Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 19:35, контрольная работа
Внимание является важнейшим фактором, обеспечивающим надежность водителя. При управлении автомобилем он должен своевременно заметить именно те изменения в дорожной обстановке, которые в данный момент создают наибольшую угрозу для безопасности движения.
1. Особенности психологического процесса «внимание». Факторы, отвлекающие внимание водителя…………………………………………………………………
2. Основные принципы обеспечения безопасности движения…………………
Список используемых источников……………………………………………….
Содержание
1. Особенности
психологического процесса «
2. Основные
принципы обеспечения
Список
используемых источников……………………………………………….
1.
Особенности психологического
процесса «внимание».
Факторы, отвлекающие
внимание водителя
Внимание является важнейшим фактором, обеспечивающим надежность водителя. При управлении автомобилем он должен своевременно заметить именно те изменения в дорожной обстановке, которые в данный момент создают наибольшую угрозу для безопасности движения. Быстрая оценка такой ситуации, а, следовательно, и действия, предупреждающие ее неблагоприятное развитие, в значительной степени определяются вниманием водителя. Все то, на что направлено внимание, воспринимается яснее, отчетливее, лучше осмысливается и запоминается, а это имеет особенно большое значение для безопасного управления автомобилем. Поэтому неслучайно с невнимательностью водителя связывают большое количество ДТП (от 16 до 34%). В ФРГ считают, что 84,4% ДТП происходят из-за неправильных действий водителей, главной причиной которых является невнимательность. Просмотр 2038 карточек учета ДТП Мосавтолегтранса показал, что в 63,4 % главной или сопутствующей причиной ДТП можно считать невнимательность водителей.
Значительные различия в показаниях о ДТП, которые связывают с невнимательностью водителей, объясняются тем, что в большинстве случаев причиной ДТП является совокупность различных факторов и выделить данные, свидетельствующие о невнимательности водителя, весьма затруднительно. Поэтому к недостаткам внимания в таких случаях нередко относят ошибки, причиной которых являются недисциплинированность, недостаточная профессиональная подготовленность, плохая память и сообразительность и т.п.
Внимание – это сосредоточенность и направленность сознания на какой-либо объект отражения при одновременном отвлечении от других объектов. Физиологической основой внимания является очаг оптимальной возбудимости в коре головного мозга. Этот очаг И. П. Павлов описывает следующим образом: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо-неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».
В настоящее время мечта великого ученого осуществилась, так как создана установка, которая позволяет видеть, как работает мозг. Это позитронно-эмиссионный томограф (ПЭТ). Для того чтобы увидеть работу мозга, человеку вводят глюкозу, в которой часть обычных атомов замещена быстро распадающимися изотопами, испускающими позитроны. Эти античастицы, сталкиваясь с частицами обычного вещества, дают слабые вспышки гамма- излучения, регистрируемые прибором. Вспышки больше там, где больше крови, насыщенной глюкозой. А крови больше в тех участках мозга, которые в данный момент работают, так как там расширяются сосуды, т.е. в очаге оптимальной возбудимости.
Благодаря вниманию в сознательной деятельности человека на первый план выступают различные психические процессы. Так, если мы в уме решаем какие-то задачи, то в нашем сознании более отчетливы процессы мышления, если припоминаем — главное место в сознании занимают процессы памяти, если наблюдаем — главное место занимает восприятие определенной обстановки или объекта, если принимаем решение — основное место занимает процесс воли. Таким образом, внимание — это особое состояние различных психических процессов, которое обеспечивает их сосредоточение на наиболее важных в данный момент для человека объектах, что особенно необходимо водителю.
Внимание имеет различные качества (рис.
1). В зависимости от активности внимание
может быть произвольным и непроизвольным.
