Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:16, курсовая работа
Цель работы: проанализировать внимание и его роль в деятельности человека.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие внимания;
2. Описать роль внимания в деятельности человека;
3. Подобрать адекватную методику для исследования внимания и сформулировать группу испытуемых;
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование внимания и его роли
в деятельности человека 5
1.1. Понятие внимания 5
1.2. Роль внимания в деятельности человека 11
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня внимания у студентов 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 22
Выводы по второй главе 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими людьми. Чуткость, отзывчивость, понимание настроений и переживаний другого человека, способность уловить малейшие нюансы его чувств и желаний и умение учесть все это в своем поведении и общении с ним отличают внимательного к людям человека и свидетельствуют о достаточно высоком развитии личности. Внимание к человеку является внешним проявлением внутренней культуры, или интеллигентности, в основе которой уважение к другому человеку. Внимание имеет свое внешнее выражение - особенность позы, поворот головы, выражение и движение глаз [10].
Выводы по первой главе
Существуют различные психологические теории внимания. Значительный вклад в понимание природы внимания внесли: Т.Рибо, который связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, осуществляемых при восприятии и представлении объектов. По мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием установка. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. П.Я.Гальперин считал, что внимание является одним из моментов ориентировочно-
Внимание - необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности –словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.
Глава 2. Эмпирическое исследование внимания
2.1. Организация и методы исследования
В нашем эмпирическом исследовании приняли участие 10 студентов Туймазинского медицинского колледжа 313 группа, III бригады в возрасте от 19-22 года. Исследование проводилось со 16 по 17 марта 2009 года.
Испытуемым была предложена методика «Корректурные пробы». Предлагаемый вариант «корректуры» является модификацией известной пробы В. Н. Аматуни, разработанной в лаборатории психологии Института им. В. М. Бехтерева. По сравнению с оригиналом в ней сокращен «алфавит» символов (цифр): всего 800 цифр — по 400 в верхней и нижней, правой и левой половинах таблицы, разделенной линиями на 4 равных квадранта. Сами цифры для удобства испытуемого увеличены в размерах (порядок их следования по сравнению с оригиналом не изменен).
Инструкция испытуемому: перед Вами таблица с набором цифр. По команде «начали» вычеркивайте цифры 6 и 9 в каждой строке, начиная с первой верхней. Работайте быстро, стараясь не пропускать названных цифр. На линии, разделяющие ряды цифр внимание не обращайте».
По команде «начали» включается секундомер (время отмечается в сек).
Итогами эксперимента являются:
1. Время выполнения 1-й горизонтальной половины таблицы (t1);
2. Общее время выполнения задания (Т);
3. Время выполнения 2-й половины таблицы (t2=T— t1);
4. Определение «индекса утомляемости» (ИУ) по формуле: t1 / t2.
Чем ИУ меньше единицы, тем больше вероятность повышенной утомляемости испытуемого, снижения уровня активного внимания и умственной работоспособности (учитываются также факты аспонтанности, необходимости побуждения к действию и т. п.). Если ИУ выше или близкий к единице, можно говорить о нормальной или повышенной психической активности.
Анализируются также факторы функциональной асимметрии внимания (АВ). С этой целью подсчитывается количество ошибочно зачеркнутых или пропущенных цифр в правой и левой половинах таблицы. Возможно вычисление коэффициента АВ по формуле:
КАВ= М1 / М2;
где М1 - количество ошибок в правой половине таблицы, М2 - в левой.
2.2. Анализ результатов исследования
По результатом проведенного тестирования были составлены таблицы 1 и 2.
Таблица 1
Итоги эксперимента
№ п/п | Имя | t1 | t2 | Т | ИУ | КАВ |
1 | Гульназ Ш. | 1,23 | 1,8 | 2,21 | 0,68 | 0,5 |
2 | Ильмира С. | 1,18 | 1,11 | 2,29 | 1,06 | 0 |
3 | Ирина А. | 1,16 | 1,12 | 2,28 | 1,03 | 0 |
4 | Ирина Г. | 1,32 | 1,7 | 3,02 | 0,7 | 0 |
5 | Лидия | 1,01 | 1,03 | 2,04 | 0,9 | 1,2 |
6 | Юлия | 1,26 | 1,27 | 2,53 | 0,99 | 0 |
7 | Регина | 1,35 | 1,21 | 2,26 | 1,11 | 1 |
8 | Альбина | 1,29 | 1,0 | 2,29 | 1,29 | 0 |
9 | Ильмира Р. | 1,32 | 0,93 | 2,25 | 1,4 | 0,6 |
10 | Гульназ Ф. | 1,85 | 0,71 | 2,56 | 2,6 | 0 |
Исследования показали, что повышенная утомляемость наблюдается у следующих испытуемых: Гульназ Ш., Ирина Г., Лидия. У данных студентов наблюдается сниженный уровень активного внимания и умственной работоспособности.
