Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 00:47, реферат
Он внёс большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного, в зависимости от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций и др. В методике Макаренко четко определены решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей.
1.Введение 3
2.Педагогика А.С. Макаренко продукт советского педагогического арсенала 4
3.Педагогические приемы А.С.Макаренко . 4
3.1. Организационное строение коллектива 4
3.2. Самоуправление в отряде: 5
3.3. Органы самоуправления: 6
3.4. Общее собрание 8
3.5.Совет коллектива 8
3.6. Санкомиссия 9
3.7. Актив 9
3.8. Дисциплина и режим: 10
3.9. Наказания и меры воздействия 10
3.10. Центр 11
4.Заключение 12
5.Список использованной литературы 13
Совет
командиров является центральным органом
самоуправления, проводящим всю текущую
работу в коллективе детского учреждения.
Совет командиров может быть составлен
различными способами в зависимости
от структуры и специфики
Гораздо
работоспособнее совет, составленный
из лиц, являющихся одновременно и уполномоченными
первичных коллективов; в данном
случае такими уполномоченными являются
командиры классных в школе и производственно-бытовых
отрядов в специальных учреждениях с интернатами.
Удобство этой структуры главного совета
заключается в следующем:
Все эти удобства
заставляют предпочитать указанную
структуру совета всякой другой. Председательствует
в совете отдельное лицо - секретарь совета
командиров, воспитанник, избираемый на
общем собрании на срок не менее полугода
и освобожденный от других обязанностей,
но с обязательной и совершенно нормальной
учебой в школе.
6. Санкомиссия:
Для учреждения в 500 человек санкомиссия должна состоять не менее чем из 7 человек. Санкомиссия избирается на полгода общим собранием коллектива.
В ней обязательно участвует врач учреждения. Решения санкомиссии обязательны не только для воспитанников, но и для всех сотрудников учреждения.
Под активом понимаются все воспитанники, хорошо относящиеся к учреждению и его задачам, принимающие участие в работе органов самоуправления, в работе управления производством, в клубной и культурной работе. Актив является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива.
Данная методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям.
В
этом смысле правильное и целесообразное
применение наказания является очень
важным. Хороший воспитатель при
помощи системы наказаний может
много сделать, но неумелое, бестолковое,
механическое применение наказаний приносит
вред всей работе.
Нельзя дать общих рецептов в вопросе
о наказании. Каждый поступок является
всегда индивидуальным. В некоторых случаях
наиболее правильным является устное
замечание даже за очень серьезный проступок,
в других случаях за незначительный проступок
нужно наложить строгое наказание.
Для того чтобы воспитатель правильно применял наказание и другие меры воздействия, необходимо, чтобы он усвоил советские принципы наказания. Если они для него неизвестны или непонятны, он не может быть воспитателем.
В буржуазной школе разрешаются телесные наказания. Логика их кратко может быть выражена так: всякое нарушение правил должно сопровождаться некоторой формой страдания для нарушителя. Переживание страдания есть содержание буржуазного наказания.
Отправной точкой наказания является целый коллектив: либо в более узком значении отряд, бригада, класс, детское учреждение, либо в более широком рабочий класс, Советское государство. Кто нарушает эти интересы, кто идет против коллектива, тот отвечает перед коллективом. Наказание есть форма воздействия коллектива либо в виде прямых его решений, либо в виде решений уполномоченных коллектива, избранных, чтобы оберегать его интересы.
Очень
важное значение имеет организация педагогического
центра.
Обычно управление детским учреждением
сосредоточивается в кабинете директора
или его помощника по учебно-воспитательной
части.
В дальнейшем Макаренко столкнулся не только с нежелающими учиться детьми, но и во всем им потакающим взрослым, как родителями так и педагогами. В своих статьях А.С. Макаренко настаивал на практикуемой в системе интернатных учебных заведений воспитательной коллективной политики, на её научной разработке, подготовке базы для воспитания нового человека, гражданина, адаптированного к реалиям социалистического общества.
«Проблемы
школьного советского воспитания не могут
быть выведены из положений, стоящих вне
советской общественной жизни и советской
политической истории. Безнадежной является
попытка построить воспитательную технику
при помощи дедуктивных выводов, из какой
угодно науки: психологии, биологии и т.д.
Это вовсе не значит, что положения этих
наук не должны участвовать в деле построения
советской воспитательной техники. Однако
роль их должна быть чисто служебная, вполне
подчиненная тем целям, которые диктуются
политическими (практическими) обстоятельствами
в жизни советского общества.
В настоящее время педагогическое значение
таких наук, как психология и биология,
очень слабо разработано. Очень вероятно,
что в ближайшее время мы будем свидетелями
самых широких открытий в этих областях,
которые позволят нам более осмотрительно
и более точно пользоваться показаниями
этих наук для наших политических целей…».
«
Я настаиваю, что и в педагогике нужно
изобретать. До последнего времени не
занимались изобретением в педагогике,
так как боялись педологии, которая отнимала
это законное право у педагогики. Пусть
вновь созданная кафедра воспитания разработает
вопросы воспитательного значения коллектива,
проблему наказания, стиля, тона и т.д.»
Система А.С. Макаренко прогрессивна с точки зрения развития педагогики, но она требует больших усилий и самоконтроля со стороны педагога, как воспитателя, так и человека. Воспитание чувства ответственности у обучаемых требует от педагога личного примера. Данная система эффективно действует в сплочённом коллективе, объединённом общими целями и трудовой деятельностью. Эта система воздействует на коллектив.
Я
считаю, что система А.С. Макаренко
может найти хорошее применение в наших
школах, институтах и других учебных заведениях,
если её откорректировать. В таком случае
система А.С. Макаренко будет эффективна.
1) сайт -Литература А.С. Макаренко;
2) А. С. Макаренко «Сочинения в 5 томах», том 5 «Общие вопросы в теории педагогики. Воспитание в Советской школе»- 1958 год;
3) http://www.aphorisme.ru/about-
4) Статьи А.С. Макаренко.