Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:07, реферат
Ежегодно миллионы молодых людей, оканчивая школу, и получив среднее образование, становятся перед выбором какую же профессию выбрать, какой сфере деятельности посветить свою жизнь. Они, прежде всего, учитывают свое желание, способности. Но, к сожалению, не всегда будущий студент опирается на свои собственные интересы. Многие сталкиваются с тем, что большую роль играет мнение родителей. Одни родители хотят, чтобы их чадо пошло по их стопам, другие считают, что предлагаемая ими профессия наиболее востребована и высокооплачиваемая.
Введение
Ежегодно миллионы
молодых людей, оканчивая школу,
и получив среднее образование,
становятся перед выбором какую
же профессию выбрать, какой сфере
деятельности посветить свою жизнь.
Они, прежде всего, учитывают свое желание,
способности. Но, к сожалению, не всегда
будущий студент опирается на свои собственные
интересы. Многие сталкиваются с тем, что
большую роль играет мнение родителей.
Одни родители хотят, чтобы их чадо пошло
по их стопам, другие считают, что предлагаемая
ими профессия наиболее востребована
и высокооплачиваемая. Но у каждого свое
особенное представление о деятельности.
И, зачастую, при не правильном выборе,
так же сказывается плохое представление
той или иной профессии, не детализированное
представление деятельности. С этим мы
попытаемся разобраться в данной работе.
Еще одной главной задачей данной работы
является рассмотрение причин основания
выбора профессии, ведь передо мной совсем
недавно стоял такой выбор. И очень важно
расставить приоритеты, выяснить, что
наиболее интересно, важно для личности.
Поэтому целью реферата является рассмотрение
индивидуально-психологических особенностей
личности, их появление в профессиональной
деятельности.
1 Общая характеристика
профессий, требования
Профессия –
это исторически возникшая
Таблица 1 – Краткая
характеристика групп, классифицированная
по предмету труда
Название группы
Краткая характеристика
группы
Человек- техника
Все профессии,
связанные с созданием техники,
её обслуживанием и управлением
ею; профессии, связанные с металлами,
с электрооборудованием, с созданием
эксплуатации зданий и сооружений,
с производством промышленных товаров,
с добычей полезных ископаемых.
Человек- человек
Профессии, связанные
с воспитанием, обучением, лечение,
информированием, бытовым обслуживанием
и с управлением людьми.
Человек- природа
Все профессии,
связанные с растительными, животными
организмами, микроорганизмами.
Человек- знаки
Все, связанное
с цифрами, чертежами, нотами, схемами,
физическими и химическими
Человек - художественный образ
Профессии, связанные
с музыкой, искусством, литературой,
актерской деятельностью и т.д.
К каждому из работников, не
зависимо от сферы
Профессиональные требования.
Высокий уровень профессионализма, способность к быстрой адаптации.
Системное видение производственных процессов.
Готовность к постоянному профессиональному росту.
Взаимодействие
со специалистами других специальностей.
Личностные требования.
Наличие личного и социального опыта.
Конструктивность, мобильность, непроизводственные резервы личности.
Способность принимать решения в ситуации выбора.
Способность прогнозировать последствия своих решений, нести за них ответственность.
Социально- экономические
требования.
Знание информационных технологий.
Знание основ
профилирующих предметов.
Творческие требования.
Творческое отношение к работе.
Знание методов
инженерного и художественного
творчества.
Также, особое внимание
акцентируют на профессионально- важных
качествах, определяющих профпригодность
специалиста.
Профессионально- важные
Существуют три
основные группы профессионально-важных
качеств:
Качества, гарантирующие профессиональную направленность личности. Это, как правило, система эмоциональных ценностных отношений человека, которая определяет соответствующую иерархическую структуру мотивов, побуждающих человека к самоутверждению профессиональной деятельности. Где, профессиональная направленность характеризуется как идеи, убеждения, принципы, взгляды, отношения.
Качества, определяющие профессиональную компетентность личности. Существуют два вида профессиональной компетентности: предметно-профессиональная компетентность и социально- профессиональная компетентность.
Особенности психофизиологии-особенности
мышления, памяти, восприятия, возраст,
пол, темперамент и характер.
Также
выделяют общие
Таблица 2 – Общие
профессиональные качества
Качества
Описание
Внимательность
Чувствительность
к изменениям в настроении и поведении
человека и способность учитывать
самочувствие человека при принятии
решения.
Эмоциональная устойчивость
Устойчивость
к факторам внешней среды и
негативным реакциям людей на производственные
ситуации.
Общие характеристики поведения
Интерес и уважение
к людям, активное желание оказать
помощь и поддержку, личная примерность,
порядочность, обязательность, принципиальность,
чистоплотность.
Характеристики речи
Точность, выразительность,
разборчивость, интеллектуальная и эмоциональная
насыщенность.