Рис. 1 Классификация качеств внимания
Непроизвольное внимание — это пассивное внимание. Оно возникает без волевого усилия и сознательного намерения в результате воздействия внешних раздражителей на органы чувств. Непроизвольное внимание может оказывать положительное и отрицательное влияние на деятельность водителя. Звуковой сигнал другого автомобиля, изменение шума двигателя или шума при трении колес о дорожное покрытие, включение указателя поворотов, изменение скорости или направления движения водителем другого автомобиля, периодически вспыхивающий красный сигнал на железнодорожном переезде или перед препятствием на дороге, правильно поставленный дорожный знак, четкая разметка непроизвольно привлекают внимание водителя, помогают ему ориентироваться в дорожной обстановке и предупреждают возникновение опасных ситуаций. Для привлечения непроизвольного внимания имеет значение не только абсолютная, но и относительная сила раздражителя. Водитель может не заметить и не отреагировать даже на громкие звуковые сигналы в условиях шума большого города. Тем не менее при небольшой интенсивности движения, особенно ночью, внимание водителей привлекают даже слабые звуки.
Важную роль для привлечения внимания водителей играет контраст между раздражителями. Так, в темное время суток одетый в темную одежду пешеход сливается с дорогой и водитель его не видит. Отделка темной одежды материалом белого цвета вследствие его контрастности на окружающем темном фоне делает пешехода заметным на значительном расстоянии. Контраст между размерами и формой предметов также непроизвольно привлекает внимание. Например, маленький предмет легко выделяется среди больших, длительный звук — среди отрывистых, цифра — среди букв. Привлекают внимание на короткое время изменения в раздражителях — периодическое усиление или ослабление звука, света. Непроизвольное внимание легко привлекается новизной объектов.
Вместе с тем ненужные водителю лозунги и плакаты на дороге непроизвольно отвлекают его внимание и могут стать причиной возникновения аварийных ситуаций. Это можно проиллюстрировать следующим рассказом одного водителя: «Справа от шоссе я увидел пестро раскрашенный плакат с большой красивой надписью. Я попытался прочесть, что там написано и... Когда я выписался из больницы, то взял такси и поехал на место происшествия. Огромный щит все еще стоял там. На нем было выведено большими красными буквами: "Водитель! Находясь за рулем, не смотри по сторонам!"». Добрые намерения лиц, установивших этот плакат, привели к ДТП. Поэтому ненужная и отвлекающая внимание водителя информация на дороге должна быть убрана, что и делается в некоторых странах. Так, в США министерством транспорта было принято специальное решение о снятии на дорогах всех рекламных плакатов и транспарантов.
Внимание водителя может быть непроизвольно отвлечено его действиями, которые не связаны с управлением автомобилем. Так, поиск спичек, для того чтобы закурить на ходу, закончился гибелью австрийского водителя, который потерял контроль над управлением, и его автомобиль, пробив перила деревянного моста и перевернувшись, упал в реку.
Отвлечение внимания от управления автомобилем при разговоре с пассажирами, прослушивание радиопередач, которые весьма интересуют или тревожат водителя, также иногда приводят к возникновению опасных ситуаций.
Произвольное внимание — это внимание, направленное на предметы и явления с сознательно поставленной целью. Это активное, волевое внимание. Напряженность произвольного внимания определяется степенью волевых усилий, связанных с преодолением трудностей. Возникновение произвольного внимания связано с трудовой деятельностью человека, так как без управления своим вниманием никакая сознательная, планомерная работа невозможна.
В работе водителя произвольному вниманию принадлежит основная роль, ибо без сознательного управления своим вниманием невозможно безошибочное, а, следовательно, и безопасное управление автомобилем. Непроизвольное внимание может помогать произвольному вниманию. Так, правильно поставленный дорожный знак невольно привлекает внимание водителя. Увидев этот знак, водитель воспринимает его сознательно, т.е. с участием произвольного внимания. И, наоборот, помещенный в листья деревьев дорожный знак не привлекает непроизвольного внимания водителя. Для его восприятия необходимо значительное волевое усилие.
Произвольное внимание, требующее значительного волевого усилия и нервного напряжения, утомляет водителя. Поэтому при организации дорожного движения и обустройстве дорог нужно стремиться к тому, чтобы все большая часть необходимой водителю информации непроизвольно привлекала его внимание и для ее восприятия и оценки требовалось, возможно, меньшее волевое усилие и напряжение произвольного внимания.
