Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 19:35, контрольная работа
Внимание является важнейшим фактором, обеспечивающим надежность водителя. При управлении автомобилем он должен своевременно заметить именно те изменения в дорожной обстановке, которые в данный момент создают наибольшую угрозу для безопасности движения.
1. Особенности психологического процесса «внимание». Факторы, отвлекающие внимание водителя…………………………………………………………………
2. Основные принципы обеспечения безопасности движения…………………
Список используемых источников……………………………………………….
Водитель при управлении автомобилем кроме восприятия объектов на дороге и прогнозирования развития дорожной обстановки выполняет управляющие действия, контролирует работу двигателя, считывает показания приборов, разговаривает с пассажирами, а иногда ведет радиообмен с диспетчером, объявляет остановки и т.д. Поэтому нередко он одномоментно может воспринимать не более трех дорожных знаков, что необходимо учитывать при организации дорожного движения.
Распределение внимания — это способность рассредоточить внимание на нескольких объектах или одновременно безошибочно выполнить два и более действия. Распределение внимания зависит от его объема. Эти качества взаимосвязаны. Успешное распределение внимания между двумя различными действиями возможно только тогда, когда одно из совмещенных действий хорошо заучено и выполняется на уровне автоматизма. В этом случае основное действие находится в центре сознания, а другое (выполняемое на уровне автоматизма) — лишь контролируется сознанием. Опытный водитель, уделяя внимание дорожной обстановке, не следит за движением рук при переключении рычагов передач, так как эти действия доведены до автоматизма вследствие выработанного ранее навыка. Обучающийся вождению автомобиля не может, трогаясь на подъеме, распределить внимание между тремя действиями: отпустить ручной тормоз, отпустить педаль сцепления и увеличить подачу газа. И уж вовсе не может в это время слушать указания инструктора и следить за обстановкой.
При навыках, доведенных до уровня автоматизма действий, и правильном распределении внимания может иметь место совмещение ранее самостоятельных действий в один целостный двигательный акт. Именно такие действия характерны для опытного водителя в сложных дорожных ситуациях и позволяют ему экономить время и предотвращать, казалось бы, неизбежные дорожно-транспортные происшествия. При недостаточной автоматизации навыков внимание оказывается перегруженным и водитель не в состоянии воспринимать быстро меняющуюся дорожную обстановку и своевременно выполнять необходимые управляющие действия, что нередко ведет к ошибкам и ДТП.
Распределение внимания водителя в дорожных условиях можно определить с помощью специальной аппаратуры, регистрирующей движение глаз. В этих целях используются две кинокамеры. Одна предназначена для съемки дороги и придорожного пространства перед водителем, другая — для съемки положения световой точки, образуемой при отражении от глаза луча света лампочки. Отраженный от роговицы «зайчик» показывает направление взгляда. Заснятые камерами кадры синхронно совмещаются, и отмеченные точки фиксации взгляда располагаются на соответствующих участках дороги и придорожного пространства. В большинстве случаев внимание водителя сосредоточено в направлении взгляда. Однако иногда взгляд направлен на какой-либо объект, но он его не воспринимает, так как внимание водителя занято в это время решением других задач или действий. Поэтому регистрация взгляда не всегда дает полное представление о распределении внимания.
Переключение внимания — это скорость его перемещения с одного объекта на другой или от одного вида деятельности к другой. Высокая подвижность нервных процессов позволяет легко переключать внимание, а при недостаточной их подвижности переключение внимания замедлено. В таких случаях говорят об инертном внимании. Однако в большинстве случаев замедленное переключение внимания при трудовой деятельности человека является следствием недостаточного опыта. Причиной легкости или трудности переключения внимания является также отношение человека к выполняемой деятельности. Внимание трудно переключается при переходе с интересной работы на неинтересную. Легче переключиться на другую работу, если предшествующая деятельность закончена.
Водитель, чтобы не допускать ошибок при управлении автомобилем, должен быстро переключать внимание с одного объекта на другой, своевременно прекращать начатые действия, а нередко изменять их на противоположные. Скорость переключения внимания зависит от опыта водителя. В результате упорной тренировки он доводит свои навыки до уровня автоматизма действий. Приобретение такого рода навыков является необходимым условием надежности водителя при вождении автомобиля в сложных дорожных условиях.
Водителям с замедленным переключением внимания требуется особенно упорная и продолжительная тренировка для своевременного и точного выполнения необходимых управляющих действий в сложных дорожных ситуациях.
