Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:07, реферат
Ежегодно миллионы молодых людей, оканчивая школу, и получив среднее образование, становятся перед выбором какую же профессию выбрать, какой сфере деятельности посветить свою жизнь. Они, прежде всего, учитывают свое желание, способности. Но, к сожалению, не всегда будущий студент опирается на свои собственные интересы. Многие сталкиваются с тем, что большую роль играет мнение родителей. Одни родители хотят, чтобы их чадо пошло по их стопам, другие считают, что предлагаемая ими профессия наиболее востребована и высокооплачиваемая.
Профессиональные
особенности эмоционально волевой
сферы личности. При психологическом
анализе трудовой деятельности, эмоционально-волевую
сферу лучше рассматривать вместе с особенностями
личности. Если говорить о любой деятельности,
то она вызывает к себе определенное отношение,
эмоционально переживается. С чем это
связано? Это связано с мотивами, с потребностями
человека, с интересом к работе. Это, например,
общие эмоции в труде. Они могут быть положительными
и отрицательными.
Положительные
эмоции, это, например удовлетворение
своим трудом, чувство долга, соревнования.
С другой стороны, могут быть и отрицательные
эмоции. Это, прежде всего, касается тех
случаев, когда люди хотя и работают, но
эта работа им не по душе. Они выполняют
ее из чувства долга, может быть и добросовестно.
В психологии труда
в ряде случаев необходимо учитывать
еще один момент эмоций. Это настроение
сегодняшнего дня, которое влияет на производительность,
т.е. настроение с которым приходит человек
и выполняет работу.
Также важно
учитывать и специфические
Второй подвид
профессиональных эмоций - это те эмоции,
которые возникают в процессе
самой работы. Это, прежде всего те
профессии, в которых могут возникнуть
аварийные ситуации и где неправильное,
замедленное принятие решения может
привести в условиях высокой эмоциональной
напряженности к аварии (летчики, верхолазы,
некоторые виды операторского труда).
В этих профессиях эмоционально неустойчивые
люди не могут работать.
Целый ряд профессий
предъявляет особые требование к
другим разнообразным особенностям
личности: аккуратности, организованности,
педантичности в ряде случаев, общительности
или замкнутости.
Наряду с изучением
профессионально важных признаков
нужно обращать внимание на индивидуальные
особенности человека, на индивидуальный
стиль его работы, как один из способов
адаптации человека к профессии. Для того,
чтобы понять индивидуальные особенности,
индивидуальный стиль деятельности, нужно
проводить сравнительный анализ тех работников,
которые выполняют одну и ту же работу,
используя при этом различные приемы и
действия.
В психологической
литературе под профессионально
важными качествами (ПВК) принято
понимать любые качества субъекта,
включенные в процесс деятельности
и обеспечивающие эффективность
ее выполнения по параметрам производительности,
качества труда и надежности. С этой точки
зрения профессионально важными качествами
могут выступать свойства нервной системы,
свойства психических процессов, личностные
особенности, характеристики направленности,
знания и убеждения (Шадриков В. Д., 1982).
В контексте нашего изложения под профессионально
важными качествами мы будем понимать
профессиональные способности и характеристики
личности, обеспечивающие эффективное
выполнение деятельности.
· Профессионально
важные качества — любые качества
субъекта, включенные в процесс деятельности
и обеспечивающие эффективность ее выполнения
по параметрам производительности, качества
труда и надежности.
Профессиональные
способности — это свойства психических
процессов (восприятия, памяти, внимания,
мышления, воображения) и психомоторные
функции (координация движений рук
и ног, сенсомоторная координация
и т. д.), обеспечивающие эффективность
деятельности (Шадриков В. Д., 1981). Основным
вопросом формирования профессиональных
способностей является вопрос о том, как
из общих способностей развиваются способности
профессиональные. Ответом на этот вопрос
является концепция функциональных и
операционных механизмов, обеспечивающих
развитие любой психической функции, предложенная
видным отечественным психологом Б. Г.
Ананьевым. Под функциональными механизмами
понимается та нейрофизиологическая основа,
которая закладывается генетически и
составляет природную основу человека.
