Возрастная клиническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:37, реферат

Описание

Трюизм: «Человек является биосоциальным существом» нередко заслоняет оценку раздельного вклада биологических и социальных факторов в становление различных психических феноменов, в развитии человека, в целом. Традиционная для практической медицины рекомендация «не вмешиваться в процесс созревания психики и формирования оптимального уровня здоровья», неспособность четко отграничить норму от патологии в детском и подростковом возрасте и уклониться от активного лечения («израстется») отражает существование актуальной научной проблемы, далекой от разрешения. Сферой интереса возрастной клинической психологии являются психические процессы и состояния, анализ протекания возрастных кризов, психосоматические взаимовлияния на различных этапах развития человека — от периода новорожденности до глубокой старости.

Работа состоит из  1 файл

Возрастная клиническая психология.docx

— 49.73 Кб (Скачать документ)

    Реакция «имитации» проявляется в стремлении подражать определенному образцу, модель которого диктуется, как правило, компанией сверстников. Реакция может быть причиной нарушения поведения, если образец для подражания — асоциальный.

    Реакция «гиперкомпенсации» выражается в настойчивом стремлении подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб; неудачи в некоторых случаях заканчиваются нервным срывом.

    Реакция «эмансипации»  проявляется в стремлении освободиться от опеки, контроля и покровительства старших. Она распространяется и на порядки, законы и «стандарты» взрослых. Потребность в

    -434-

    эмансипации связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение себя как личности. В повседневном поведении это  — стремление сделать все «по-своему», в крайних вариантах — уходы  и побеги из дома.

    Реакция «группирования» — филогенетический стадный инстинкт. Группы в среде  подростков возникают и функционируют  по своим, еще недостаточно изученным  социально-психологическим законам, среди которых наибольшую опасность  представляет так называемая «автономная  мораль», не совпадающая с требованиями родителей, школы, законов. Особенна сильна она у несовершеннолетних правонарушителей и преступников. Именно группа становится регулятором поведения для педагогически  запущенных подростков. Особенно легко  объединяются в группы наркоманы, социально  распущенные, неустойчивые подростки, имеющие опыт асоциального поведения.

    Юношеские группы и их соперничество — всеобщий факт человеческой истории. В первобытном  обществе существовали специальные  мужские союзы, в феодальном —  так называемые «королевства шутов», в деревнях «левобережные» враждовали, когда условно, когда всерьез  с «правобережными». В городе возникали  «клики», «шайки», «ганги». В послевоенном Ленинграде одно время происходили  суровые стычки между ребятами с  Петроградской и Выборгской стороны..

    Явление это многоуровневое. Самый глубинный, универсальный его пласт —  противопоставление «МЫ» и «ОНИ»  по территориальному принципу — существует практически везде. Однако ослабление влияния семьи, особенно отцовского начала, повышает степень идентификации  мальчика-подростка с группой, создавая так называемый «эффект стаи».

    Существующие  периферийные группы и течения чрезвычайно  разнообразны. Это футбольные болельщики — «фанаты», поклонники «тяжелого  рока» — «металлисты», «рокеры» — любители ли- хой езды на мотоциклах, различные «фэны» — поклонники эстрадных  кумиров, экзотические панки, «митьки», всевозможные «фу-фаечники», «ватники», «системщики» и т.д.

    За  последние годы существенно расширилась  мотивация таких групп: если раньше это преимущественно были группы общения, то теперь в них представлены разные мотивы участия. Увеличилась  доля групп, имеющих общепризнанных лидеров. Что же касается идеологической направленности, то здесь тенденции  явно противоречивы. С одной стороны, увеличилось число явно или потенциаль-

    -435-

    но  антиобщественных групп, с другой стороны, все больше групп хотят или  готовы получить официальный статус и сотрудничать с властями.

    Юношеская субкультура не является чем-то независимым, цельным и законченным. Ее содержание всегда производно от культуры взрослых и большею частью вторично по отношению  к ней. Она весьма неоднородна, включая  в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Она  текуча и изменчива, но в то же время  реальна и имеет целый ряд  постоянных компонентов: специфический  набор ценностей, норм поведения, определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида, чувство групповой общности и  солидарности, характерную манеру поведения, жаргон, ритуалы.

    В юношеских увлечениях проявляется  и реализуется очень важное для  формирования личности чувство принадлежности: чтобы быть вполне «своим», нужно  и выглядеть «как все» и разделять  общие увлечения. Мода для подростка  — это средство самовыражения, где  он всячески подчеркивает свое отличие  от «взрослого», даже мода становится средством коммуникации и идентификации. Наконец, это способ приобретения статуса  в своей среде: поскольку нормы  и ценности юношеской субкультуры  являются групповыми, овладение ими (например, умение разбираться в  хоккее или поп-музыке) становится обязательным и служит способом самоутверждения.

    Наряду  с мощным потенциалом обновления, юношеская субкультура имеет  и свои опасности. Обособление мира подростков от взрослых порождает культурный и социальный провинциализм, психологию гетто, обитатели которого живут  исключительно частными, локальными интересами. При отсутствии высоких  социально-нравственных стимулов групповая  солидарность может цементироваться  только образом общего врага, каковыми являются все «ОНИ».

    Таким образом, чрезвычайная сложность и  противоречивость отношений подростков в коллективе объясняется, с одной  стороны, сложным, неустойчивым, постоянно  меняющимся характером самих подростков, с другой стороны, влиянием крайне многообразной  и богатой жизни взрослых, которую  и пытаются копировать, моделировать подростки в своих коллективах.

    Развитие  самосознания является одним из центральных психических процессов переходного возраста. Противоречивость положе-

    -436-

    ния, изменение структуры социальных ролей и уровня притязаний подростка  приводят к тому, что он впервые  начинает обращать внимание на свой внутренний мир, пытаясь ответить на вопросы: «Кто Я?!, «Кем Я стану?», «Каким Я хочу и должен быть?». Именно с появлением новых вопросов к себе и о себе связана перестройка самосознания.

    Несмотря  на то, что для подростка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, он все больше начинает задумываться о своих собственных  чувствах и мыслях, анализировать  внутреннее состояние других людей. Впервые осознается своя непохожесть  на других, и именно в этом возрасте человек впервые сталкивается с  таким важным и таинственным психологическим  состоянием, как одиночество. Не менее  важным и сложным является осознание  своей преемственности, устойчивости своей личности во времени. Если для  ребенка из всех измерений времени  самым важным, а подчас и единственным, является настоящее, «сейчас», то у  подростка положение меняется: ускоряется субъективное течение времени, появляется ощущение важности ближайшей перспективы, хотя в целом восприятие времени  остается еще дискретным и ограничено во многом непосредственным прошлым  и настоящим.

    Следует отметить, что переходный возраст, особенно 12-14 лет, сопровождается значительными  изменениями в содержании и структуре  Я-концепции. У подростков заметно  усиливаются склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается  устойчивость образов «Я», несколько  снижается общее самоуважение и  существенно меняется самооценка некоторых  качеств. Подросткам значительно чаще, чем детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них  дурного мнения, и они чаще испытывают депрессивные состояния.

    Сами  юноши и девушки прежде всего  воспринимают период «трудного возраста»  как период физических перемен, становления  психосексуальной идентификации. В  переходном возрасте люди чаще, чем  когда бы то ни было, становятся жертвами синдрома дисморфомании (бред физического  недостатка), уделяя большое внимание своей внешности.

    Таким образом, в подростковом возрасте у  человека начинает активно формироваться  самосознание, начинается становление  образа «Я», который уже окончательно утверждается в раннем юношестве.

Информация о работе Возрастная клиническая психология