Понятие профессионально-важных
признаков. Все многообразие психики,
так или иначе, проявляется в
трудовой деятельности человека, но вместе
с тем эти проявления носят
разный характер, который обусловлен специфическими
для каждой профессии предметами и орудиями
труда, а также и трудовыми задачами. Для
изучения этого многообразия выделения
профессионально важных признаков можно
проводить по следующему плану; психологические
особенности сенсорной деятельности,
и потом, хотя это все неотделимо друг
от друга, рассмотреть внимание, память,
эмоционально-волевую сферу и особенности
личности.
Сенсорная деятельность
в разных видах труда может
отличаться, прежде всего, по нагрузке
на тот или иной анализатор зрительной,
слуховой, кожной, мышечно-суставный и
др. или комплексе анализаторов. Например,
если у настройщика музыкальных инструментов
ведущим является слуховой анализатор,
то такие профессии, как радист, настройщик
радио и телеаппаратуры, требуют наряду
со зрительным восприятием не в меньшей
степени и слухового восприятия; тонкого
различения шумов, различения высоты и
тембра звуков и т.д. Есть профессии, где
ведущим анализатором может быть осязание,
это, например, браковщики полировки, где
вопросы осязания имеют большое значение.
Есть виды труда, в которых довольно, довольно
большую роль играют обоняние и вкус. Прежде
всего, это профессии связанные с дегустацией.
А если говорить об обонянии - то некоторые
виды химической и нефтеперерабатывающей
промышленности.
Кроме анализатора
нужно иметь в виду особенности
характера самого восприятия. Целый
ряд профессий требует
Есть профессии,
в которых большое значение имеет
слежение за движущимися и мелькающими
объектами. Это должно быть также
учтено, когда мы анализируем профессию
с точки зрения восприятия.
Профессиональные
особенности мыслительной деятельности.
Мышление является обязательным компонентом
любой деятельности, но мышление как профессионально
важный признак, прежде всего, выделяют
в тех профессиях, где приходится оценивать
какую-нибудь ситуацию, требующую принятия
определенного решения в зависимости
от данной ситуации и реализации его в
виде каких-то адекватных действий.
Мы представляем
себе, что научно-технический
В целом ряде
видов ручного труда чаще всего
имеет место, так называемое наглядно-действенное
мышление. Но есть виды труда, особенно
в автоматизированных системах, где
роль интеллектуального компонента значительно
повышается. Приходится оценивать ситуацию
по целому ряду параметров, находить решение
с учетом вероятности наступления какого-то
события, выбирать различные действия
в зависимости от меняющихся ситуаций.
Профессиональные
особенности моторной деятельности.
Когда говорят
о моторной деятельности, правильнее
рассматривать сенсомоторную
По сенсомоторной
координации профессии очень
резко отличаются друг от друга. Есть
профессии, в которых моторный компонент
действия носит очень простой характер,
а именно; в ответ на какую-то возникшую
ситуацию провести какие-то ручные действия
- поворот рычажка, нажимание на кнопку
и др. Но в ряде случаев здесь, с одной стороны,
играет роль скорость реакции, т.е. действие
само по себе простое, но все должно реализовываться
достаточно быстро. При замедлении могут
появиться нежелательные результаты.
С другой стороны ряд профессий сложной
сенсомоторной координации не только
рук, но и ног. Это водительские профессии;
шоферы, летчики, также профессия швеи-
мотористки и другие профессии станочников.
Профессиональные
особенности внимания.
Внимание, которое
осуществляет функцию контроля деятельности,
неотделимо от восприятия, от мышления,
оно обязательно присутствует в
любой деятельности. Но в разных профессиях
отдельные свойства внимания имеют разное
значение. Есть профессии (браковщики,
контролеры, сборщики и др. ), в которых
требуется длительное, в течение всего
рабочего дня устойчивое внимание на одном
или даже нескольких объектах и периодическая
его концентрация.
Есть профессии,
которые требуют исключительно
широкого расширения внимания и переключения
внимания. Вообще в трудовой деятельности
очень трудно отделить распределение
внимания от его переключения. Целый
ряд профессий операторов, которые
имеют широкое поле для обзора, требует
все время и распределять внимание и переключать
внимание с одних объектов на другие. Но
есть профессии, в которых необходимо
поочередно то концентрировать внимание,
то переключать его.
Профессиональные
особенности памяти.
Память нужна
всегда независимо от видов труда. Но
мы говорим о профессионально
важном признаке памяти для видов
труда. Дело в том, что большая
нагрузка на память требуется при
обучение данному виду труда, когда
еще не сформировались навыки, но когда
сформировались основные навыки, но когда
сформировываются основные навыки, тогда
нагрузка на память снижается. Люди которые
прекрасно освоили станок не должны каждый
раз специально вспоминать, какими рычагами
нужно действовать, на что нужно смотреть.
Шоферам не нужно думать о том, какой рукой
или какой ногой и какое движение нужно
сделать. Но есть профессии в которых память
является одним из наиболее важных признаков.
Например; в работе телеграфиста, машинистки,
где требуется на какое-то небольшое время
удерживать в памяти положения, ситуации.
В данном случае речь идет о кратковременной
или оперативной памяти как наиболее важном
профессиональном признаке.