У Юли, Ильмиры С., Ирины А. наблюдается нормальный уровень утомляемости, т.е. можно заключить, что у данных испытуемых нормальный уровень психической активности.
Пониженный уровень утомляемости, т. .е повышенная психическая активность наблюдается у следующих испытуемых: Регина, Альбина, Ильмира Р., Гульназ Ф.
Результаты, представленные в таблице 1, можно представить на рис. 1.
Рис. 1. Сооношение времени выполнения 1-й и 2-й
горизонтальной половины таблиц
На основании данных таблицы 1, составим таблицу 2, в которой представим процентное соотношение индекса утомляемости.
Таблица 2
Индекс утомляемости (в%)
Уровень | Индекс утомляемости | |
Количество | Процент (%) | |
Повышенный | 3 | 30 |
Нормальный | 3 | 30 |
Пониженный | 4 | 40 |
У исследованных студентов индекс утомляемости распределен нераномерно. Повышенный уровень утомляемости проявился у 30% исследованных, нормальный– у 30%, пониженный – у 40%. Результаты, представленные в таблице 2, можно представить на рис.2.
Рис.2. Индекс утомляемости (в%)
Выводы по второй главе
В нашем эмпирическом исследовании приняли участие 10 студентов Туймазинского медицинского колледжа 313 группа, III бригады в возрасте от 19-22 года. Исследование проводилось со 16 по 17 марта 2009 года.
Испытуемым была предложена методика «Корректурные пробы». Предлагаемый вариант «корректуры» является модификацией известной пробы В. Н. Аматуни, разработанной в лаборатории психологии Института им. В. М. Бехтерева. Итогами эксперимента являются: время выполнения 1-й горизонтальной половины таблицы (t1); общее время выполнения задания (Т); время выполнения 2-й половины таблицы (t2=T— t1); определение «индекса утомляемости» (ИУ) по формуле: t1 / t2
По результатам проведенного исследования выявили, что у исследованных студентов индекс утомляемости распределен нераномерно. Повышенный уровень утомляемости проявился у 30% исследованных, нормальный– у 30%, пониженный – у 40%.
Гипотеза исследования о том, что у студентов Туймазинского медицинского колледжа 313 группы, III бригады уровень утомляемости внимания распределен неравномерно, подтвердилась.
Заключение
Внимание играет огромную роль внимания в психической деятельности человека. Внимание - необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Выделяют непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает стихийно, для его возникновения не требуется волевых усилий. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях среды, выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.
Источники произвольного внимания целиком определяются субъективными факторами. Произвольное внимание служит для достижения заранее поставленной и принятой к исполнению цели. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, которая направляется на контроль своего поведения, на поддержание устойчивой избирательной активности.
Внимание связано со всей личностью человека, его интересами, склонностями, призванием. От особенностей внимания зависят и такие ценные качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности.
Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
В эмпирическом исследовании испытуемым была предложена методика «Корректурные пробы». Предлагаемый вариант «корректуры» является модификацией известной пробы В. Н. Аматуни, разработанной в лаборатории психологии Института им. В. М. Бехтерева. Итогами эксперимента являются: время выполнения 1-й горизонтальной половины таблицы; общее время выполнения задания; время выполнения 2-й половины таблицы; определение «индекса утомляемости» (ИУ) по формуле.
По результатам проведенного исследования выявили, что у исследованных студентов индекс утомляемости распределен нераномерно. Повышенный уровень утомляемости проявился у 30% исследованных, нормальный– у 30%, пониженный – у 40%.
Гипотеза исследования о том, что у студентов Туймазинского медицинского колледжа 313 группы, III бригады уровень утомляемости внимания распределен неравномерно, получила свое подтверждение. Таким образом, поставленная цель и задачи были выполнены.
Список использованной литературы
1. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: Прогресс, 1974.
2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: Инфра-М, 1999.
3. Косенко В. Г., Смоленко Л. Ф., Чебуракова Т. А. Медицинская психология для медсестер и фельдшеров. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: «Сфера», 2003.
5. Немов Р.С. Практическая психология. - М., Владос, 1998.
6. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: Владос, 2000. - Кн. 1: Общие основы психологии.
Информация о работе Внимание и его роль в деятельности человека