Воспитание в педагогике А.С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 00:47, реферат

Описание

Он внёс большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного, в зависимости от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций и др. В методике Макаренко четко определены решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей.

Содержание

1.Введение 3
2.Педагогика А.С. Макаренко продукт советского педагогического арсенала 4
3.Педагогические приемы А.С.Макаренко . 4
3.1. Организационное строение коллектива 4
3.2. Самоуправление в отряде: 5
3.3. Органы самоуправления: 6
3.4. Общее собрание 8
3.5.Совет коллектива 8
3.6. Санкомиссия 9
3.7. Актив 9
3.8. Дисциплина и режим: 10
3.9. Наказания и меры воздействия 10
3.10. Центр 11
4.Заключение 12
5.Список использованной литературы 13

Работа состоит из  1 файл

Бузовская- Воспитание в педагогике А.С.МАКАРЕНКО.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное общеобразовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный  университет информационных технологий,

механики и оптики» 
 

Институт  международного бизнеса  и права 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Психология и педагогика профессиональной деятельности»

На тему:

«Воспитание в педагогике А.С. Макаренко» 
 
 
 

                                           Выполнила: студентка  1-ого курса очной

                                                      формы обучения  ИМБИП, группа 1443

Бузовская Н.В.

                                              Проверила: Полубояринова Е. А.

                                                     Оценка:

                                                       Подпись:

                                                                           Выполнила « 4» мая

                                                                             

Санкт-Петербург

2010 год 
 

Оглавление

1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Самой яркой личностью в советской  педагогике стал Антон Семенович  Макаренко — воспитатель, ученый, писатель.

     Он  внёс большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного, в зависимости от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций и др. В методике Макаренко четко определены решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей.

     Сущность  своего педагогического опыта он определял принципом «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Педагогика  А.С. Макаренко продукт  советского педагогического арсенала

      
        Основной упор в развитии педагогической системы А.С.Макаренко делался  на воспитании детей, выработки у них чувства ответственности за себя, за коллектив в котором он учится, воспитывается, работает, живет, на воспитании нового советского человека.  А. С. Макаренко говорил: «У нас нет еще полноценной методики воспитания, и мы должны ее создать. Критики, разбиравшие «Педагогическую поэму», больше всего меня ругали за недооценку теории педагогики. Но когда я писал свою книгу, то меня занимала не классная жизнь, а проблема воспитания и перевоспитания правонарушителей. Мой опыт воспитательной работы привел меня к тому выводу, что нам нужно создать методику воспитания».

     А. С. Макаренко получил высшее педагогическое образование, перечитал все, что  есть в литературе по вопросам воспитания, и не получил метода работы.  Он полагал, что в интересах дела нужно отличать школьную методику учебной классной работы от методики воспитания. В начале своей педагогической деятельности ему пришлось быть руководителем в трех колониях НКВД (Народный  Комиссариат Внутренних Дел). 

 

             Педагогические приемы А.С.Макаренко строились на организации коллективного перевоспитания беспризорных детей, оставшихся сиротами после гражданской войны.

 

 Вот как он представлял свои действия:

1. Организационное  строение коллектива:

       Организация коллектива в детских учреждениях происходит по различным принципам. Дети могут разделяться на группы по признаку школы; при этой системе в интернатных учреждениях они поселяются в спальнях школьными классами или их частями. В этом есть свои выгоды: дети подбираются одного возраста, одного развития, для них удобнее и легче готовить уроки, пользоваться общими пособиями и учебниками, помогать отстающим. Но в этом есть много недостатков: первичные коллективы, образованные таким образом, быстро замыкаются в кругу узких школьных интересов, отходят от трудовых и производственных вопросов, от вопросов хозяйственного роста всего учреждения.

     Первичные коллективы воспитанников могут  быть организованы и по другим принципам, а именно: по производственному, по возрасту и т.п.

  • все воспитанники разделяются на отряды, которые являются отрядами и на производстве;
  • величина отряда может колебаться от 7 до 15 человек. Больше 15 человек иметь в одном отряде нельзя. Как показал опыт, первичной коллектив, если он составлен из большого числа членов, слабо подчиняется руководству своего старшего, а старший не в состоянии охватить всех членов отряда;
  • если воспитанники работают на производстве в две смены, лучше составлять сменные отряды;
  • если группа станков незначительна, можно составлять отряды, включающие воспитанников первой и второй смены, но эта форма является менее удобной, так как в таком случае ребята одной смены не встречаются на производстве с ребятами другой смены;
  • если позволяют условия производства, желательно в некоторых случаях составлять сквозные отряды, т.е. обслуживающие поток одних и тех же деталей от начала до конца;
  • каждый отряд должен быть расположен в отдельной спальне или в группе спален, находящихся рядом;
  • в столовой отряды помещаются вместе.

