Внимание и память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 22:56, реферат

Описание

Психические явления ориентируют и регулируют деятельность, указывают ей цели и отыскивают способы их достижения. Совокупность психологических качеств человека, отличающая его от других людей, составляет его индивидуальность. Формы познания мира, деятельности и общения, свойственные человеку, развиваются постепенно и на протяжении детства, и одновременно с ними складываются индивидуальные психологические качества, формируются свойства личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Внимание…………………………………………………….... 5
1.1. Характеристики внимания…………………………………………... 5
1.2. Виды внимания………………………………………………………. 9
1.3. Управление вниманием…………………………………………….. 10
ГЛАВА 2. Память………………………………………………………... 12
2.1. Виды памяти………………………………………………………… 13
2.2. Связь между видами памяти……………………………………….. 15
2.3. Процессы памяти…………………………………………………… 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 23

Работа состоит из  1 файл

Реферат. Внимание и память.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

     Внимание  слушателей в аудитории зависит  от динамики, интенсивности речи говорящего, от новизны, актуальности информации для данного человека, соответствия потребностям и эмоциональному настрою и от многих других факторов. Для того чтобы управлять вниманием, необходимо соблюдать ряд условий.

     1.3. Управление вниманием

     Интерес к происходящему. Утомление часто связано не с физическим истощением, а вследствие недостатка интереса. С помощью волевого усилия человек принуждает себя концентрироваться на том, что его не занимает. Возникает внутренний конфликт и энергия направляется не на объект внимания, а на борьбу с отвлечением.

     Монотония. Обнаружилось, что школьники, занимающиеся в классе с гладкими белыми стенами  без рисунков и украшений, с матовыми стеклами в окнах, устают быстрее  и усваивают предмет хуже, чем  в нормальных условиях.

     Утомление. В любой ситуации содержательность задания, возможность творческого подхода к его решению поддерживают устойчивость внимания.

     Новизна. Может быть организована искусственно, с помощью, например, «конфликта» или противоречия. Этот прием полезен лектору. Парадоксальность вступления заинтересовывает аудиторию и возвращает в нее тех, кто мысленно ее покинул.

     Неожиданным может быть юмор и сценография  выступления. Чтобы привлечь внимание иногда используются и необычные  приемы.

     Так в Калифорнийском университете, профессор Ричард Икин, читавший курс по истории биологии, для привлечения внимания студентов гримировался под великих биологов прошлого и рассказывал об их открытиях от первого лица в манере и стиле автора.

     Очень интересный способ организации внимания использовал известный математик А. Я. Хинчин. Когда он доходил в курсе лекций по математическому анализу до формулы Ньютона-Лейбница, он всегда начинал изложение этой темы в начале двухчасовой лекции и заканчивал ее к концу первого часа. После этого он говорил слушателям, что у них этот день остался в памяти на всю жизнь. Также он сказал, что он не расположен после доказательства этой замечательной теоремы говорить о менее значительных вещах, и поэтому сегодня продолжения лекции не будет. Все могут идти домой. Такое выделение этой теоремы приводило к тому, что на экзаменах все хорошо ее знали.

     ГЛАВА 2. Память

     Все что происходит в нашей психике, в каком-то смысле в ней и остается. Иногда – навсегда. Остается как  «след» прошедшего, его знак, шифр, образ. Каждый из нас может подтвердить, что повторно воспринимаемое и переживаемое осознается нами именно как повторение «известного», то есть мы готовы утверждать, что это уже было.

     Способность постоянно накапливать информацию, являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.

     Память  есть у всех живых существ. Появились  данные о способности к запоминанию  даже у растений. В самом широком смысле памяти можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Памятью называется запоминание, сохранение и восстановление прошлого опыта. Память – это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства человеческой психики, нашей психической идентичности.

     Память  обеспечивает непрерывность психической  жизни человека - то, что он всегда остается внутренне самим собой, накопление им всех видов знаний, любые формы обучения. Она основана на свойстве мозга сохранять следы внешних воздействий (а также и воздействий, поступающих изнутри организма). Мы можем вспомнить и то, что было минуту назад, и события вчерашнего дня, и многое из того, что мы узнали (или что с нами происходило) в далеком прошлом. Многое – но не все. Память человека избирательна.

