Возрастная клиническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:37, реферат

Описание

Трюизм: «Человек является биосоциальным существом» нередко заслоняет оценку раздельного вклада биологических и социальных факторов в становление различных психических феноменов, в развитии человека, в целом. Традиционная для практической медицины рекомендация «не вмешиваться в процесс созревания психики и формирования оптимального уровня здоровья», неспособность четко отграничить норму от патологии в детском и подростковом возрасте и уклониться от активного лечения («израстется») отражает существование актуальной научной проблемы, далекой от разрешения. Сферой интереса возрастной клинической психологии являются психические процессы и состояния, анализ протекания возрастных кризов, психосоматические взаимовлияния на различных этапах развития человека — от периода новорожденности до глубокой старости.

Работа состоит из  1 файл

Возрастная клиническая психология.docx

— 49.73 Кб (Скачать документ)

    По  принципу бинарности действия гормонов перестройка эндокринной системы  не может протекать без соответствующих  изменений в психике. В связи  с этим в момент особенно резких эндокринных сдвигов у подростков отмечается выраженное психическое  беспокойство, повышенный уровень тревожности. Пытаясь избавиться от этой тревожности, выплеснуть ее во вне, они часто вступают в конфликты, нередко отмечаются коллективные драки. Этим же объясняется  повышенная склонность подростков к  посещению массовых шумных рок-концертов, употребление наркотиков и алкоголя.

    Наряду  с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко  психологические, личностные изменения, не связанные напрямую с перестройкой эндокринной системы. К таким  изменениям следует отнести формирование нового самосознания с повышенным чувством собственного достоинства, собственных  возможностей и способностей. Развиваются  и более полно осознаются высокие  чувства дружбы и любви, причем любовь отнюдь не обусловлена сексуальными потребностями, но напротив носит исключительно  платонический, духовный характер.

    -429-

    В течение подросткового периода  ломаются и перестраиваются многие прежние отношения ребенка к  окружающему и самому себе, формируется  та жизненная позиция, с которой  подросток начинает свою самостоятельную  жизнь. Вступление во взрослую жизнь — не одномоментное событие, а длительный процесс, биологические и социальные стороны которого имеют свои силы, свой ритм и темпы развития. В связи с высокими, но не синхронными темпами физического и психического развития подростков у них возникает много таких потребностей, удовлетворить которые в условиях еще недостаточной социальной зрелости не всегда возможно. Поэтому депривация потребностей в подростковом возрасте наблюдается чаще и выражена значительно сильнее, чем в более младшем возрасте, и преодолеть ее из-за отсутствия синхронности в психическом и социальном развитии подростка очень трудно.

    Основным  новообразованием подросткового возраста является формирование чувства взрослости, т.е. состояние, когда основная масса потребностей подростка ничем не отличается от таковых у взрослых. Однако при объективно наступающем взрослении социальная ситуация для него, как правило, не меняется — он остается учащимся и находится на иждивении у родителей, лишен ряда гражданских прав. Поэтому многие притязания приводят к неразрешимым трудностям, входят в конфликт с реальной действительностью. В этом и кроется основная психосоциальная причина кризиса подросткового возраста.

    Одним из самых заметных и важных проявлений психологической перестройки подростка  является резкое изменение отношения  со взрослыми, в частности с родителями. Происходит смена значимых лиц, и  подростки во многих жизненных областях ориентируются исключительно на мнение сверстников, почти полностью  игнорируя мнение родителей и  окружающих взрослых. Как ни велико влияние родителей на формирование личности детей, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни ребенка. В период подросткового  возраста претерпевают существенные изменения  семейные отношения. Если в детские  годы родитель воспринимался ребенком как источник эмоционального тепла  и поддержки, как носитель власти и распределитель благ и наказаний, как старший друг и советчик, то в подростковом возрасте явно ослабевают эмоциональные связи родителей  и ребенка. Подросток стремится  освободиться от опеки. Расширение прав приводит к тому, что он не пассивно ожидает от родителей каких-либо благ, но наоборот активно предъявляет  к родителям завышенные материаль-

    - 430 -

    ные требования. Если в детстве родитель часто выступает в качестве примера  для подражания, то в подростковом периоде его достоинства критикуются, а недостатки выпячиваются.