2. Самоуправление в  отряде:

     Во  главе отряда должен стоять командир - один из членов коллектива. Может быть два принципа выдвижения командира - назначение и выборы: 
1) Назначать командиров необходимо во всех случаях, когда нет крепкого коллектива, а комсомольская организация еще недостаточно руководит общественным мнением в коллективе. Тогда она из первоочередных задач педагогического коллектива - помочь усилению политического влияния комсомольской организации, объединить актив, увлечь его энергичной работой в коллективе и самоуправлении. Командиры должны назначаться из числа влиятельных комсомольцев и актива приказом руководителя учреждения, но предварительно кандидатуры должны быть обсуждены в педагогическом совете, в производственном управлении, в комсомольской организации и в совете командиров. 
2) В хорошо организованных коллективах с сильной комсомольской организацией следует переходить к выборности командиров. Командиры избираются персонально на общем собрании коллектива. Голосуют только члены коллектива, имеющие звание коммунара. Командиры должны постоянно чувствовать свою связь с уполномочившим их коллективом и свою ответственность. В командиры должен выбираться воспитанник, преданный интересам учреждения, хороший ученик в школе, ударник на производстве, более других квалифицированный и обладающий личными данными: тактом, энергией, распорядительностью, вниманием к младшим, честностью. Работа командира рассматривается как самая ответственная нагрузка, свидетельствующая о доверии к нему руководства и коллектива. На производстве командир должен главной своей задачей считать выполнение производственного плана и развертывание стахановского движения. В направлении к решению этой задачи командир должен проявить свою заботу во всех решительно областях работы, каковыми являются: стахановское движение, дисциплина, обеспечение материалами, борьба с простоями и прогулами, хороший инструмент, хороший инструктаж, организация рабочего места, удовлетворительная спецовка, правильные формы, правильная документация. 
          Руководство отряда во главе с командиром имеет следующие функции:

  • следить, чтобы все воспитанники строго выполняли порядок дня, вставали в положенное время, не опаздывали к столу, вовремя уходили на работу и в школу, вовремя находились в учреждении вечером; точно в указанное время отходили ко сну;
  • наблюдать за санитарным состоянием отряда, своевременностью и качеством уборки, выполнением очередными дежурными их обязанностей, за умыванием и пользованием баней, за стрижкой воспитанников, за мытьем рук перед едой;
  • следить за успехами воспитанников в школьной работе, организовать помощь отстающим, добиваться порядка в отряде, обеспечивающего возможность готовить уроки;
  • втягивать воспитанников в клубные и спортивные кружки, чтение газет и книг, участие в стенгазете;
  • добиваться повышения культурного уровня воспитанников, уничтожения в их лексиконе грубых слов и ругательств, регулировать товарищеские отношения, приучать к разрешению конфликтов без ссор и драк, решительно бороться с малейшими попытками насилия более старших или более сильных над младшими и слабыми;
  • вести решительную борьбу с отрицательными наклонностями отдельных воспитанников. Воспитывать у членов отряда уважение к чужому труду, к чужому покою, отдыху, занятиям;
  • следить за образованием в отряде отдельных группировок и дружеских спаек, поощрять и развивать полезные занятия (спортивные, радиолюбителей и др.), решительно уничтожать вредные (антисоциальные).

3. Органы самоуправления:

     Главным органом самоуправления является общее  собрание всех воспитанников детского учреждения. Оно должно собираться в период организации и прорывов в работе учреждения или в коллективе не реже одного раза в шестидневку, а остальное время - не реже двух раз в месяц. Общее собрание, как правило, должно быть всегда открытым, т.е. на нем имеют право присутствовать и высказываться все члены коллектива. В некоторых вопросах может быть допускаемо и голосование всех присутствующих, например, в вопросах, имеющих отношение к культурной и клубной работе и другое.

     В работе органов самоуправления решающим обстоятельством является ее регулярность. Каждый орган самоуправления, если он почему-либо долго не собирается, теряет свой авторитет и фактически должен считаться несуществующим. Работа органов самоуправления только в том случае будет актуальной и важной, если вся жизнь воспитательного учреждения так построена, что замирание деятельности того или другого органа сейчас же отражается на работе учреждения и ощущается коллективом как недостаток.

     Для того чтобы органы самоуправления имели  именно такое значение регулярно  действующих институтов, необходимо следующее:

  • администрация учреждения, в том числе и педагогическая, ни в коем случае не должна подменять органы самоуправления и самостоятельно решать вопросы, подлежащие ведению этих органов самоуправления, даже если бы решение руководства и, казалось бы, очевидно правильным или более быстрым;
  • каждое решение органов самоуправления должно быть выполнено, и при этом без волокиты и откладывания;
  • если администрация считает невозможным выполнение ошибочного решения того или другого органа самоуправления, она должна апеллировать к общему собранию, а не просто отменять решение;
  • основным методом работы администрации должно быть влияние в самых органах самоуправления, и тот товарищ, который таким влиянием не пользуется и у которого всегда происходят конфликты с органами самоуправления, совершенно очевидно, для работы в этом учреждении не годится;
  • работа в органах самоуправления не должна отнимать у воспитанников чересчур много времени, чтобы они не тяготились своими обязанностями и не превращались бы в «чиновников»;
  • нельзя органы самоуправления загружать различными мелочами, которые могут быть разрешены в порядке обычной административной и текущей работы;
  • учет работы всех органов самоуправления должен быть поставлен очень точно, и все решения их должны быть записаны.

4. Общее собрание:

          Общее собрание всех воспитанников должно рассматриваться администрацией и воспитанниками, как главный орган самоуправления, его авторитет должен неуклонно поддерживаться всеми силами учреждения. Этот основной тон приводит к большому успеху только при соблюдении двух условий: 
а) если проводится большая и серьезная политико-воспитательная работа, если воспитанники всегда знают о том, что делается в Союзе, учатся понимать внутригосударственные процессы, разбираются в особенностях классовой борьбы на каждом данном этапе, если они повседневно воспитываются в духе беззаветной любви к своей социалистической Родине, если они не живут оторвано, только в своем коллективе; б) если учреждение действительно идет вперед, имеет успехи в учебе, в воспитательной работе, в быту, в работе на производстве и является действенной политической и хозяйственной организацией. 
5. Совет коллектива:

Информация о работе Воспитание в педагогике А.С. Макаренко