальные в середине. От мамы на 2,0, от остальных на 2,5-5,0. С папой в  конфликтных отношениях. Ребенок значим для семьи, с мамой наибольшее эмоциональное благополучие.
12.Вечеслав.К 8 Бабушка 1,5, папа 0,8, испытуемый и мама 0,5. Бабушка в середине, остальные вокруг нее. От бабушки  на 1,0, от папы на 2,5, от мамы на 5,0. Больше всего  значима для ребенка бабушка, второй по значимости папа. С мамой очень ярко выраженное эмоциональное отвержение.
13.Даниил.Л 6 Папа 0,3, испытуемый 0,5, все остальные 1,0. Папа в центре, остальные вокруг него. От папы на 1,0, от мамы на 3,5. Папа не очень  значим в семье, но эмоциональное благополучие прослеживается только с папой, с мамой эмоциональное отвержение.
14.Иван.М 6 Испытуемый 1,0, мама 0,8, папа и остальные 0,5. Мама папа и  ребенок в одной линии . От папы 1,0, от мамы 2,5. Значимость  мамы больше чем всех остальных, но прослеживается эмоциональное отвержение.
15.Сергей.Н 4 Папа отсутствует. Испытуемый 1,3, мама и все остальные 0,8 . Ребенок в середине, остальные в линии по левую сторону. От мамы на 4,5, от бабы на 3,0. С папой конфликтные  отношения, с бабушкой эмоциональное благополучие больше чем с мамой, но значимость мамы для ребенка больше, чем значимость остальных.
16.Анна.Н 7 Папа 2,0, мама 1,0, испытуемый 1,5. Ребенок в середине, остальные вокруг него. От папы на 3,5, от мамы на 3,8. Значимость  папы выше ,чем значимость мамы. С папой благоприятные эмоциональные отношения, с мамой эмоциональное неблагополучие.
17.Юрий.Н 4 Все одного размера 1,0. Все в одной  линии. Дистанция отсутствует, все кружки объединены. недифференцированность"Я" у членов семьи, наличии симбиотических связей.
18.Федор.С 8 Испытуемый  папа и остальные 0,8, мама 0,6. Все члены семьи  в два ряда. В верхнем ряду ребенок и родители, в нижнем остальные. От мамы на 1,3, от папы на 2,8. Мама меньше значима, но эмоциональное благополучие с мамой больше, чем с папой. Эмоциональное отвержение в отношениях с отцом.
19.Татьяна.Х 8 Мама и папа 2,5, испытуемый и остальные 0,7. Расположены в  три ряда. В верхнем ряду ребенок с родителями. От папы на 1,0, от мамы на 3,5. Значимость  папы выше, чем значимость мамы. С папой благоприятные эмоциональные отношения, с мамой эмоциональное неблагополучие и отвержение.
20.Анастасия.Ш 12 Испытуемый  мама и остальные 0,5, папа 1,0. Испытуемый  и родители в одной плоскости, остальные в других. От мамы на 1,6, от папы на 2,0. Папа значим в семье, но больше прослеживается эмоциональное отвержение, с мамой эмоциональное благополучие.
 

Для представления  четкой картины нашего исследования следующим этапом мы продиагностировали родителей 1 «А» класса по Тесту – опроснику родительского отношения. Варга А.В, Столин В.В [26,с. 77].

Целью данной методики является изучение родительской позиции матери или отца к своему ребенку. Методика включает пять шкал: «Принятие — отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.3 

Результаты  по  Тесту – опроснику  родительского  отношения. Варга А.В, Столин В.В  
Имя  испытуемого (родители) 1.принят-отвер  % 2.обр  соц желат.% 3.симбиоз  % 4.Авторит  гиперс.% 5.мал.неудачн  %
1.Маргарита.А 53.7 31 96.6 50 70.25
2.Анастасия.Б 31 31 92 83.79 84.9
3.Владимир.Б 12 19.2 39 32 14
4.Родион.Б 53 19.22 86.6 53.87 84
5.Алексей.Д 94.6 19.22 96.6 96.6 96.8
6.Дарья.Е 31 19.22 86.6 50 45.57
7.Иван.З 84 19 74.9 95.76 45.5
8.Владислав.К 31 19.2 57.96 83.79 84.1
9.Артур.К 53.3 9.77 86.6 83.7 45.5
10.Тамара.К 31 31 96.6 53 84
11.Вероника.К 31 31 86.6 3.1 45.5
12.Вечеслав.К 12 19.22 39.06 53.87 45.5
13.Даниил.Л 12 31 57.96 53.87 70.25
14.Иван.М 12.2 19.22 86.6 83.7 70.25
15.Сергей.Н 53.7 12.2 39 53 45.5
16.Анна.Н 31 9 74.9 69 45
17.Юрий.Н 3.7 31 4.7 13.8 14
18.Федор.С 88 9.7 39 32 14
19.Татьяна.Х 68 12.2 19 69.3 93
20.Анастасия.Ш 12 31 92.9 83.7 84.1
 

                                                               Таблица 2.4 

Результаты  по  Тесту – опроснику  родительского  отношения. Варга А.В, Столин В.В  
Имя  испытуемого (родители) 1.принят-отвер  (30) 2.обр  соц желат.(7) 3.симбиоз  (7)  4.Авторит  гиперс.(7) 5.мал.неудачн  (8)
1.Маргарита.А 10 7 7 3 2
2.Анастасия.Б 9 7 6 5 3
3.Владимир.Б 8 6 2 2 0
4.Родион.Б 10 6 5 3 3
5.Алексей.Д 18 6 7 7 6
6.Дарья.Е 9 6 5 4 1
7.Иван.З 13 6 4 6 1
8.Владислав.К 9 6 3 5 3
9.Артур.К 10 4 5 5 1
10.Тамара.К 9 7 7 3 3
11.Вероника.К 9 7 5 1 1
12.Вечеслав.К 8 6 2 3 1
13.Даниил.Л 8 7 3 3 2
14.Иван.М 8 6 5 5 2
15.Сергей.Н 10 5 2 3 1
16.Анна.Н 9 4 4 4 2
17.Юрий.Н 24 7 7 1 0
18.Федор.С 14 4 2 2 0
19.Татьяна.Х 11 5 1 4 4
20.Анастасия.Ш 8 7 6 5 3

Информация о работе Влияние внутрисемейного взаимодействия на характер межличностных отношений младшего школьника со сверстниками