Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:07, реферат
Ежегодно миллионы молодых людей, оканчивая школу, и получив среднее образование, становятся перед выбором какую же профессию выбрать, какой сфере деятельности посветить свою жизнь. Они, прежде всего, учитывают свое желание, способности. Но, к сожалению, не всегда будущий студент опирается на свои собственные интересы. Многие сталкиваются с тем, что большую роль играет мнение родителей. Одни родители хотят, чтобы их чадо пошло по их стопам, другие считают, что предлагаемая ими профессия наиболее востребована и высокооплачиваемая.
Профессиональная
деформация мотивационной сферы
может проявляться в чрезмерной
увлеченности какой-либо профессиональной
сферой при снижении интереса к другим.
Известным примером такой деформации
может служить феномен «трудоголизма»,
когда человек большую часть времени проводит
на рабочем месте, он говорит и думает
только о работе, теряя интерес к остальным
сферам жизни. Труд при этом, по выражению
Л. Н. Толстого, оказывается «нравственно
анестезирующим средством вроде курения
или вина для скрывания от себя неправильности
и порочности жизни» (цит. по: Маркова А.
К., 1996). Труд в этом случае является своего
рода «защитой», попыткой уйти от тех трудностей
и проблем, которые возникают в жизни человека.
С другой стороны, личность может высокоэффективно
работать в какой-либо области, посвящая
этому все свое время, что приводит к отсутствию
интересов и активности в других сферах.
В частности, Ч. Дарвин высказывал сожаление
по поводу того, что усиленные занятия
в области биологии полностью занимали
все его время, в результате чего он не
имел возможности следить за новинками
художественной литературы, интересоваться
музыкой и живописью.
Профессиональная
деформация знаний также может быть
результатом глубокой специализации
в какой-либо одной профессиональной
сфере. Человек ограничивает сферу
своих познаний тем, что необходимо
ему для эффективного выполнения
своих обязанностей, демонстрируя при
этом полную неосведомленность в других
областях. «Невежество Холмса было так
же поразительно, как и его знания. О современной
литературе, политике и философии он почти
не имел представления. Мне случилось
упомянуть имя Томаса Карлейля, и Холмс
наивно спросил — кто он такой и чем знаменит.
Но когда оказалось, что он ровно ничего
не знает ни о теории Коперника, ни о строении
Солнечной системы, я просто опешил от
изумления. — ...На кой черт она мне? — перебил
он нетерпеливо. — Ну, хорошо, пусть, как
вы говорите, мы вращаемся вокруг Солнца.
А если бы я узнал, что мы вращаемся вокруг
Луны, много бы это помогло мне или моей
работе?» *
* Конан Дойл
А. Этюд и багровых тонах.
— М., 1991. — С. 17.
Другой формой проявления этого феномена являются профессиональные стереотипы и установки (Грановская Р. М., 1988; Петренко В. Ф., 1988). Они представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляются в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознания. Отрицательное влияние стереотипов проявляется в упрощенном подходе к решению проблем, в представлении о том, что данный уровень знаний и представлений может обеспечить успешность деятельности (Маркова А. К., 1996). В ряде профессий эти стереотипы и установки очень опасны. Примером такой профессии может служить деятельность следователя. Подозрительность как вид деформации неизбежно приводит к предвзятости, к обвинительному уклону в следственной деятельности. Этот феномен получил название «обвинительный уклон» и представляет собой неосознаваемую установку на то, что человек, чья вина еще не доказана, определенно совершил преступление. В исследованиях было выявлено наличие установки на обвинение у всех специальностей юридической профессии, начиная с работников прокуратуры и заканчивая адвокатами (Панасюк А. Ю., 1992). Сформированные у профессионалов стереотипы и установки также могут мешать освоению новых профессий. В частности, в проведенных нами исследованиях, было показано, что наличие стереотипов в сознании может затруднить процесс адаптации врачей, получающих специальность медицинского психолога, к новой профессии и влияет на представление о ней. Представления о профессии психолога у медиков и педагогов и у психологов, имеющих базовое образование и успешно работающих в своей области, имеют определенные различия. Так, обе группы выделяют такие качества, как умение расположить к себе, доброжелательность, внимательность к людям. Однако если психологи относят эти качества к разряду профессиональной компетенции, то врачи и учителя этого не делают. Причиной этого может быть перенос старых моделей на новые условия. В традиционной медицине и педагогике существует образ врача (педагога) как профессионала-манипулятора, включающий такие характеристики, как доминирование, авторитарность, требовательность, управление поведением пациента или ученика. В противоположность врачам и педагогам, психологи строят свой образ в контексте психологически ориентированной модели (Орел В. Е., 1996).