     Принято определять память как процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания  информации. В этом смысле можно сравнить работу нашей памяти с компьютером, для которого характерны все эти функции.

     Из  того, что мы воспринимаем, переживаем, делаем, о чем думаем или что  представляем себе, часть вовсе не запоминается, часть хранится в памяти считанные минуты (и даже секунды), а кое-что остается на долгое время, или на всю жизнь. Но из оставшейся информации не все мы можем восстановить по собственному желанию. Наша память обладает своими законами и мы не всегда ею можем управлять.

     2.1. Виды памяти

     В зависимости от того, что мы запоминаем, различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память. Двигательная память – это запоминание  собственных движений. Оно выражается в виде образования навыков. К  этим навыкам относится овладение ходьбой, бегом, ездой на велосипеде или написанием букв. Это результат двигательной памяти. При использовании двигательной памяти нам не нужно специально представлять себе ход действия (такое представление относится уже не к двигательной, а к образной памяти), ноги или руки как бы сами вспоминают, какие движения необходимо выполнить. Двигательная память играет значительную роль при овладении значительными моторными навыками, например, при обучении игре на музыкальном инструменте, в процессе печатания на машинке, вождения автомобиля и т. д.

     Эмоциональная память – это память чувств. Она  проявляется в том, что, попадая  в места, где мы испытывали какие-либо чувства, встречаясь с людьми или  предметами, которые эти чувства  вызывали, мы их снова испытываем, переживаем. Именно переживаем, а не просто вспоминаем о том, что переживали когда-то (это опять-таки образная память). Этот вид памяти не менее важен для развития внутреннего «я» человека, для формирования его стратегий обучения и поведения, для развития познавательных способностей, для адаптации в окружающей среде.

     Образная  память фиксирует средства и результаты действий восприятия, образного мышления и воображения, т. е. все виды образов. А это значит, что всегда, когда  мы воспринимаем предметы и явления, пользуемся образным мышлением, решая новую задачу, или строим новый образ воображения, в этом участвует образная память. Нам знакомы ее проявления в случаях, когда мы вспоминаем лицо человека, его голос, картину природы, музыкальный мотив и т. п. Образная память отражает результаты восприятия, могут быть зрительными, слуховыми, осязательными, обонятельными, вкусовыми.

     Зрительная  память – наиболее сильный и в  то же время наиболее коварный тип  памяти. Потенциал зрительной памяти огромен, но вместе с тем именно она нередко подводит нас, воспроизведя воспринятые образы со значительными искажениями.

     Слуховая  память направлена на восприятие и  анализ слухов. Нам часто приходится рассчитывать только на этот вид памяти, например, при восприятии на слух голоса, музыкальных звуков, иностранной речи. Как правило, слуховая память работает вместе со словесно-логической, например, когда мы воспроизводим в слух лекцию, беседу, телефонный разговор.

     У некоторых людей есть особая форма  образной памяти – эйдетическая память, отличающаяся фотографической точностью. Эти люди способны представить себе все, что они запомнили, с такой же яркостью, как при реальном восприятии.

     Словесно-логическая память - это сохранения мыслей, выраженных словами. Именно мыслей, а не самих  слов. Ее обычные проявления это – запоминание понятого нами смысла рассказа, объяснения преподавателя, главы из учебника. Вспоминая о каких-либо событиях, которые мы сами наблюдали, мы тоже пользуемся словесно-логической памятью, если восстанавливаем не «картинку» события, а его общий смысл.

     Словесно-логическая память – память, фиксирующая средства, способы и результаты логического  мышления – понятия и рассуждения. 

     2.2. Связь между видами памяти

     Разные  виды памяти связаны между собой, и почти никогда не «работают» отдельно. При запоминании движений мы пользуемся не только двигательной, но и образной памятью, следуя воспринятому зрительно образу. Часто в этом принимает участие и наша словесно-логическая память, например при воспоминании о том, в какой последовательности должны выполняться движения, какие условия при этом нужно учитывать, чтобы получить желаемый результат.

     Эмоциональная память всегда объединена с образной или словесно-логической (или той  и другой, вместе взятыми). Для того чтобы пережить «запоминающиеся» чувство, нужно узнать или вспомнить первоначально вызвавшее его событие, человека, ситуацию.

