Внимание и память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 22:56, реферат

Описание

Психические явления ориентируют и регулируют деятельность, указывают ей цели и отыскивают способы их достижения. Совокупность психологических качеств человека, отличающая его от других людей, составляет его индивидуальность. Формы познания мира, деятельности и общения, свойственные человеку, развиваются постепенно и на протяжении детства, и одновременно с ними складываются индивидуальные психологические качества, формируются свойства личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Внимание…………………………………………………….... 5
1.1. Характеристики внимания…………………………………………... 5
1.2. Виды внимания………………………………………………………. 9
1.3. Управление вниманием…………………………………………….. 10
ГЛАВА 2. Память………………………………………………………... 12
2.1. Виды памяти………………………………………………………… 13
2.2. Связь между видами памяти……………………………………….. 15
2.3. Процессы памяти…………………………………………………… 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 23

Работа состоит из  1 файл

Реферат. Внимание и память.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

     При произвольном запоминании очень  важно не только установление связей, но и их закрепление. Способом закрепления  является повторение запоминаемого  материала.

     Если  запоминание происходит главным образом путем установления смысловых связей, оно называется смысловым. Запоминание, основанное преимущественно на повторениях, называется механическим. Но как правило при запоминании оказывается необходимым сочетание осмысливания материала и его повторения.

     Произвольное  запоминание обычно используется при  систематическом усвоении знаний в  процессе обучения. Запоминание – самый интересный этап, так как в нем возможно применение максимального количества различных методов и упражнений для усовершенствования памяти.

     Специально  организованное, планомерное произвольное запоминание учащимися учебного материала называется заучиванием. Психологией разработаны наиболее целесообразные конкретные приемы заучивания разных видов материала, основанные на сочетании разных средств и способов запоминания.

     Сохранение  обеспечивается активным концентрированным  восприятием, эффективным запоминанием и рационально организованным повторением.

     Материал, который после запоминания хранится в памяти, ожидает разная судьба. Многое забывается, а то, что остается, может измениться до неузнаваемости. Наиболее существенное изменение материала – это его сокращение. Вид этого сохранения зависит от способов запоминания. При смысловом запоминании оно состоит в том, что в памяти остаются только главные мысли, все второстепенное исчезает, отпадает. При механическом запоминании могут остаться лишь отдельные куски, фрагменты.

     Восстановление  материала, хранящегося в памяти, происходит в двух формах: узнавания и воспроизведения. Узнавание включено во всякое восприятие. Но замечаем мы его лишь в тех случаях, когда вновь встречаемся со знакомыми по прошлому опыту людьми, предметами, ситуациями. Воспроизведение – это восстановление в памяти чего-то отсутствующего в данное время.  Как и запоминание, восстановление, бывает непроизвольным и произвольным. Благодаря специальным методам, позволяет быстро и в срок найти в хранилище нашей памяти необходимые данные, т. е. актуализировать информацию. Когда происходит произвольное воспроизведение, нередко приходится пользоваться специальными приемами, направленными на то, чтобы восстановить нужную связь.

     Узнать  что-либо намного проще, чем воспроизвести. Поэтому в учебной деятельности никогда нельзя контролировать успешность запоминания  путем узнавания (листая учебник, узнавать знакомые положения).

     Забывание часто является причиной жалобы на собственную память, хотя мы часто, не зная закономерностей забывания, сами провоцируем быстрое забывание. У каждого человека разная память. Одни люди успешно систематизируют информацию и в нужный момент находят требуемый материал. У других вся имеющаяся а наличии огромная информация свалена в кучу, и любая попытка найти быстро требуемое бесперспективна. Упорядочен материал, классифицирован по видам информации, сжат до определенных размеров – значит доступен. Если же он хаотично и бессистемно разбросан в различных уголках памяти, то попытка в стрессовой ситуации что-либо нужное из нее извлечь закончится неудачей. По длительности хранения и прочности закрепления информации выделяют три блока памяти: сенсорный блок или непосредственная память; кратковременная память; долговременная память.

     Сенсорная (непосредственная) память связана с органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом, обонянием. Это память автоматическая, в которой одно впечатление мгновенно сменяется следующим, и информация, находящаяся в сенсорной памяти, сохраняется не более 1,5 с. Кратковременная память действует до тех пор, пока ваше внимание находится в сосредоточенном состоянии, т. е. информация сохраняется в течение ограниченного времени (не более 30 с.).

     Накопление  опыта связано с долговременной памятью, чья емкость и длительность в принципе безграничны. Существует явное и убедительное различие между  памятью на только что случившиеся  события и на события далекого прошлого. О первых мы вспоминаем легко и непосредственно, вспомнить которые бывает  трудно, для этого требуется иногда много времени.  

     По  мнению многих ученых, в долговременную память попадает информация, которая  удерживается в памяти в результате повторения более пяти минут. Там она может сохраняться в течении часов, дней, месяцев, лет, а то и всю жизнь. Объем долговременной памяти неограничен. Считается, что за всю жизнь человек использует лишь 5% своего ресурса памяти.

     Улучшить  свою память – мечта многих людей, особенно учащихся. Часто считают, что память можно «натренировать», если постоянно заучивать наизусть стихи, тексты. Это – ошибка. Тренировке память не подается. Единственный путь улучшения памяти – овладение способами и приемами продуктивного запоминания. 
 

       
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключении можно сказать, что человек  представляет собой устойчивую психологическую  систему. Познание человека происходит при помощи познавательных действий, которые приводят к возникновению  психических явлений и все эти действия относятся к разным познавательным психическим процессам: памяти и внимания.

     Каждый  из этих процессов обеспечивает определенную сторону познания человеком окружающего  мира.

     Память  и внимание сохраняют образы и  дают возможность дальнейшей работы над ними. Память и внимание имеют свои законы. Разные виды памяти тесно связаны между собой и никогда не «работают» изолировано.

     Уже из определения памяти видно, что  она складывается из трех частей –  запоминание, сохранения и восстановление того, что сохранилось. Каждая из этих частей – не мгновенное явление, а процесс длящийся иногда большее, иногда меньшее время и протекающее по определенным правилам.

     Постоянное  возникновение образов помогает понять окружающий мир, переходить от известного к неизвестному. Запоминание и восстановление образов памяти происходит в деятельности и зависит от ее характера.

     Память  – это способность к воспроизведению  прошлого опыта, это одно из свойств  нервной системы, выражающая в способности  длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания  и поведения.

     Внимание  характеризует сосредоточенность  и направленность психической деятельности на определенный объект.

     Важной  характеристикой внимания является длительность удержания в одном  действии.

     Оно зависит от того, насколько содержательно само действие, разнообразен материал, с которым оно выполняется.

     Характеристика  внимания зависит как от особенностей действий и условий, в которых  эти действия выполняются, так и  от индивидуальных особенностей человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             ЛИТЕРАТУРА

    1. Венгер, Л. А. Психология: Учебник // Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
    2. Позина, М. Б. Психология и педагогика: Учебник // Под ред. И. Ф. Неволина. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001. – 97 с.
    3. Психология и педагогика: Учебник // Отв. ред. А. А. Радугин, Е. А. Кротков. – М.: Центр, 2002. – 256 с.

        
 

Информация о работе Внимание и память