Так, для процессов восприятия такой основой
будет состояние нервной системы человека
и его органов чувств. Операционные механизмы
надстраиваются над функциональными в
процессе обучения, воспитания и накопления
индивидуального опыта. Для каждой психической
функции (памяти, восприятия, мышления)
формируются свои операционные механизмы.
Для процессов восприятия это будет система
измерительных, соизмерительных, корректирующих
и других перцептивных действий (Ананьев
Б. Г., 1980). Операционные механизмы являются
более подвижными, и именно они в первую
очередь подвергаются изменениям в процессе
профессионализации. Спецификой этого
процесса является переход операционных
механизмов в оперативные, что представляет
собой их перестройку в соответствии с
требованиями деятельности (Шадриков
В. Д., 1982). Проще говоря, общие способности
наполняются профессиональным содержанием
и таким образом превращаются в профессиональные.
Например, в профессиональной деятельности
водителя автотранспорта, часового мастера,
токаря и хирурга важна координация движений
обеих рук. Функциональным механизмом
данного качества является развитие нервной
системы и состояние двигательного аппарата
человека. Операциональным механизмом
является система движений, их четкость
и точность. Однако сами по себе эти характеристики
еще не являются профессиональной способностью.
Отличная координация двигательных действий
у хирурга не гарантирует, что он будет
так же точен и ловок при переключении
скоростей, а водителя с его хорошо развитой
профессиональной способностью никто
не поставит за операционный стол. Профессиональные
способности начинают появляться только
тогда, когда сенсомоторная деятельность
наполнится профессионально-
Таким образом,
общий для всех специалистов психологический
механизм реализуется затем в
различных профессиональных способностях.
При этом общие сенсомоторные
способности получают свое дальнейшее
специфическое развитие в зависимости
от того, какое место в структуре профессиональной
деятельности они занимают.
Исследования
показывают, что на разных этапах профессионализации
доминирующими являются разные группы
качеств. При этом наблюдается гетерохронность
развития общих и профессиональных способностей.
Это значит, что они формируются в разное
время (Шадриков В. Д., Дружинин В. Н., 1979;
Шрейдер Р. В., 1980). В частности, при овладении
профессией токаря на первых этапах профессионализации
ведущими по уровню развития являются:
кратковременная образная память, память
на движения, невербальный интеллект.
Наименьший уровень развития относительно
других имеют сенсомоторная координация,
техническое мышление, координация движений
обеих рук. На второй стадии профессионализации
развитие исследуемых характеристик имеет
равномерный характер, а на третьем этапе
сенсомоторная координация, техническое
мышление, координация движений обеих
рук, т. е. собственно профессиональные
качества, играющие главную роль в освоении
деятельности, приобретают ведущее значение
(Шрейдер Р. В., 1980). Соотношение общих и
специальных способностей в структуре
ПВК будет зависеть от специфики профессиональной
деятельности. Чем в большей степени ее
выполнение зависит от специальных способностей,
тем раньше эти способности будут проявляться
при освоении профессии.
Анализ данных,
полученных на разных профессиях, позволил
выделить четыре этапа в формировании
профессиональных способностей при
овладении профессией (Шадриков В.Д.,1981):
1) вхождение
в деятельность;
2) первичная
профессионализация;
3)стабилизация;
4) вторичная
профессионализация.
На первом этапе
ученик осваивает деятельность по инструкции,
не имея собственного опыта. Система
профессиональных способностей еще
не сформирована. Ведущим профессионально
важным качеством является долговременная
память и ряд специальных ПВК, число которых
очень ограничено.
На втором этапе,
по мере приобретения индивидуального
опыта, происходит развитие ведущих
ПВК первого этана. При этом возрастает
роль тех профессиональных качеств, которые
отвечают за прием информации. Их развитие
происходит на базе ПВК первого этапа.
В фазе стабилизации
профессиональные способности, отвечающие
за прием и переработку
Наконец, на последнем
этапе происходит смена ПВК. Субъект
переходит от системы профессиональных
способностей, реализующих деятельность
до накопления профессионального опыта,
к системе ПВК, основанной на личном опыте.