Степень напряжения произвольного внимания зависит от интереса человека к выполняемой работе. Чем выше интерес, тем меньше требуется усилий для напряжения произвольного внимания и меньше расходуется нервно-психической энергии. Поэтому водитель, который любит свою работу и с удовольствием управляет автомобилем более продолжительное время, не чувствует усталости и дольше сохраняет высокую работоспособность. И, наоборот, водитель, который отрицательно относится к своей профессиональной деятельности, тяготится ею, быстрее устает и у него раньше развивается утомление. Поэтому пробуждение интереса водителей к управлению автомобилем повышает их надежность, а следовательно, и безопасность дорожного движения.
Внимание водителя может быть направлено не только на восприятие дорожной обстановки, но и на свои мысли, переживания, воспоминания, не связанные с управлением автомобиля, поэтому различают внешние и внутренние направления. Иногда непроизвольное, внутренне направленное внимание отвлекает водителя от управления автомобилем и может стать причиной ошибок и ДТП при неожиданном изменении дорожной обстановки. Поэтому, когда сознание человека целиком поглощено решением чрезвычайно важных для него жизненных проблем, садиться за руль автомобиля не рекомендуется. Если этого избежать нельзя, то необходимо периодически напоминать самому себе, что надо быть внимательным. Контроль за направленностью своего внимания необходим и при движении в монотонной обстановке, когда интенсивность внимания значительно снижается.
Человек может охватить вниманием определенное пространство и расположенные в нем объекты, что характеризуется широтой его внимания. Это понятие включает объем и распределение внимания.
Объем внимания — это максимальное количество объектов, которые человек может одновременно отчетливо воспринимать в связи с решением какой-либо одной задачи. Опыт показывает, что одновременно человек может воспринимать 4 — 6 простых объектов (буквы, цифры, точки и т.п.). Но если воспринимаемые объекты связаны смыслом и являются элементами целого, то они могут быть восприняты в большем объеме. Если предъявить не разрозненные буквы, а слова, состоящие из трех-четырех букв, то они будут восприняты одномоментно, так как люди читают не отдельные буквы, а сразу целые слова. Объем внимания может быть увеличен в процессе профессиональной деятельности. Неопытный человек не может за 0,15 с. воспринять показания трехстрелочного контрольного прибора, так как для него каждая стрелка и оцифровка шкалы являются отдельными объектами. С приобретением опыта за то же время он легко считывает показания прибора, являющегося для него уже одним объектом. Опытный водитель не только быстрее и точнее считывает показания контрольно-измерительных приборов, но и воспринимает несколько дорожных знаков и объектов на дороге одномоментно, что недоступно молодому водителю. Объем внимания можно развить специальными упражнениями и практикой. Это достигается объединением различных объектов в один объект или быстрым избирательным восприятием наиболее важных в данный момент объектов. Так, опытный водитель нередко присчитывании показаний спидометра воспринимает не всю шкалу, а лишь диапазон 50 — 70 км/ч.
Для исследования объема внимания используется специальный прибор — тахистоскоп (от древнегреч. tachys — быстрый, скорый; skopeo — смотрю). Он позволяет предъявлять испытуемому на экране любую информацию, заснятую на специально приготовленные слайды, с временем их предъявления (экспозиции) от 0,01 до 100 с. При исследовании объема внимания испытуемому предъявляются квадраты, разделенные на 16 клеток. В некоторых клетках имеются точки; на слайде может быть от 2 до 8 занятых точками клеток. Испытуемому последовательно предъявляется 15 квадратов со временем экспозиции каждого из них 0,2 с. Перед испытуемым лежит протокол, на котором представлены такие же 15 квадратов, но незаполненные (в их клетках нет точек). Задача испытуемого — поставить точки в тех клетках квадрата, в которых она была на предъявленном ему слайде. Критерием для оценки объема внимания является число правильно поставленных точек.