Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:16, курсовая работа
Цель работы: проанализировать внимание и его роль в деятельности человека.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие внимания;
2. Описать роль внимания в деятельности человека;
3. Подобрать адекватную методику для исследования внимания и сформулировать группу испытуемых;
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование внимания и его роли
в деятельности человека 5
1.1. Понятие внимания 5
1.2. Роль внимания в деятельности человека 11
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня внимания у студентов 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 22
Выводы по второй главе 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28
28
Внимание и его роль в деятельности человека
Курсовая работа по психологии
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование внимания и его роли
в деятельности человека 5
1.1. Понятие внимания 5
1.2. Роль внимания в деятельности человека 11
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня внимания у студентов 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 22
Выводы по второй главе 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение
Введение
На человека со всех сторон обрушивается множество самой разнообразной информации: музыка, шумы, яркие плакаты рекламы, сообщения по радио, телевидении, разговоры соседей, друзей, информация книг, газет, интернет и др. Но человек в этом море информации находит именно ту, которая особенно необходима ему именно сейчас. И помогает ему в этом особое состояние сознания, которое называется вниманием.
Увеличение объема информации, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпов жизни, объема человеческих контактов приводит к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Если сказать образно, то внимание –это та дверь, через которую окружающий мир входит в душу человека. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления протекают быстрее и правильнее.
Внимание всегда есть выделение из чего-то и сосредоточенность на этом. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность организации этого процесса.
Актуальность исследования. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Оно выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. К.С. Станиславский замечал: «Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».
Цель работы: проанализировать внимание и его роль в деятельности человека.
Гипотеза исследования: предполагается, что у студентов Туймазинского медицинского колледжа 313 группы, III бригады уровень утомляемости внимания распределен неравномерно.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие внимания;
2. Описать роль внимания в деятельности человека;
3. Подобрать адекватную методику для исследования внимания и сформулировать группу испытуемых;
4. Провести эмпирическое исследование;
5. Обработать данные исследования и провести анализ результатов.
Объект исследования: внимание.
Предмет исследования: внимание и его роль в деятельности человека.
Эмпирическая база исследования: Туймазинский медицинский колледж, 313 группа, III бригада.
Глава 1. Теоретическое исследование
внимания и его роли в деятельности человека
1.1. Понятие внимания
Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты или явления, соответствующие потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности; сосредоточение сознания на отдельных аспектах действительности, имеющих для субъекта устойчивую или ситуативную значимость [14].
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т.Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания. Для Т.Рибо было особенно характерно подчеркивание значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке интересующего нас явления. Имея это в виду, концепцию Рибо можно назвать психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, кроме того, влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне. Основную роль движений в акте внимания Т.Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств –зрения и слуха –внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем. Двигательный эффект внимания, по мнению Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т.Рибо [11].
Теория установки предложенная Д.Н.Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния пред настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия. Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов. Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта тем не менее могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы. «На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью ясности и отчетливости для того, чтобы... быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации» [6].
С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название – «объективация»).
Интересную теоретическую концепцию внимания предложил П.Я.Гальперин. По его мнению Внимание является одним из моментов ориентировочно-
По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.
Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий [1].
