Внимание и его роль в деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:16, курсовая работа

Описание

Цель работы: проанализировать внимание и его роль в деятельности человека.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие внимания;
2. Описать роль внимания в деятельности человека;
3. Подобрать адекватную методику для исследования внимания и сформулировать группу испытуемых;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование внимания и его роли
в деятельности человека 5
1.1. Понятие внимания 5
1.2. Роль внимания в деятельности человека 11
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня внимания у студентов 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 22
Выводы по второй главе 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

КР Внимание.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта (не существует образа внимания), его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Внимание –это пси­хологическое состояние, характеризующее интенсивность познаватель­ной деятельности и выражающаяся в ее сосредоточенности на сравни­тельном узком участке (действии, предмете, явлении). Внимание –это направленность и сосредоточенность сознания человека на определен­ных объектах или деятельности при одновременном отвлечении от дру­гих объектов или явлений [10].

Основными функциями внимания являются:

1. Активизация необходимых и торможение ненужных в данный мо­мент психических и физиологических процессов.

2. Целенаправленный организованный отбор поступающей инфор­мации –основная селективная функция внимания.

3. Удержание, сохранение образов определенного предметного содер­жания до тех пор, пока не будет достигнута цель.

4.  Обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте.

5.  Регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание связано со всей личностью человека, его интересами, склон­ностями, призванием. От особенностей внимания зависят и такие цен­ные качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности.

Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Это боль­шая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт или эффект внимания, но, как следствие, здесь возникают некоторые второстепенные эффекты, а именно:

1.  Это представление благодаря его большой познаваемости стано­вится для нас раздельнее, в нем мы замечаем больше подробностей (аналитический эффект внимания).

2. Оно делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает (фикси­рующий момент).

Внимание - необходимое условие качественного выпол­нения любой деятельности. Оно выполняет функцию кон­троля и особенно необходимо при всяком обучении, ког­да человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями [3].

Физиологическую основу внимания составляют ориен­тировочно-исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. И.П. Павлов назвал эти рефлексы рефлексами «что такое?». Он писал: «Ежеминутно всякий новый раздра­житель, падающий на нас, вызывает соответствующее дви­жение с нашей стороны, чтобы лучше, полнее осведомить­ся относительно этого раздражителя. Мы вглядываемся в по­являющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах и, если новый предмет поблизости от нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить или захватить всякое новое явление или предмет... соответствующими органами чувств» [4].

Благодаря ориентировочно-исследовательскому рефлек­су воздействие нового объекта на нервную систему чело­века становится более сильным и многообразным. В тех участках коры больших полушарий мозга, которые под­вергаются воздействию новых раздражителей, создается до­статочно сильный и устойчивый очаг возбуждения (доми­нирующий, по определению А.А. Ухтомского, создавше­го учение о доминанте - очаге возбуждения, обладающем повышенной устойчивостью). Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет по­нять такую степень сосредоточенности человека на каком-либо предмете или явлении, когда посторонние раздра­жители не в силах вызвать отвлечение внимания, они ос­таются незамеченными.

К.Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания в пси­хической деятельности: «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» [3].

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет мно­го различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологиче­ские процессы, способствует организованному и целенаправлен­ному отбору поступающей в организм информации в соответст­вии с его актуальными потребностями, обеспечивает избиратель­ную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность по­знавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наи­более важным для организма, для реализации интересов лично­сти. Вниманием определяется точность и детализация восприя­тия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности –словом, качест­во и результаты функционирования всей познавательной ак­тивности.

Для перцептивных процессов внимание является своеобраз­ным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, спо­собный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запо­минаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор пра­вильного понимания и решения задачи. В системе межчелове­ческих отношений внимание способствует лучшему взаимопо­ниманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жиз­ни, чем недостаточно внимательный [8].

Рассмотрим основные виды внимания и их влияние на деятельность человека. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредст­венное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произ­вольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обес­печивающий работу такого внимания, называется ориентировоч­ным рефлексом. Он связан с активно­стью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны [6].

Социально обусловленное внимание складывается прижизнен­но в результате обучения и воспитания, связано с волевой регу­ляцией поведения, с избирательным сознательным реагирова­нием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме то­го объекта, на который оно направлено и который соответству­ет актуальным интересам и потребностям человека. Опосредст­вованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов [12].

Непроизвольное внимание возникает стихийно, для его возникнове­ния не требуется волевых усилий. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях среды, выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл. На возникновение непроизвольного внимания оказывают внимания два фактора: объективный и субъективный. Влияние объективного фактора заключается в том, что внимание привлекают, «притягивают» к себе объективные особенности предметов и явлений –их интенсивность (гром­кий звук, яркий цвет), новизна (автомобиль на солнечных батареях в глухой африканской деревне), динамичность (движущийся объект на фоне неподвижных), контрастность (человек очень высокого роста в окружении малышей) [4].

Факторы, которые определяют непроизвольное внимание:

      Интенсивность раздражителя;

      Качество раздражителя;

      Повторное появление раздражителя;

      Внезапность появления объекта;

      Движение объекта;

      Новизна объекта;

      Соответствие и согласие с наличным содержанием сознания [2].