Переключение и распределение внимания
в сочетании с правильной последовательностью
действий и активностью наблюдения являются
основой осмотрительности, т. е. своевременного
определения возможного осложнения дорожной
обстановки. Особенности переключения
и распределения внимания могут быть выявлены
методами экспериментально-
Интенсивность внимания определяется как степень его напряжения при восприятии объектов. Чем выше интенсивность, тем отчетливее и полнее восприятие, тем более точно и быстро водитель оценивает дорожную обстановку и выполняет необходимые управляющие действия. Интенсивность внимания водителя не всегда одинакова. Она повышается при обгоне, смене полосы движения, проезде перекрестка, усложнении дорожной обстановки. Интенсивность внимания снижается при движении на прямых участках дороги большой протяженности, однообразном ландшафте местности, отсутствии других участников движения, а иногда и в транспортном потоке или в колонне при продолжительном движении с постоянной скоростью. Снижение интенсивности внимания приводит к снижению готовности водителя к действиям при неожиданном возникновении опасных ситуаций. Неслучайно значительное число ДТП возникает в относительно простых дорожных условиях. Сохранять высокую интенсивность внимания в течение всего рабочего времени водитель не может — это утомляет его. Кроме того, дорожная обстановка не всегда требует высокой интенсивности внимания. Важно предвидеть изменение дорожной обстановки и уметь быстро повышать интенсивность внимания, если это необходимо, и снижать его, если такое снижение не влияет на безопасность движения.
Устойчивость внимания — это сохранение в течение продолжительного времени необходимой интенсивности внимания на каком-либо объекте или какой-либо деятельности. Профессия водителя предъявляет весьма высокие требования к интенсивности и устойчивости внимания, так как обстановка на дороге быстро меняется и он постоянно должен быть готов к действиям в неожиданных ситуациях.
Наше внимание чрезвычайно подвижно. Оно не может долго задерживаться на каком-либо неподвижном объекте. Пристально смотреть на черную точку на белом листе бумаги можно только несколько секунд, а затем вы или забудете о точке, или она начнет расплываться. Примеры колебания внимания представлены на рис. 3.5. Учебный час продолжается 40 — 45 мин, и это неслучайно, так как только в течение этого времени без заметного волевого усилия может сохраняться достаточно высокая интенсивность и устойчивость внимания. Увеличение этого времени затрудняет восприятие материала, так как поддержание для его усвоения необходимой интенсивности внимания требует все большего волевого усилия.
Устойчивость внимания водителя можно оценить по следующим показателям: быстро ли ухудшается восприятие дорожной обстановки в монотонных условиях деятельности; как часто в этих условиях водитель допускает ошибки; может ли он продуктивно заниматься в условиях сильных посторонних раздражителей; пред предпочитает ли он заниматься с частыми перерывами или без перерывов; часто ли отвлекается при объяснениях педагогов; может ли длительно продумывать какой-либо вопрос или быстро отвлекается; легко ли привлечь его внимание, когда он занят выполнением какой-либо работы.
В профессиональной деятельности водителя низкая продуктивность внимания как проявление его индивидуально-психологических свойств может отрицательно влиять на работу. В простых условиях движения темп работы водителя определяет он сам и дорожная обстановка позволяет ему на некоторое время отвлекать внимание от основных объектов восприятия, необходимых при управлении автомобилем. При внезапном резком изменении дорожной обстановки низкая интенсивность не обеспечивает работу по управлению автомобилем в необходимом высоком темпе и если водитель не успевает мобилизовать себя, т. е. интенсивность внимания в данный момент недостаточна для выполнения действий в высоком темпе, то возникают предпосылки к ДТП или само ДТП.
Установлено, что одни профессии требуют высокой интенсивности внимания, другие — хорошего распределения, третьим требуется быстрая переключаемость, четвертым — большая устойчивость в течение длительного времени. Профессия водителя автомобиля предъявляет высокие требования ко всем качествам внимания. Поэтому при характеристике деятельности водителя, анализе его ошибок нельзя говорить о недостатках внимания вообще, а следует говорить о недостатках того или иного качества внимания. Например, внезапно возникшая сложная ситуация на прямом участке дороги может быть иногда опаснее, чем на трудной горной дороге, вследствие снижения интенсивности внимания водителя. Анализ ДТП на скоростных дорогах Японии показал, что больше половины их приходится на хорошую погоду и ровные участки дороги. И, наоборот, во время гололеда в результате высокой интенсивности внимания водителей происходит только 1,5 % от общего числа ДТП. Одной из причин ошибок водителей является их невнимательность. Невнимательность, по мнению К. К. Платонова, имеет различные формы, которые условно можно разделить на три типа.
Первый тип невнимательности — рассеянность. Рассеянность возникает в результате слабости и неустойчивости произвольного внимания. Она выражается в легкой отвлекаемости и неумении водителя более или менее длительное время сосредоточивать внимание на нужных объектах. Такой водитель постоянно отвлекается от дорожных объектов и управления автомобилем. Он может вовремя не заметить усложнения дорожной обстановки и ввиду низкой готовности не выполнить нужных действий или допустить ошибку.