В отличие от
формирования профессиональных способностей
в процессе овладения деятельностью,
развитие личностных особенностей под
влиянием профессии изучено менее
подробно. Установлено, что в процессе
профессионализации изменяются многие
свойства личности, отмечено изменение
даже наиболее стабильных характеристик,
таких как свойства темперамента, эмоциональная
реактивность. Например, тревожность повышается
на начальных этапах профессионального
развития, затем снижается, при стаже от
трех до пяти лет она становится неадекватно
низкой и затем вновь повышается до оптимального
для данной деятельности уровня (Грановская
Р. М., 1988).
Развитие личностных
особенностей при овладении профессией
и ее осуществлении зависит от специфики
труда. Например, профессия юриста вырабатывает
у человека самообладание, наблюдательность,
бдительность. При этом формирование тех
или иных характеристик личности как ПВК
может осуществляться на неосознаваемом
уровне. Работник может не замечать изменений,
которые происходят в его личности.
Развитие личностных особенностей в процессе профессионализации может идти не только за счет «непосредственного» приспособления личности к профессии, но и за счет «компенсаторного» профессионального приспособления. Это означает, что субъект под влиянием требований профессии может с помощью волевых усилии преодолеть в себе определенные личностные черты, которые мешают выполнению деятельности. Например, если требования профессии предполагают постоянный контакт с людьми, то личность может преодолеть свою природную застенчивость и постепенно втягиваться в общение с людьми («История советской психологии труда», 1983).
24.3. Регрессивная
стадия профессионального
Как правило, труд
положительно влияет на человека и его
личностные особенности. Однако профессиональное
развитие может носить и нисходящий характер.
Отрицательное воздействие профессии
на личность может носить частичный или
полный характер. При частичном регрессе
профессионального развития затрагивается
какой-то один его элемент. Полный регресс
означает, что негативные процессы затронули
отдельные структуры психологической
системы деятельности, приводя к их разрушению,
что может снизить эффективность выполнения
деятельности. Признаком негативного
влияния профессии на личность является
появление самых разных профессиональных
деформаций или специфических состояний,
например психического выгорания.
Слово «деформация»
(от лат. deformatio — искажение) означает изменение
физических характеристик тела под воздействием
внешней среды. Под профессиональной деформацией
понимают всякое изменение, вызванное
профессией, наступающее в организме и
приобретающее стойкий характер («История
советской психологии труда», 1983). Деформация
распространяется на все стороны физической
и психической организации человека, которые
изменяются под влиянием профессии. Это
влияние носит явно отрицательный характер,
что очевидно из примеров, приводимых
исследователями (искривление позвоночника
и близорукость у конторских служащих,
льстивость швейцаров). Профессиональная
деформация может привести к затруднениям
в повседневной жизни и снижению эффективности
труда.
Механизм возникновения
профессиональной деформации имеет
довольно сложную динамику. Первоначально
неблагоприятные условия труда вызывают
негативные изменения в профессиональной
деятельности, в поведении. Затем, по мере
повторения трудных ситуаций, эти отрицательные
изменения могут накапливаться и в личности,
приводя к ее перестройке, что далее проявляется
в повседневном поведении и общении. Установлено
также, что сначала возникают временные
негативные психические состояния и установки,
затем начинают исчезать положительные
качества. Позднее на месте положительных
свойств возникают негативные психические
качества, изменяющие личностный профиль
работника (Маркова А. К., 1996).
Профессиональная
деформация может иметь довольно
сложную динамику проявлений в трудовой
деятельности человека и затрагивать
различные стороны психики: мотивационную,
когнитивную, сферу личностных качеств.
Ее результатом могут быть специфические
установки и представления, появление
определенных черт личности (Орел В. Е.,
19996).
Деформация тех
или иных структур личности может
возникнуть как следствие прогрессивного
развития определенных черт характера,
познавательных образований, мотивов
в результате высокой степени специализации
деятельности. Гипертрофированное развитие
указанных характеристик приводит к тому,
что они начинают проявляться не только
в профессиональной деятельности, но и
проникают в другие сферы жизни человека.
Выполнение профессиональных обязанностей
при этом существенно не страдает.