Воспитание в педагогике А.С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 00:47, реферат

Описание

Он внёс большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного, в зависимости от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций и др. В методике Макаренко четко определены решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей.

Содержание

1.Введение 3
2.Педагогика А.С. Макаренко продукт советского педагогического арсенала 4
3.Педагогические приемы А.С.Макаренко . 4
3.1. Организационное строение коллектива 4
3.2. Самоуправление в отряде: 5
3.3. Органы самоуправления: 6
3.4. Общее собрание 8
3.5.Совет коллектива 8
3.6. Санкомиссия 9
3.7. Актив 9
3.8. Дисциплина и режим: 10
3.9. Наказания и меры воздействия 10
3.10. Центр 11
4.Заключение 12
5.Список использованной литературы 13

Работа состоит из  1 файл

Бузовская- Воспитание в педагогике А.С.МАКАРЕНКО.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

     Совет командиров является центральным органом  самоуправления, проводящим всю текущую  работу в коллективе детского учреждения. Совет командиров может быть составлен  различными способами в зависимости  от структуры и специфики учреждения, отсутствия или наличия и вида производства, а также от величины актива и возраста воспитанников.

     Гораздо работоспособнее совет, составленный из лиц, являющихся одновременно и уполномоченными  первичных коллективов; в данном случае такими уполномоченными являются командиры классных в школе и производственно-бытовых отрядов в специальных учреждениях с интернатами. 
Удобство этой структуры главного совета заключается в следующем:

  • в совете представлены не только интересы всего коллектива в целом, но и интересы отдельных первичных коллективов, следовательно, такой совет ближе к воспитанникам, демократичнее;
  • в совете очень легко и быстро решаются все вопросы, касающиеся отдельных первичных коллективов - отрядов и даже отдельных лиц, так как в нем есть всегда возможность получить самый быстрый отзыв или информацию ответственного в отряде лица - командира отряда;
  • решения совета немедленно становятся известными во всех отрядах. При этом, как правило, должно быть установлено, что немедленно после совета командиры должны разъяснить своим отрядам решения совета;
  • будучи принужден немедленно информировать свой отряд о решениях совета, каждый командир тем самым в самом заседании совета чувствует себя уполномоченным отряда, ответственным за все решения совета;
  • составленный по такому плану совет является органом, удобным для быстрого маневрирования целого коллектива и для приведения в исполнение любых решений в самое короткое время;
  • поскольку члены совета, командиры, сами являются участниками на производстве и в быту, в деловой жизни отряда, им предоставляется широкая возможность быстро приводить все решения совета в практической деятельности воспитанников;
  • так как командиры представляют производство решительно по всем видам, цехам и отделам, в таком совете можно разбирать любые вопросы из области производства самой разнообразной специфики: трудовых колоний и коммун, детских домов, специальных учреждений, а также школ.

     Все эти удобства заставляют предпочитать указанную  структуру совета всякой другой. Председательствует в совете отдельное лицо - секретарь совета командиров, воспитанник, избираемый на общем собрании на срок не менее полугода и освобожденный от других обязанностей, но с обязательной и совершенно нормальной учебой в школе. 
6. Санкомиссия:

     Для учреждения в 500 человек санкомиссия  должна состоять не менее чем из 7 человек. Санкомиссия избирается на полгода общим собранием коллектива.

     В ней обязательно участвует врач учреждения. Решения санкомиссии обязательны не только для воспитанников, но и для всех сотрудников учреждения.

7. Актив:

     Под активом понимаются все воспитанники, хорошо относящиеся к учреждению и его задачам, принимающие участие  в работе органов самоуправления, в работе управления производством, в клубной и культурной работе. Актив является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива.

8. Дисциплина и режим:

       Иногда под дисциплиной понимают только внешний порядок или внешние меры. Это самая гибельная ошибка, которая только может быть в воспитательном учреждении. Дисциплина есть результат воспитательного процесса, результат прежде всего усилий самого коллектива воспитанников, проявленный во всех областях жизни: производственной, бытовой, школьной, культурной. Дисциплина в нашем обществе - это явление нравственное и политическое. Человек недисциплинированный в старом обществе никем не рассматривался как человек безнравственный.