Второй тип невнимательности, наоборот, встречается при чрезмерной интенсивности и трудной переключаемости внимания. В этих случаях человек сосредоточен на каком-либо виде деятельности, вопросе или проблеме, что характерно для многих людей творческого труда: ученых, изобретателей, писателей и др. Такой вид невнимательности может возникнуть у некоторых водителей под влиянием сильного переживания личного или служебного порядка.
Третий тип невнимательности выражается в слабой интенсивности внимания при переутомлении, болезненном состоянии или после приема алкоголя. Физиологической основой возникающих при этом нарушений является временное снижение силы и подвижности нервных процессов в коре головного мозга. Внимание при этом характеризуется слабой концентрацией и еще более слабой переключаемостью.
Для предупреждения невнимательности по этим причинам необходима правильная организации режима труда и отдыха, а также контроль за состоянием водителей перед рейсом и в пути. Следует иметь в виду, что даже когда человек здоров и не утомлен, интенсивность его внимания подвержена периодическим колебаниям (флюктуации). Например, если человек будет гасить нажатием на кнопку вспыхивающую перед ним лампочку, то время латентного периода его сенсомоторной реакции периодически будет изменяться, иногда резко увеличиваться, что связано с периодическим снижением интенсивности внимания.
Исследованиями установлено, что колебания интенсивности внимания происходят не реже, чем через 5 с. При исследовании простой сенсомоторной реакции, когда предъявляются 50 сигналов в виде периодически вспыхивающей лампочки, резкое увеличение времени реакции у здоровых людей имеет место 1 — 5 раз, что является следствием особенно сильного снижения интенсивности внимания.
В деятельности водителя важное значение придается такому понятию, как «осмотрительность». Осмотрительность — это способность водителя своевременно обнаруживать опасность и изменения в дорожной обстановке. Основой осмотрительности являются правильное распределение и переключение внимания, его достаточная интенсивность и устойчивость. Осмотрительность — это умение увидеть то, что в данный момент представляет наибольшую угрозу для безопасности дорожного движения. Большую роль для осмотрительности играет правильная организация внимания.
Организация внимания — это умение пользоваться качествами внимания в каждом конкретном случае, в определенном их состоянии и последовательности. Организация внимания основывается на знании объектов, на которых он должен сосредоточиться, и отчетливом представлении о последовательности восприятия объектов в конкретной обстановке. Должна быть выработана система распределения и переключения внимания на те объекты, которые в данный момент являются для водителя важнейшими. Так, рекомендуется следующая последовательность переключения и распределения внимания при обгоне: обгоняемый автомобиль, встречный автомобиль, зеркало заднего вида, дорожный знак.
Последовательность и повторность восприятия каждого объекта в данном случае должны осуществляться не в случайном порядке, а по определенной системе, наиболее рациональной в каждом сложном элементе вождения автомобиля. Установлено, что в большинстве случаев аварийная ситуация возникает во второй половине обгона или даже в самом конце его. Одной из наиболее частых причин столкновения является неправильное распределение внимания. При этом характерно, что часто столкновения происходят не со встречным автомобилем, а с обгоняемым. Считая главной опасностью встречный автомобиль, водитель все внимание сосредотачивает на нем и упускает из поля зрения обгоняемый автомобиль.
В деятельности водителя при управлении автомобилем, особенно при дефиците времени, имеет важное значение не только знание того, на какие объекты он должен распределять свое внимание, но и навык правильной последовательности восприятия объектов конкретной дорожной обстановки, умение определять, какой из объектов в данный момент наиболее важен. Навык в организации внимания в конкретной обстановке при дефиците времени нередко является решающим в предупреждении ДТП. Такой навык может и должен вырабатываться у водителей в процессе обучения.
Нельзя выработать навык в организации внимания вообще, во всех сложных дорожных ситуациях, так как они очень многообразны. Однако организация внимания в типичных, наиболее часто встречающихся сложных условиях необходима. Например, водитель автобуса, работая на постоянном маршруте, должен знать все его особенности, такие как состояние дороги, повороты, железнодорожные переезды, пешеходные переходы, перекрестки, интенсивность движения, освещенность в разное время суток и т. п. Особое внимание водитель должен уделять наблюдению за дорожной обстановкой, сигналами светофора и регулировщика. Перед рейсом водителя нередко напутствуют словами: «Будьте внимательны». Правильнее было бы не ограничиваться этим, а напомнить те сложные задачи в пути, которые придется решать, обратить внимание на опасные участки дороги и изменения, которые произошли на ней и требуют особого внимания водителя.