Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 19:35, контрольная работа
Внимание является важнейшим фактором, обеспечивающим надежность водителя. При управлении автомобилем он должен своевременно заметить именно те изменения в дорожной обстановке, которые в данный момент создают наибольшую угрозу для безопасности движения.
1. Особенности психологического процесса «внимание». Факторы, отвлекающие внимание водителя…………………………………………………………………
2. Основные принципы обеспечения безопасности движения…………………
Список используемых источников……………………………………………….
Последовательность и повторность восприятия каждого объекта при маневре автомобиля должны осуществляться не в рабочем порядке, а в определенной системе, наиболее рациональной для данных условий. Такой системе распределения и переключения внимания с использованием центрального и периферического зрения необходимо обучать водителей. В основе организации внимания водителя должно лежать умение в любой ситуации выделять главное и второстепенное, а также автоматизация наибольшего числа действий при управлении автомобилем. Эти важнейшие качества водителя должны формироваться в период обучения и в процессе профессиональной деятельности. Такую тренировку в организации внимания в различных сложных дорожных ситуациях, особенно при дефиците времени, рационально проводить при помощи специальных стендов-тренажеров и кинотренажеров, с использованием специально разработанных кинофильмов.
Квалификация водителя помимо установленных требований должна определяться также оценкой качеств его внимания и в процессе его профессиональной деятельности. На дороге все привлекает внимание водителя, но необходимо, чтобы его внимание было направлено на объекты и явления, правильная оценка которых может помочь прогнозировать развитие событий. Например, остановка впереди идущего автомобиля может означать, что сейчас будет открыта левая дверца, и опытный водитель для избежания наезда отвернет влево. Даже при перегрузке информацией он всегда заметит подобные изменения дорожной обстановки и найдет время для выполнения необходимых действий, упреждающих возникновение аварийных ситуаций.
Водители, показывающие лучшие результаты при исследовании их внимания, как правило, имеют и более высокие оценки при управлении автомобилем или мотоциклом в сложных условиях деятельности. Спортсмены, занимающиеся мотоциклетным кроссом и получившие при исследовании внимания высокие оценки, имели показатели точности и надежности выполнения действий на мотоцикле в сложной дорожной ситуации на 72,6 % выше, чем гонщики, внимание которых оценивалось низкими показателями. Проведенные исследования показали также, что студенты МАДИ, которые обучались вождению автомобиля и имели хорошие оценки при исследовании их внимания, значительно быстрее и лучше овладевали водительскими навыками, чем студенты с низкими оценками качеств внимания.
Для исследования качеств внимания используются специальные приборы и методики. Тренировка отдельных качеств внимания в условиях, приближенных к реальной действительности, может проводиться на стендах и тренажерах, позволяющих моделировать различные дорожные ситуации и регистрировать параметры, характеризующие продуктивность работы и состояние водителей.
В МАДИ с помощью ходовой дорожной психофизиологической лаборатории у водителей исследовалась динамика различных психофизиологических процессов в течение 8 ч вождения автомобиля. Внимание водителей исследовалось с помощью прибора «Внимание» (методика Шульте — Платонова). На графиках, представленных на рис. 2, видно, что время выполнения задания на этом приборе увеличивалось в зависимости от продолжительности непрерывного вождения автомобиля. Это увеличение было наибольшим при движении по наиболее сложному маршруту Нижний Новгород—Саранск и наименьшим при движении по самому простому маршруту Орел—Киев. Результаты этих исследований показывают, что объем и скорость переключения внимания снижаются в зависимости от степени развития утомления, которое увеличивается со временем. Нарушения этих качеств внимания было большим на сложных маршрутах, требующих большого нервно-психического напряжения, которое приводило и к более быстрому развитию утомления.
Внимание водителя ухудшается также в болезненном состоянии, после употребления алкоголя, в состоянии чрезмерного возбуждения или в угнетенном состоянии. У опытного водителя бывает меньше ошибок из-за невнимательности. Это объясняется тем, что многие навыки управления автомобилем доведены до уровня автоматизма действий и позволяют правильно выполнять многие операции, даже если интенсивность внимания снижена, а также больше уделять внимания восприятию быстро меняющейся дорожной обстановки за счет освобождения от зрительного контроля за своими управляющими действиями. Снижению ошибок из - за невнимательности способствует также хорошая организация внимания водителя, доведенная до автоматизма, в типичных дорожных ситуациях, а также хорошая осмотрительность.
Рис. 2. Графики зависимостей времени выполнения задания Тг от времени t (продолжительность рабочего дня) при движении по автомобильным дорогам:
1 — Нижний Новгород—Саранск; 2 — Нижний Новгород—Москва; 3 — Орел—Киев
Для улучшения внимания каждый водитель должен знать качества своего внимания и уметь их использовать в конкретной обстановке. Например, замедленная переключаемость внимания может быть компенсирована прогнозированием развития дорожной обстановки и действиями, предупреждающими возникновение или развитие в неблагоприятном направлении опасных ситуаций. Для водителя важно уметь быстро выделять второстепенную и главную информацию и своевременно переключать внимание на последнюю. Нужные качества внимания вырабатываются у водителя во время обучения и в процессе его профессиональной деятельности.
Однако целенаправленная сознательная тренировка внимания может ускорить формирование необходимых качеств.
При недостаточной устойчивости внимания следует вырабатывать способность отвлекаться от посторонних раздражителей и приучать себя продуктивно работать в любых условиях. Для воспитания внимания необходимо придерживаться следующего правила: никогда не позволять себе делать работу невнимательно, научиться произвольно сосредотачивать внимание в любой момент на любом предмете или деятельности. Быть внимательным легче, если работа или изучаемый предмет интересен для человека. Для того чтобы пробудить такой интерес, необходимо развивать любознательность и глубже вникать в сущность работы или изучаемого предмета. В этом плане для водителей большое значение имеет рационализаторская и изобретательская работа, занятие автоспортом. Положительное значение имеют также хорошая организация труда и здоровый психологический климат в рабочем коллективе.
Для улучшения объема и распределения внимания необходимо тренировать их путем приобретения навыков одновременного восприятия нескольких объектов или одновременного выполнения нескольких действий (например, научиться одновременно слушать лектора и воспринимать демонстрируемые им чертежи, слайды, приборы или управлять автомобилем и в то же время воспринимать дорожную обстановку). Объем и распределение внимания тренируются также и при сознательной организации внимания во время проезда отдельных участков дороги и выполнения сложных маневров.
Выработка необходимых качеств внимания требует постоянного волевого усилия. Тренировка должна проводиться непрерывно как на работе, так и в быту, а это требует от человека высокой дисциплинированности, решительности и настойчивости.
2.
Основные принципы обеспечения
безопасности движения
ФЗ РФ №196 «О безопасности дорожного движения» (с изменениями на 21 апреля 2011 года) статья 3 “ Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения”
Список
используемых источников
1. Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1990.-141с.
2. Котик A.M. Психология и безопасность. - Таллин: “Валгус”, 1981.-408с.
3. Клебельсберг
Дитер. Транспортная
психология / пер. с немецкого
А.Б.Тарасова; под редакцией В.Б. Мазуркевича.
- М.: Транспорт, 1989. - 323с.
4. Мишурин
B.M., Романов А.Н. Надежность
водителя и безопасность
движения. - М.: Транс порт, 1990. - 167с.
5. Романов
А.Н. Автотранспортная психология. - М.:
Транспорт, 1999-200с.