    Однако, несмотря на заметное падение авторитета семьи в глазах подростка, она  все же остается тем местом, где  он чувствует себя уверенно и спокойно. И, если подростки предпочитают проводить  досуг, развлекаться, делиться интимными  переживаниями исключительно со сверстниками, то за советом в трудную  минуту они обращаются к родителям. Психологический барьер между родителем  и подростком объясняется не только возрастным эгоцентризмом и максимализмом  подростка, но и абсолютной уверенностью в непогрешимости собственного опыта, невозможностью взглянуть на мир  глазами подростка со стороны  родителей. Известно, что подростки  более объективно оценивают своих  родителей, чем те своих детей. Следует  отметить, что потребность в неформальном общении с родителями очень велика у подростков, но удовлетворяется  она меньше чем наполовину. Так, только треть подростков удовлетворена  общением с матерью и лишь каждый десятый — с отцом. Среди школьников, имеющих доверительные отношения  с родителями, устойчивую самооценку дают подавляющее большинство из них, а среди тех, у кого общение  жестко регламентировано, — только четверть.

    Помимо  родителей, другими значимыми взрослыми  в жизни подростка являются учителя. Следует признать, что в последнее  время работа учителя заметно  усложнилась, причем особенно трудно иметь  дело со старшеклассниками. Объясняется  это тем, что предъявляемые требования и к учителям, и к подросткам носят довольно противоречивый характер.

    Статус  современного подростка-школьника  неоднозначен. С одной стороны, положение  старшего накладывает на подростка  дополнительную ответственность, перед  ним ставят более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой стороны, по своим правам он целиком  зависит от учителей и школьной администрации. Внутренняя позиция ученика по отношению  к школе складывается из его отношения  к ней как учреждению, к процессу обучения и знаниям, к учителям, к  соученикам, и вот здесь следует  отметить, что в отличие от старшеклассников установка подростков менее дифференцирована и сводится к тому, что они просто «любят» или «не любят» школу.

    Ведущей деятельностью подростка остается учение. По сравнению с младшими школьниками мотивы этой деятельности преоб-

    -431-

    разовываются. Если в 1-2 классах ребенок еще  не осознает самого содержания учебы  и ориентируется главным образом  на отметку, за которой для него стоит  определенное отношение учителя, то для подростка учение становится прежде всего средством завоевать  престиж у сверстников, заслужить  репутацию хорошего ученика, хотя можно  заметить, что репутация хорошего ученика далеко не всегда способствует завоеванию авторитета, если не наоборот.

    К подростковому возрасту значительно  более сложными и дифференцированными  становятся отношения с учителями, что и составляет одну из причин школьной дезадаптации подростков. Подобно  родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд функций: замена родителей, власть, распоряжающаяся наказаниями  и поощрениями; авторитетный источник знаний в определенной области, старший  товарищ и друг. Младший школьник не различает этих функций, воспринимая  учителя в целом и оценивая по тем же критериям, что и родителей. С возрастом положение меняется. Подросток уже не видит в учителе  воплощение отца и матери. Учительская  власть так же невелика — он даже не может отстранить нерадивого ученика  от посещения занятий. Подросток  начинает предъявлять с соответствующим  ему максимализмом ряд требований к учителю. Так в образе «идеального  учителя» на, первый план выходят его  индивидуальные качества — способность  к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность. На втором месте стоит  профессиональная компетентность, уровень  знаний и качество преподавания, на третьем — умение справедливо  распоряжаться властью. Естественно, далеко не все учителя обладают гармоничной  совокупностью этих качеств, отсюда дифференциация учителей и самих  отношений с ними, возникновение  всевозможных конфликтов, зачастую приводящих подростков к упорному нежеланию  посещать школу.

