Внимание и его роль в деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:16, курсовая работа

Описание

Цель работы: проанализировать внимание и его роль в деятельности человека.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие внимания;
2. Описать роль внимания в деятельности человека;
3. Подобрать адекватную методику для исследования внимания и сформулировать группу испытуемых;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование внимания и его роли
в деятельности человека 5
1.1. Понятие внимания 5
1.2. Роль внимания в деятельности человека 11
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня внимания у студентов 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 22
Выводы по второй главе 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

КР Внимание.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

Внимательность человека проявляется не только в по­знании мира и осуществлении деятельности, но и в отноше­ниях с другими людьми. Чут­кость, отзывчивость, понима­ние настроений и пережива­ний другого человека, способ­ность уловить малейшие нюансы его чувств и желаний и умение учесть все это в сво­ем поведении и общении с ним отличают внимательного к людям человека и свидетель­ствуют о достаточно высоком развитии личности. Внимание к человеку является внешним проявлением внутренней культуры, или интеллигентности, в основе ко­торой уважение к другому человеку. Внимание имеет свое внешнее выражение - особен­ность позы, поворот головы, выражение и движение глаз [10].


Выводы по первой главе

 

Существуют различные психологические теории вни­мания. Значительный вклад в понимание природы внимания внесли: Т.Рибо, который связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, осуществляемых при восприятии и представлении объектов. По мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вни­манием установка. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. С понятием установки в теории Узнадзе также связано по­нятие объективации. П.Я.Гальперин считал, что внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой пси­хологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент вре­мени в психике человека. У Течнера вводится понятие «волны внимания», с помощью которого определяются три главных свойства внимания.

Внимание - необходимое условие качественного выпол­нения любой деятельности. Оно выполняет функцию кон­троля и особенно необходимо при всяком обучении, ког­да человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произ­вольное обязательно включает волевую регуляцию. Произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из ин­тересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

С вниманием связаны направленность и избирательность по­знавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наи­более важным для организма, для реализации интересов лично­сти. Вниманием определяется точность и детализация восприя­тия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности –словом, качест­во и результаты функционирования всей познавательной ак­тивности.


Глава 2.  Эмпирическое исследование внимания

 

2.1. Организация  и методы исследования

 

В нашем эмпирическом исследовании приняли участие 10 студентов Туймазинского медицинского колледжа 313 группа, III бригады в возрасте от 19-22 года. Исследование проводилось со 16 по 17 марта 2009 года.

Испытуемым была предложена методика «Корректурные пробы». Предлагаемый вариант «корректуры» является модификацией известной пробы В. Н. Аматуни, разработанной в лаборатории психологии Института им. В. М. Бехтерева. По сравнению с оригиналом в ней сокращен «алфавит» символов (цифр): всего 800 цифр — по 400 в верхней и нижней, правой и левой половинах таблицы, разделенной линиями на 4 равных квадранта. Сами цифры для удобства испытуемого увеличены в размерах (порядок их следования по сравнению с оригиналом не изменен).

Инструкция испытуемому: перед Вами таблица с набором цифр. По команде «начали» вычеркивайте цифры 6 и 9 в каждой строке, начиная с первой верхней. Работайте быстро, стараясь не пропускать названных цифр. На линии, разделяющие ряды цифр внимание не обращайте».

По команде «начали» включается секундомер (время отмечается в сек).

Итогами эксперимента являются:

1.  Время выполнения 1-й горизонтальной половины таблицы (t1);

2.  Общее время выполнения задания (Т);

3.  Время выполнения 2-й половины таблицы (t2=T— t1);

4.  Определение «индекса утомляемости» (ИУ) по формуле: t1 / t2.

Чем ИУ меньше единицы, тем больше вероятность повышенной утомляемости испытуемого, снижения уровня активного внимания и умственной работоспособности (учитываются также факты аспонтанности, необходимости побуждения к действию и т. п.). Если ИУ выше или близкий к единице, можно говорить о нормальной или повышенной психической активности.

Анализируются также факторы функциональной асимметрии внимания (АВ). С этой целью подсчитывается количество ошибочно зачеркнутых или пропущенных цифр в правой и левой половинах таблицы. Возможно вычисление коэффициента АВ по формуле:

КАВ= М1 / М2;

где М1 - количество ошибок в правой половине таблицы, М2 - в левой.

 

2.2. Анализ результатов исследования

 

По результатом проведенного тестирования были составлены таблицы 1 и 2.

Таблица 1

Итоги эксперимента

п/п

Имя

t1

t2

Т

ИУ

КАВ

1

Гульназ Ш.

1,23

1,8

2,21

0,68

0,5

2

Ильмира С.

1,18

1,11

2,29

1,06

0

3

Ирина А.

1,16

1,12

2,28

1,03

0

4

Ирина Г.

1,32

1,7

3,02

0,7

0

5

Лидия

1,01

1,03

2,04

0,9

1,2

6

Юлия

1,26

1,27

2,53

0,99

0

7

Регина

1,35

1,21

2,26

1,11

1

8

Альбина

1,29

1,0

2,29

1,29

0

9

Ильмира Р.

1,32

0,93

2,25

1,4

0,6

10

Гульназ Ф.

