Возрастная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2011 в 11:17, реферат

Описание

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества.

Содержание

I. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.
II. Возрастные и индивидуальные особенности различий между детьми.
III. Кризисы возрастных периодов ребенка.
IV. Учет индивидуальных способностей ребенка.
V. Единство осуществления индивидуального подхода в детском коллективе и семье.
VI. Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Возрастная психология.docx

— 75.13 Кб (Скачать документ)
 

    План.

    I. Теоретические  основы  вопроса  об  индивидуальном  подходе к   детям.

    II. Возрастные и индивидуальные особенности различий между    детьми.

    III. Кризисы возрастных периодов ребенка.

    IV. Учет индивидуальных способностей ребенка.

    V. Единство осуществления индивидуального подхода в детском   коллективе и семье.

    VI. Список используемой литературы. 
 
 

 

      I. Теоретические основы  вопроса об  индивидуальном  подходе к   детям.

    Высшей  ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его  способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем  современного общества.

    Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость  индивидуального подхода вызвана  тем обстоятельством, что любое  воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без  учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.

    Всестороннее  развитие каждого человека – программная  цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление  творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития . Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить»  себя . в этом заинтересованы и отдельная  личность, и все общество.

    Проблемой индивидуальных различий между детьми занимались многие ведущие психологи. Советские психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности: личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей ; в мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется человек как гражданин ; чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом.

    Для формирования личности имеют большое  значение  особенности высшей нервной  деятельности человека : темперамент  сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.

    Проблема  формирования личности включает учение о характере, и советские психологи  уделяли большое внимание воспитанию характера.

    Характер  – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека. Формируется  в процессе его воспитания и обучения,  в  трудовой и общественной деятельности.

    Характер  не является врожденным, его нужно  воспитывать и развивать. При  этом следует отметить, что основными  условиями становления характера  являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой – единые требования к поведению ребенка  как в детском саду и школе, так и в семье.

    Проблеме  воспитания навыков организованного, произвольного                                                                                                                                        поведения уделяли большое внимание советские психологи Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.В.Суровцева, С.Л.Рубинштейн и другие. Особое внимание они обращали на индивидуальный подход в воспитании у детей нравственных качеств  личности, поискам адекватных приемов  воспитательного воздействия.

    Деятельность  – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного  отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что  придает действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как  физический, так и умственный, учебная  деятельность.

      В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Проблема индивидуального подхода, поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к окружающим, его интересов. 

    Необходимым условием осуществления индивидуального  подхода является органическое сочетание  дифференцированного подхода к  каждому ребенку с воспитанием  и формированием коллектива.

    Очень важным условием эффективности индивидуального  подхода является опора на положительный  характер, в свойствах личности ребенка.

    Индивидуальный  подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных  проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех  или иных индивидуальных особенностей ребенка.

    Одним из условий правильного осуществления  индивидуального подхода к ребенку  является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей.

    Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог  должен помнить, что его задача не только развивать те положительные  качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.

    В основе индивидуального подхода  лежит выявление особенностей ребенка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

 

     II.Возрастные и индивидуальные особенности различий между детьми.

    Личностное  развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать  в процессе воспитания. С возрастом  связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его  запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому  возрасту присущи свои возможности  и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода  в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже  трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут  дать эффекта и попытки слишком  забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его  возрастных возможностей.

    Многие  педагоги обращали внимание на необходимость  глубокого изучения и правильного  учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в  процессе воспитания. Эти вопросы, в  частности, ставили Л.А.Коменский, Д.Ж.Локк, Ж.Ж.Руссо, а позже К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж.Руссо, а затем Л.Н.Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них подхода в процессе воспитания.

    Индивидуальный  подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических  и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

    Научными  исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием  человека. Физическое воспитание тесно  связано с совершенствованием органов  чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.

    Физическое  воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависти от состояния его  здоровья, и наоборот. Игры также  содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также связи  физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком  смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка – все это признаки здоровья и следствие правильного  физического воспитания.

    Осуществление индивидуального подхода к детям  во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему. Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании. Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе. В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой. Решая задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно применять профилактические игры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведения занятий.

    Особенности организма дошкольника требуют  внимательного отношения к его  физическому развитию. Ребенок растет – прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», т.е. увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессирует психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течении первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы. В течении 2-3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга быстро развиваются умственные способности.

    Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических  навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность.

    Дошкольный  возраст – это начало всестороннего  развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе  приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется  логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

    Умственное  воспитание формирует систему представлений  об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес  и способности.

    В нравственном воспитании у ребенка  формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает  существенное влияние на формирование воли и характера ребенка.

    Трудовое  воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают  доступным трудовым умениям и  навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность.

    Важнейшей составной частью развития дошкольника  является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.

    Игра  является важнейшей деятельностью  дошкольника, т.к. игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и  потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок  как бы отражает то, что будет  в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства , смелость, решительность, уверенность  в себе.

    К концу дошкольного периода ребенок  владеет необходимыми качествами и  свойствами личности для того, чтобы  приступить к систематическому овладению  общественно-историческим опытом человека. Для этого необходима специальная  учебная деятельность.

Информация о работе Возрастная психология