    С другой стороны, нередки случаи привязанности  к любимому учителю в форме  страстного увлечения и безоглядной  преданности. Но таких привязанностей не может быть много, у большинства  подростков тесная эмоциональная связь  существует с одним-двумя учителями, причем с возрастом эти отношения  становятся все более избирательными.

    Главным препятствием, мешающим взаимопониманию  ученика и учителя, является абсолютизация  ролевых отношений, наивно-бюрократическая  «школа» и «учебоцентризм», за которыми кроется низкий уровень подготовки педагогов, нежелание, а порой и  страх увидеть в своих учениках личности. И здесь следует напомнить, что личностный подход — не просто учет индивидуальных особеннос-

    -432-

    тей учащихся. Это последовательное, искреннее  всегда и во всем отношение к ученику  как к личности, как к ответственному и самостоятельному человеку. И, вероятно, уместно будет вспомнить древнее  изречение Ксенофонта, который в  своих «Воспоминаниях о Сократе» сказал: «Никто не может ничему научиться  у человека, который не нравится».

    Одна  из главных тенденций переходного  возраста — переориентация общения  с родителей, учителей и вообще старших  на ровесников. Потребность в общении  со сверстниками, которых не могут  заменить родители, возникает у детей  довольно рано, а с возрастом усиливается. Поведение же подростков по самой  сути своей является коллективно-групповым. Общение со сверстниками представляет очень важный специфический канал  информации, по которому подростки  узнают многие необходимые вещи, не сообщаемые им взрослыми. Например, подавляющую  часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников.

    К тому же, общение подростков — это  специфический вид межличностных  отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые предпосылки социального  взаимодействия, умение подчиняться  коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. И, наконец, это специфический вид  эмоционального контакта. Сознание групповой  принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку  автономизацию от взрослых, но и  дает ему чрезвычайно важное чувство  эмоционального благополучия и устойчивости.

    Психология  общения в подростковом периоде  и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и потребности в принадлежности, включенности в какую-нибудь группу или общность.

    Чувство одиночества, неприкаянности, связанное  с возрастными трудностями становления  личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования  со сверстниками, в обществе которых  они находят или надеются найти  то, в чем отказывают взрослые: эмоциональное  тепло, спасение от скуки и признание  собственной значительности. Некоторые  психологи склонны даже считать  общение ведущей деятельностью  подросткового и юношеского возраста. Напряженная потребность в общении  превращается у многих ребят в  непреодолимое «стадное чувство»: они  не могут не только дня, но часа пробыть  вне своей, а если своей нет  — какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.

    -433-

    Типичная  черта подростковых групп — чрезвычайно  высокая конформность. С яростью  отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно  не критически относятся к мнению собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее диффузное «Я» нуждается  в сильном «МЫ», которое в свою очередь утверждается в противоположность  каким-то «ОНИ».

    Страстное желание быть как все (а «все»  — это исключительно «свои») распространяется и на одежду, и на вкусы, и на стиль  поведения. Такое противоречие, когда  индивидуальность утверждается через  единообразие, часто становится источником юношеской тревожности. Тем не менее  это единообразие тщательно поддерживается, и тому, кто рискует бросить  вызов, приходится выдерживать нелегкую борьбу. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще непохожести.

    Врачам, в особенности педиатрам важно  знать особенности подросткового  возраста не только в плане психологических  и социальных подходов, но и в  плане подростковой психиатрии. Здесь  необходимо обратить внимание на определенные формы типичных поведенческих реакций  подростков на ту или иную социальную ситуацию, еще не являющихся патологическими, но иногда таящими в себе опасность  перерастания в «краевые психопатии».

    К вышеупомянутым реакциям принято относить реакции оппозиции, имитации, компенсации, гиперкомпенсации, эмансипации, группирования и некоторые другие реакции, обусловленные формирующимся половым влечением.

    Реакция «оппозиции» — это активный протест, ее причиной могут быть слишком высокие требования, предъявляемые к подростку, непосильные нагрузки, утраты, недостаток внимания со стороны взрослых. Возникая в детстве, оппозиция усиливается в подростковом возрасте.

Информация о работе Возрастная клиническая психология