У Течнера вводится понятие «волны внимания», с помощью которого определяются три главных свойства внимания. По его мнению когда есть внимание можно говорить о:
1. Степени, силовой характеристике внимания (высота волны внимания). На что-то можно потратить очень много сил, то есть все внимание погружено в определенном объекте, например перцептивное внимание, состояние бдительности. А иногда можно говорить о малой степени сосредоточенности. То есть речь идет о степени концентрации, сосредоточенности. Здесь возникает проблема измерения этой силы внимания. Тетчнер писал, что много было произведено измерений силы внимания, но во многих случаях было спутано сила внимания и степень произвольного усилия, ситуации напряжения в связи с борьбой с отвлечением на что-то более интересное (когда надо что-то делать неинтересное). Это главная черта произвольного внимания и во многих исследованиях все внимание рассматривалось как вторичное. То есть нельзя путать субъективное переживание усилия, напряжение (степень напряженности) со степенью внимания на чем-то (другие ощущения времени, чувства подъема, радости). В этом ошибочном случае меряется совокупность кинестетических ощущений (мышечных напряжений) и тогда можно мерить порог кинестетических ощущений. У кого порог выше, у того хуже внимание, у кого ниже, значит чувствительность лучше. Это ложный ход. Высшие степени внимания не заключают в себе никакой напряженности. Сейчас наиболее типичной процедурой измерения силы, степени внимания является методика двойной задачи: есть основная деятельность и отвлекающая деятельность. И чем сильнее человек сосредоточен на основной задаче, тем сильнее должна быть отвлекающая задача. Сложность отвлекающей задачи в эксперименте возрастает. В какой-то момент происходит переключение «срыв» на отвлекающую задачу. В зависимости от уровня срыва можно говорить о степени сосредоточенности. На этом построена теория Канемана (теория психического усилия) [13].
2. Пространственное свойство связанное с ограничением объема содержаний внимания. То есть речь идет об объеме, который ограничен. Это объемная характеристика. Иногда говорят о поле, площади настройки внимания. То есть внимание имеет некоторый объем, площадь который при наличии внимания может успешно перерабатываться. Здесь стоит проблема ограничения этого объема, количества перерабатываемых единиц. В современной психологии то что называют объемом кратковременной памяти это тоже самое, что Вундт называл объемом внимания. То что он называл объемом сознания, Сперлинг называл объемом восприятия. Методика Сперлинга позволила различить объем восприятия и объем собственно кратковременной памяти и внимания. Методика состояла в полном и частичном отчете; в полном отчете фиксируется объем внимания или КП, в частичном отчете мы изучаем объем сознания по Вундту или объем восприятия, который гораздо больше [15].
3. Временное свойство рассматривающее устойчивость-неустойчивость, колебания внимания, сдвиги, кванты внимания. То есть как бы существование внимания во времени. Рассмотрение этого свойства происходит в условиях монотонии, где нет признаков, которые могли бы стимулировать извне. Внимание начинает колебаться когда мы погружены в какую-нибудь однородную среду деятельности. Внешних изменений нет а все изменения, которые происходят вызваны колебаниями внимания субъекта. Здесь возможны колебания перцептивных организаций (фигура-фон) и т.д. Джемс писал, что главным фактором определяющим условия устойчивого внимания в ситуации когда объекты сами по себе уже не несут никаких признаков изменения, является активная работа субъекта с этим материалом, то есть организация неизменного материала, новых задач, поиск нового в материале. Гельмгольц приводил пример ситуации бинокулярного соревнования в стереоскопе при рассматривании разных изображений. В начале что-то задерживается в фокусе, а потом начинает непроизвольно колебаться в индивидуальном психическом ритме. Зафокусировать свое внимание на одном объекте и тем сделать его устойчивым можно если начать работу с этим объектом, если поставить задачу в отношении этого объекта (например считать вертикальные а не горизонтальные полоски этого объекта) и тогда только он и будет восприниматься. То есть открывать все новые и новые стороны в этом объекте, инициировать свою активность по отношению к этому объекту [2].
4. Фундаментальным и наиболее изучаемым свойством внимания не представленным у Течнера, является распределение внимания, то есть успешное выполнение нескольких дел является показателем распределения внимания. Здесь стоит вопрос о том, существует ли это распределение на самом деле: существует точка зрения о том что субъективное ощущения распределения внимания не означает наличие нескольких фокусов внимания, а скорее либо быстрое переключение с одного на другое, либо специальная организация внутренней работы внимания, его иерархизация, где внимания направляется на главное действие, а остальные осуществляются на уровне контроля. Но факт остается фактом (Юлий Цезарь или циркачка, которое писала одновременно шесть разных слов на разных языках) [13].
1.2. Роль внимания в деятельности человека
Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательс
Информация о работе Внимание и его роль в деятельности человека