     В нашем обществе недисциплинированность, недисциплинированный человек - это человек, выступающий против общества, и мы рассматриваем его не только с точки зрения внешнего технического удобства, но и с точки зрения политической и нравственной. Такое понимание дисциплины необходимо иметь каждому педагогу и воспитаннику. 
9. Наказания и меры воздействия:

     Данная  методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям.

     В этом смысле правильное и целесообразное применение наказания является очень  важным. Хороший воспитатель при  помощи системы наказаний может  много сделать, но неумелое, бестолковое, механическое применение наказаний приносит вред всей работе. 
Нельзя дать общих рецептов в вопросе о наказании. Каждый поступок является всегда индивидуальным. В некоторых случаях наиболее правильным является устное замечание даже за очень серьезный проступок, в других случаях за незначительный проступок нужно наложить строгое наказание.

     Для того чтобы воспитатель правильно  применял наказание и другие меры воздействия, необходимо, чтобы он усвоил советские принципы наказания. Если они для него неизвестны или непонятны, он не может быть воспитателем.

     В буржуазной школе разрешаются телесные наказания. Логика их кратко может быть выражена так: всякое нарушение правил должно сопровождаться некоторой формой страдания для нарушителя. Переживание  страдания есть содержание буржуазного наказания.

     Отправной точкой наказания является целый  коллектив: либо в более узком  значении отряд, бригада, класс, детское  учреждение, либо в более широком  рабочий класс, Советское государство. Кто нарушает эти интересы, кто идет против коллектива, тот отвечает перед коллективом. Наказание есть форма воздействия коллектива либо в виде прямых его решений, либо в виде решений уполномоченных коллектива, избранных, чтобы оберегать его интересы.

10. Центр:

     Очень важное значение имеет организация педагогического центра.  
Обычно управление детским учреждением сосредоточивается в кабинете директора или его помощника по учебно-воспитательной части.
 

     В дальнейшем Макаренко столкнулся не только с нежелающими учиться детьми, но и во всем им потакающим взрослым, как родителями так и педагогами.  В своих статьях А.С. Макаренко настаивал на практикуемой в системе интернатных учебных заведений воспитательной коллективной политики, на её научной разработке, подготовке базы для воспитания нового человека, гражданина, адаптированного к реалиям социалистического общества.

     «Проблемы школьного советского воспитания не могут быть выведены из положений, стоящих вне советской общественной жизни и советской политической истории. Безнадежной является попытка построить воспитательную технику при помощи дедуктивных выводов, из какой угодно науки: психологии, биологии и т.д. Это вовсе не значит, что положения этих наук не должны участвовать в деле построения советской воспитательной техники. Однако роль их должна быть чисто служебная, вполне подчиненная тем целям, которые диктуются политическими (практическими) обстоятельствами в жизни советского общества. 
В настоящее время педагогическое значение таких наук, как психология и биология, очень слабо разработано. Очень вероятно, что в ближайшее время мы будем свидетелями самых широких открытий в этих областях, которые позволят нам более осмотрительно и более точно пользоваться показаниями этих наук для наших политических целей…». 

     « Я настаиваю, что и в педагогике нужно изобретать. До последнего времени не занимались изобретением в педагогике, так как боялись педологии, которая отнимала это законное право у педагогики. Пусть вновь созданная кафедра воспитания разработает вопросы воспитательного значения коллектива, проблему наказания, стиля, тона и т.д.» 
 
 

Заключение

     Система А.С. Макаренко прогрессивна с точки  зрения развития педагогики, но она требует больших усилий и самоконтроля со стороны педагога, как воспитателя, так и человека. Воспитание чувства ответственности у обучаемых требует от педагога личного примера. Данная система эффективно действует в сплочённом коллективе, объединённом общими целями и трудовой деятельностью. Эта система воздействует на коллектив.

     Я считаю, что система А.С. Макаренко  может найти хорошее применение в наших школах, институтах и других учебных заведениях, если её откорректировать. В таком случае система А.С. Макаренко будет эффективна. 

 

Список  использованной литературы

1) сайт -Литература А.С. Макаренко;

2) А.  С. Макаренко «Сочинения в 5 томах», том 5 «Общие вопросы в теории педагогики. Воспитание в Советской школе»-  1958 год;

3) http://www.aphorisme.ru/about-authors/makarenko;

4) Статьи  А.С. Макаренко.

Информация о работе Воспитание в педагогике А.С. Макаренко