     Образная  память, связана и с двигательной, и с эмоциональной, но теснее всего  – со словесно-логической. В основном запоминается и воспроизводится весь процесс мышления, а в нем образная и логическая сторона всегда переплетаются между собой.

     Например, если отвечаешь на экзамене, то главное  – вспомнить основное содержание материала. Пересказывая его своими словами, человек пользуется словесно-логической памятью, но только до тех пор, пока излагает правила и выводы. Как только нужно перейти к примерам, к словесно-логической присоединяется образная память. Эта память позволяет вспомнить точную формулировку, приведенную в тексте учебника (зрительная память) или услышанную от преподавателя (слуховая память). Двигательная память принимает участие в процессе произнесения слов – ведь когда-то мы запомнили, как они произносятся, а теперь воспроизводим это. Также не обходится в этом случае и без участия эмоциональной памяти. Когда мы впервые знакомимся с материалом и готовимся к экзамену, то что-то в нем заинтересовывает нас, что-то удивляет или веселит, теперь это снова вызывает то же переживание. Даже сама обстановка экзамена (если сдавать его впервые) скорее всего порождает переживания, возникавшие на прежних экзаменах.

     2.3. Процессы памяти

     Память  состоит из трех частей – запоминания, сохранения, и восстановления того, что сохранялось. Каждая из этих частей – процесс, длящийся иногда большее, иногда меньшее время и протекающий  по определенным правилам. Поэтому запоминание, сохранение и восстановление называются основными процессами памяти.

     Запоминание обычно основано на установлении связей нового опыта, получаемого человеком, с какими-то элементами уже имеющегося у него опыта. Ход и результаты сохранения зависят от количества, содержательности и прочности этих связей. Восстановления того, что хранится в памяти, происходит на основе использования связей, установленных при запоминании.

     Непроизвольное  запоминание – это запоминание, которое происходит без специальной цели запомнить. Так запоминается большая часть нашего опыта. Запомним ли мы что-либо, а если запомним, то как – подробно ли, четко ли, надолго ли, зависят в этом случае от того, какое место занимают предметы, явления, события в нашей деятельности, что мы делаем по отношению к ним. Лучше всего запоминается то, что имеет для человека большее значение, производит впечатление (т. е. затрагивает наши чувства) и, следовательно, активно воспринимается и обдумывается, служит материалом для воображения.

     Все эти действия, объединяют те стороны  действительности, которые мы воспринимаем, обдумываем, воссоздаем в воображении, с имеющимся у нас опытом, используемым в качестве средств решения познавательных задач. Установление этих связей и способствует запоминанию.

     При произвольном запоминании мы ставим перед собой цель запомнить что-либо и выполняем действия, специально направленные на достижения этой цели – действия запоминания. Задачи, которые  решаются при помощи действий запоминания, различаются в зависимости от того, что именно нужно запомнить, т. е. от характера запоминаемого материала, и от того, насколько долго мы намерены хранить его в памяти.

     От  вида материала зависит, какой вид  памяти в основном принимает участие  в запоминании.

     Средства, используемые в действиях запоминания, те же, что и в действиях восприятия, наглядно-образного и логического мышления. Это – разные формы усвоенных человеком знаний: модели понятия и т.д. Но способы их применения при решении задач на запоминание своеобразны. Человек стремится установить большее количество связей между запоминаемым материалом имеющимися знаниями, так и между разными частями и сторонами самого запоминаемого материала.

     Если  мы хотим запомнить внешний вид  предмета, то не только определяем его форму, цвет, величину и другие свойства, используя сенсорные эталоны, но стараемся тут же вспомнить другие предметы, на которые он похож, сравнить его с ними. Также запоминая содержание рассказа, мы стремимся не только понять, что в нем происходит, но специально выделяем главные события, устанавливаем их последовательность и взаимосвязь.

     Наиболее  успешным оказывается произвольное запоминание, основанное на установлении смысловых связей между частями  запоминаемого материала и между  этим материалом и имеющимися знаниями. Это относится к запоминанию, как мыслей, так и образов.

Информация о работе Внимание и память