Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:06, контрольная работа
Невозможно представить жизнь любого индивида без контакта с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке.
Введение………………………………………………………………….3
Основная часть.
1. Понятия, характеристика, виды процесс воображения…………………….4
2. воображения……………………………………………………....8
3. Пути построения воображения……………………………………......10
4. Влияние воображения на физиологическое состояние организма…11
Заключение………………………………………………………………13
Список литературы.
ПЛАН
РАБОТЫ:
Введение……………………………………………
Основная часть.
1. Понятия, характеристика, виды процесс воображения…………………….4
2.
воображения…………………………………………………
3.
Пути построения воображения………
4.
Влияние воображения на
Заключение……………………………………………
Список
литературы.
Введение
Невозможно представить жизнь любого индивида без контакта с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.
Все живое живет в неразрывном контакте с окружающим миром, но лишь человеку присуще оказывать воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели – изменять действительность в соответствии с своими потребностями. Такой характер действия предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности.
Первоначально
предполагается выработка такого плана,
и лишь потом — его воплощение на практике.
Таким образом, рассматривая процесс создания
человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся
еще с одним феноменом психики человека.
Его суть состоит в том, что человек
создает в своем сознании образ, которого
пока в реальности еще не существует, а
основой создания подобного образа является
наш прошлый опыт, который мы получили,
взаимодействуя с объективной реальностью.
[1, с.283] Процесс создания новых психических
образов и есть - воображение.
1.
Понятия и характеристика
процесс воображения.
Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
Создание представлений и познание окружающей среды(мира) происходит при взаимодействии важных психических процессов высшей нервной системы: восприятии, внимании, и речи. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.
Переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения. В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или допустим представления об образе литературного героя.
Воображение
– это универсальная
. В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Иногда выделяют также воссоздающее и творческое воображение. Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. Воображение включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности.
Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете. Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотношение всеобщего и идентичного на чувственном опыте уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Воображение не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов воображения состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. Ведущим механизмом воображения служит перенос какого либо свойства объекта. [1, с.286]
В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее. Мощь творческого воображения и его уровень определяются соотношением двух показателей:
1) тем, насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость его творений;
2)
тем, насколько новы и
Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.
Воображение
связано и с реализацией наших
волевых действий. Так, воображение
присутствует в любом виде нашей
трудовой деятельности, поскольку, прежде
чем создать что-либо, необходимо
иметь представление о том, что
мы создаем.
2.
Виды воображения.
В воображении
проявляются все виды и уровни
направленности личности; они порождают
и различные уровни воображения.
Различие этих уровней определяется
прежде всего тем, насколько сознательно
и активно отношение человека
к этому процессу. В высших формах
воображения, в творчестве, образы сознательно
формируются и преобразуются
в соответствии с усилиями, которые
ставит себе сознательная творческая
деятельность человека. В первом случае
говорят иногда о пассивном,
во втором – об активном воображении.
Если произвольное, или активное, воображение
преднамеренно, т. е. связано с волевыми
проявлениями человека, то пассивное воображение
может быть преднамеренным и непреднамеренным.
Преднамеренное пассивное воображение
создает образы, не связанные с волей.
Эти образы получили название грез. В грезах
наиболее ярко обнаруживается связь воображения
с потребностями личности. Легко предугадать,
о чем будет грезить человек, с волнением
ожидающий значимого для него события.
Людям свойственно грезить о приятном,
заманчивом. Но если грезы начинают подменять
деятельность и преобладать в психической
жизни личности, то это уже свидетельствует
об определенных нарушениях психического
развития. Преобладание грез в психической
жизни человека может привести его к отрыву
от реальной действительности, уходу в
выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает
тормозить психическое и социальное развитие
этого человека. Так, школьник, не готовясь
к занятиям и получая неудовлетворительные
отметки, может создать себе иллюзорную,
выдуманную жизнь, где ему все удается,
где ему все завидуют, где он занимает
положение, на которое не может надеяться
в настоящее время и в реальной жизни.
Рис. 1. Виды
воображения
Непреднамеренное
пассивное воображение
Таким
образом, при классификации видов
воображения исходят из двух основных
характеристик. Это степень проявления
волевых усилий и степень активности,
или осознанности (рис. 1). [1, с.288]
Различают так же воображение воспроизводящее и творческое или преображающее. Всякое подлинное воображение является преобразующей деятельностью.
В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение.
Необходимо, наконец, различать виды воображения по их отношению к действительности и к деятельности:
-
продуктивное воображение
отличается тем, что в нем действительность
сознательно конструируется человеком,
а не просто механически копируется или
воссоздается. Но при этом в образе она
все же творчески преобразуется. - -
репродуктивное воображение
ставится задача воспроизвести реальность
в том виде, какова она есть, и хотя здесь
также присутствует элемент фантазии,
такое воображение больше напоминает
восприятие или память, чем творчество.
[2, с. 262]
3.
Пути построения воображения.
Выделяются несколько путей построения образов воображения:
агглютинация – соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, элементов действительности;
гиперболизация – значительное преувеличение свойств реальных объектов;
заострение – выделение тех или иных признаков реальности как особо значимых;
схематизация – сглаживание различий между объектами и произвольное наделение его конкретным образом;
типизация
– выделение существенного признака в
однородных явлениях и наделение его конкретным
образом. [3, с. 231]
4.
Влияние воображения
на физиологическое
состояние организма.
Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него.
Сложность,
непредсказуемость воображения, его
связь с эмоциями дают основание
предполагать, что его физиологические
механизмы связаны не только с
корой, но и с более глубоко
залегающими структурами мозга.
В частности, большую роль здесь
играет гипоталамо-лимбическая
Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие физиологические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии.
С другой стороны, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим но дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.
Другим примером влияния воображения на органические процессы может быть изменение газообмена в то время, когда мы представляем себе выполнение какой-либо физической работы. Например, мы представляем, что поднимаем тяжелую штангу на соревновании. В этом случае приборы будут регистрировать увеличение интенсивности газообмена. Это же явление будет обнаружено и в тех случаях, когда мы будем видеть лицо человека, поднимающего штангу.
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что воображение играет
существенную роль как в регуляции
процессов организма человека, так
и в регуляции его
Заключение
В жизни человека вообще невозможно представить(и в буквальном смысле чтобы представить нужно воображение) без воображения. Поэтому перечислим лишь некоторые специфические функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. [2, с. 272]
Информация о работе Воображение.Влияние воображения на физиологическое состояние организма