Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:37, реферат
Трюизм: «Человек является биосоциальным существом» нередко заслоняет оценку раздельного вклада биологических и социальных факторов в становление различных психических феноменов, в развитии человека, в целом. Традиционная для практической медицины рекомендация «не вмешиваться в процесс созревания психики и формирования оптимального уровня здоровья», неспособность четко отграничить норму от патологии в детском и подростковом возрасте и уклониться от активного лечения («израстется») отражает существование актуальной научной проблемы, далекой от разрешения. Сферой интереса возрастной клинической психологии являются психические процессы и состояния, анализ протекания возрастных кризов, психосоматические взаимовлияния на различных этапах развития человека — от периода новорожденности до глубокой старости.
Трюизм:
«Человек является биосоциальным существом»
нередко заслоняет оценку раздельного
вклада биологических и социальных
факторов в становление различных
психических феноменов, в развитии
человека, в целом. Традиционная для
практической медицины рекомендация «не
вмешиваться в процесс
Для
формирования индивидуально-психологических
качеств человека значимым оказывается
как биологическая, так и социальная
составляющие развития. Без соответствующего
«материального обеспечения», т.е. наличия
высокоразвитой нервной системы
человеческого мозга, любые попытки,
имевшие место в науке, путем
соответствующего воспитания и обучения
антропоидов добиться очеловечивания
оказались безуспешными. Об этом же
свидетельствуют и
То
же касается второго из этих слагаемых
— «социального». Выпадение даже
самого хорошего «материала» — интактного
человеческого мозга — из социума
в самом начале его развития (пример,
когда маленькие дети отрываются
от человеческого сообщества и оказываются
среди животных) приводит к полному
подавлению развития («очеловечивания»)
ребенка. Однако, конкретный ребенок
находится не в социуме вообще,
а взаимодействует с
-418-
Развитие
и обучение неверно рассматривать
как изолированные процессы: они
едины. Обучение, следуя впереди, должно
учитывать закономерности психического
развития ребенка и его возможности.
Поэтому для врача и
Для диагностики психического развития ребенка особенно важна оценка ведущей деятельности, которая характеризуется: формированием внутри нее новых видов деятельности, характерных для следующего возрастного периода; созреванием или перестройкой частных процессов (например, воображения — в абстрактное мышление и т.д.); основными психологическими изменениями личности. Однако ведущий тип деятельности и та социальная среда, в которой растет и развивается ребенок, очень быстро начинают вступать в противоречия с новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения. Именно эти противоречия являются движущими силами развития психики. Поэтому критериями развития психики являются новообразования, которые представляют собой те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь. Сами новообразования, в свою очередь, сказываются важными проявлениями развития, когда стабильный период прерывается скачкообразными изменениями в психике ребенка в виде возрастных кризисов. Возрастные психологические кризисы — особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Для них также характерны:
1) размытость границ начала и конца;
2) резкое обострение в середине возрастного периода;
3) относительная трудновоспитуемость детей по сравнению с периодом стабильного развития;
4) негативный, разрушительный характер («пустыня отрочества», по Л.Н. Толстому).
-419-
Чем
неполноценнее первичный
• период новорожденности — до 1 месяца;
• период младенчества — 1-12 месяцев;
• период раннего детства — 1 -4 года;
• дошкольный период — 4-7 лет;
• младший школьный — 7-12 лет;
• подростковый период — 12-16 лет;
• ранняя юность — 16-19 лет;
• поздняя юность — 19-21 год.
• молодость (ранняя зрелость) — 21-35 лет;
• зрелость — 35-60 лет;
• первая старость (пожилой возраст)- 60-75 лет;
• старость (преклонный возраст) — 75-90 лет;
• долгожительство — старше 90 лет.
Каждый
из возрастных периодов имеет свои
специфические параметры нормы
и аномалий, в каждом из них возможна
ретардация или ускорение развития,
появление черт, свойственных иным
возрастным периодам, а также типичные
характерологические реакции и
психосоматические
Рождение
ребенка резко изменяет привычную
среду обитания, характерную для
эмбриона. С первых же минут вступают
в действие безусловные рефлексы,
контролирующие работу основных систем
организма — дыхание, кровообращение,
пищеварение, обеспечивающие основные
биологические потребности
- 420 -
В
отличие от животных, новорожденный
оказывается настолько
На третьем месяце жизни младенца «комплекс оживления» оформляется в целостную систему, включающую в себя дополнительно двигательное оживление и вокализацию. На третьем этапе весь «комплекс оживления» становится уже привычной формой выражения положительных эмоций и выполняет социальную функцию общения. Сенсорная и эмоциональная психическая депривация, особенно в течение первого полугодия, даже при условии полноценного ухода за ребенком может привести к задержке его психического, а нередко и моторного развития.
Не
все механизмы взаимодействия взрослого
с ребенком ясны, но установлено, что
их эмоциональное общение
Младенческий возраст заканчивается кризисом первого года жизни, обусловленным становлением ходьбы и речи. В этот период времени для младенца бывают характерными акты протеста, оппозиции, противопоставление себя другим (гипобулические реакции Кречмера). В некоторых случаях оппозиция ребенка принимает характер «истерик», аффективно-респираторных судорог, припадков.
-421-
Становление
ходьбы знаменует собой период раннего
детства (1-3 года). Социальная среда
развития характеризуется тем, что
ребенку становится доступным окружающий
его мир вещей и предметов,
которые его притягивают или
отталкивают. Его действия и даже
речь определяются этой наглядной ситуацией.
Поведение ребенка
Являясь ведущей для ребенка, предметная деятельность способствует развитию познавательных процессов. Переход от ручных операций к орудийным приводит к зарождению наглядно-действенного мышления, формируются общие понятия. Активно развивается речь: растет словарный запас, появляются слова-предложения, они сменяются двухсловными предложениями. К трем годам ребенок овладевает грамматикой, почти всеми падежами и всеми предметными отношениями.
Предметная деятельность приводит к изменению и в мотивационной сфере: происходит постепенная смена аффективных поступков контролируемыми. Отношение ребенка к окружающим его людям и их оценка зависят от того, как они относятся к ребенку. Постепенно к 3 годам формируются более тонкие эмоции. Важным новообразованием этого возраста является осознание собственного «Я», выделение себя из окружающего мира, что сопровождается стремлением к самостоятельности: «Я сам», «Я хочу» и наиболее ярко проявляется в кризисе 3 лет. Основные его проявления — негативизм, строптивость, своеволие (обесценивание, принижение ценностей, деспотизм, ревность). Степень выраженности кризиса трех лет зависит от того, насколько взрослые учитывают изменившуюся ситуацию развития. Если они продолжают ограничивать его самостоятельность, ущемляют свободу ребенка, ограничивают его инициативу, то возникает своеобразный бунт — протест, свидетельствующий о необходимости коррекции воспитательных мер со стороны взрослых.
Из
психопатологических и
При невропатии характерными становятся разнообразные астенические проявления: повышенная раздражительность и возбудимость, капризность, неустойчивость настроения, быстрая истощаемость, выраженная пугливость, нарушения сна и соматовегетативные симптомы (срыгивания, рвоты, запоры, нарушения аппетита, избирательность питания, субфебрилитет, вегетативные кризы и обмороки).
Синдром
раннего детского аутизма характеризуется
выраженной недостаточностью или полным
отсутствием потребности в