Субъективный фактор проявляется в избирательном отношении че­ловека к окружающему. Особую роль здесь играют: доминирующая мо­тивация (человек, испытывающий жажду, обращает внимание на все связанное с жидкостью, а утолив жажду, не обращает внимания даже на привлекательно выглядящие емкости с напитками), отношение к объекту познания или деятельности (профессионал при случайном взгляде на книжный лоток в первую очередь обращает внимание на книги, связанные с его специальностью) [7].

Источники произвольного внимания целиком определяются субъек­тивными факторами. Произвольное внимание служит для достижения заранее поставленной и принятой к исполнению цели. Круг объектов произвольного внимания безграничен, поскольку не определяется осо­бенностями стимуляции, спецификой организма и интересами челове­ка. В зависимости от характера этих условий и от системы деятельнос­ти, в которую включены акты произвольного внимания, выделяют не­сколько его разновидностей:

1. Процессы социального намеренного обращения внимания могут протекать легко и без помех. Такое внимание называют собственно произвольным, чтобы отличить его от случаев привычного внимания, о которых говорилось ранее. Необходимость в волевом внимании лежит в русле обслуживаемой деятельности и возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объекта­ми или тенденциями внимания непроизвольного. Чувство напряжения –характерное переживание процесса внимания данного вида. Волевое внимание можно определить как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере. Борьба с самим собой –суть любых процессов волевого внимания [10].

2. Следующая разновидность произвольного внимания –внимание выжидательное. Волевой характер выжидательного внимания просту­пает особенно выпукло в ситуациях решения так называемых «задач на бдительность» [8].

3. Особенно важный вариант развития произвольного внимания зак­лючается в трансформации волевого внимания в спонтанное. Функция непроизвольного внимания заключается в том, чтобы создать спонтан­ное внимание. При неудаче появляется лишь утомление и отвращение. Спонтанное внимание обладает характером как произвольного, так и непроизвольного внимания. С вниманием произвольным его роднит чув­ство активности, целенаправленности, подчиненность намерению вни­мать выбранному объекту или виду деятельности. Общим моментом с непроизвольным вниманием заключается в отсутствии усилия, автома­тичности и сильном эмоциональном сопровождении [14].

Основной функцией произвольного внимания является активное ре­гулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, которая направ­ляется на контроль своего поведения, на поддержание устойчивой изби­рательной активности [10].

Произвольное (преднамеренное) внимание отличается следующими особенностями:

1. Целенаправленностью –оно определяется задачами, которые че­ловек ставит перед собой в той или иной деятельности.

2. Организованным характером деятельности –человек заранее го­товится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на этот предмет, проявляет умение организо­вывать необходимые для данной деятельности психические процессы.

3. Устойчивостью –оно продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы.

Преднамеренное внимание всегда связано с речью, со словами, в ко­торых мы выражаем наше намерение.

Причины, обусловливающие произвольное внимание:

1.  Интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности.

2.   Осознание долга и обязанности, побуждающие как можно лучше выполнять данный вид деятельности [12].

Произвольное внимание возникает в том случае, если перед челове­ком встает задача, решение которой требует определенных волевых уси­лий. Произвольность внимания развивается вместе с развитием его от­дельных свойств [6].

Есть еще и третья стадия развития внимания, и она состоит в воз­вращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного». Понятие послепроизвольного внима­ния было введено в психологию Н.Ф.Добрыниным. Послепроизольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредо­точении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности и считается (К.К.Платонов) высшей формой профессиональ­ного внимания. Возникает оно в том случае, когда начало деятельности сопровождалось высоким процентом отвлечения и требовало от челове­ка значительных волевых усилий. Однако возникший интерес к выпол­няемой работе увлекает работника и делает волевой контроль ненуж­ным. Например, студент приступает к написанию заданного рефе­рата. Он постоянно отвлекается –то ищет другую ручку, то разгова­ривает по телефону и т.д. Продолжение работы над рефератом требует значительного усилия, приходится «заставлять себя». Но по мере выполнения работы тема реферата увлекает студента настолько, что он с головой уходит в работу, не замечая прошедшего времени, а отвлечение от работы вызывает негативные эмоции. Цель деятельности сохраняет­ся, но отпадает необходимость прилагать усилия к тому, чтобы быть внимательным, т.е. внимание становится послепоизвольным [10].

Внимание встречается в трех стадиях своего разви­тия:

      Как первичное внимание, определяемое разнообразными влияния­ми, которые в состоянии произвести сильное воздействие на нервную систему;

      Как вторичное внимание, в продолжение которого центр сознания удерживается, несмотря на противодействие со стороны других пережи­ваний;

      И, наконец, как произвольное первичного внимания, когда это восприятие или представление одерживает неоспоримую победу над сво­ими конкурентами [8].

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и из­бирательной работой органов чувств, а второе –с сосредото­ченностью и направленностью мысли. При чувственном вни­мании в центре сознания находится какое-либо чувственное впе­чатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль. Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внима­тельностью. Внимательный человек - это человек наблюда­тельный, он достаточно полно и точно воспринимает ок­ружающее, и учение и трудовая деятельность у него про­текает успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности [2].

Информация о работе Внимание и его роль в деятельности человека