1,85

0,71

2,56

2,6

0

 

Исследования показали, что повышенная утомляемость наблюдается у следующих испытуемых: Гульназ Ш., Ирина Г., Лидия. У данных студентов наблюдается сниженный уровень активного внимания и умственной работоспособности.

У Юли, Ильмиры С., Ирины А. наблюдается нормальный уровень утомляемости, т.е. можно заключить, что у данных испытуемых нормальный уровень психической активности.

Пониженный уровень утомляемости, т. .е повышенная психическая активность  наблюдается у следующих испытуемых: Регина, Альбина, Ильмира Р., Гульназ Ф.

Результаты, представленные в таблице 1, можно представить на рис. 1.


 

Рис. 1. Сооношение времени выполнения 1-й и 2-й

горизонтальной половины таблиц

На основании данных таблицы 1, составим таблицу 2, в которой представим процентное соотношение индекса утомляемости.

                                                                                                                                    Таблица 2

Индекс утомляемости (в%)

Уровень

Индекс утомляемости

Количество

Процент (%)

Повышенный

3

30

Нормальный

3

30

Пониженный

4

40

 


У исследованных студентов индекс утомляемости распределен нераномерно. Повышенный уровень утомляемости проявился у 30% исследованных, нормальный– у 30%, пониженный – у 40%. Результаты, представленные в таблице 2, можно представить на рис.2.

 

Рис.2. Индекс утомляемости (в%)

 


Выводы по второй главе

 

В нашем эмпирическом исследовании приняли участие 10 студентов Туймазинского медицинского колледжа 313 группа, III бригады в возрасте от 19-22 года. Исследование проводилось со 16 по 17 марта 2009 года.

Испытуемым была предложена методика «Корректурные пробы». Предлагаемый вариант «корректуры» является модификацией известной пробы В. Н. Аматуни, разработанной в лаборатории психологии Института им. В. М. Бехтерева. Итогами эксперимента являются: время выполнения 1-й горизонтальной половины таблицы (t1); общее время выполнения задания (Т); время выполнения 2-й половины таблицы (t2=T— t1); определение «индекса утомляемости» (ИУ) по формуле: t1 / t2

По результатам проведенного исследования выявили, что у исследованных студентов индекс утомляемости распределен нераномерно. Повышенный уровень утомляемости проявился у 30% исследованных, нормальный– у 30%, пониженный – у 40%.

Гипотеза исследования о том, что у студентов Туймазинского медицинского колледжа 313 группы, III бригады уровень утомляемости внимания распределен неравномерно, подтвердилась.

 

 

 


Заключение

 

Внимание играет огромную роль внимания в пси­хической деятельности человека. Внимание - необходимое условие качественного выпол­нения любой деятельности. Внимание в жизни и деятельности человека выполняет мно­го различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологиче­ские процессы, способствует организованному и целенаправлен­ному отбору поступающей в организм информации в соответст­вии с его актуальными потребностями, обеспечивает избиратель­ную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Выделяют непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает стихийно, для его возникнове­ния не требуется волевых усилий. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях среды, выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

Источники произвольного внимания целиком определяются субъек­тивными факторами. Произвольное внимание служит для достижения заранее поставленной и принятой к исполнению цели. Основной функцией произвольного внимания является активное ре­гулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, которая направ­ляется на контроль своего поведения, на поддержание устойчивой изби­рательной активности.

Внимание связано со всей личностью человека, его интересами, склон­ностями, призванием. От особенностей внимания зависят и такие цен­ные качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности.

Для перцептивных процессов внимание является своеобраз­ным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, спо­собный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запо­минаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор пра­вильного понимания и решения задачи. В системе межчелове­ческих отношений внимание способствует лучшему взаимопо­ниманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

В эмпирическом исследовании испытуемым была предложена методика «Корректурные пробы». Предлагаемый вариант «корректуры» является модификацией известной пробы В. Н. Аматуни, разработанной в лаборатории психологии Института им. В. М. Бехтерева. Итогами эксперимента являются: время выполнения 1-й горизонтальной половины таблицы; общее время выполнения задания; время выполнения 2-й половины таблицы; определение «индекса утомляемости» (ИУ) по формуле.

По результатам проведенного исследования выявили, что у исследованных студентов индекс утомляемости распределен нераномерно. Повышенный уровень утомляемости проявился у 30% исследованных, нормальный– у 30%, пониженный – у 40%.

Гипотеза исследования о том, что у студентов Туймазинского медицинского колледжа 313 группы, III бригады уровень утомляемости внимания распределен неравномерно, получила свое подтверждение. Таким образом, поставленная цель и задачи были выполнены.

 

 

 

 

 


Список использованной литературы

 

1.      Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: Прогресс, 1974.

2.      Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: Инфра-М, 1999.

3.      Косенко В. Г., Смоленко Л. Ф., Чебуракова Т. А. Медицинская психология для медсестер и фельдшеров. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

4.      Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: «Сфера», 2003.

5.      Немов Р.С. Практическая психология. - М., Владос, 1998.

6.      Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: Владос, 2000. - Кн. 1: Общие основы психологии.

7.      Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. – М. : Изда­тельский центр «Академия», 2006.

Информация о работе Внимание и его роль в деятельности человека