Возрастная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2011 в 11:17, реферат

Описание

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества.

Содержание

I. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.
II. Возрастные и индивидуальные особенности различий между детьми.
III. Кризисы возрастных периодов ребенка.
IV. Учет индивидуальных способностей ребенка.
V. Единство осуществления индивидуального подхода в детском коллективе и семье.
VI. Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Возрастная психология.docx

— 75.13 Кб (Скачать документ)

    Возрастные  особенности развития учащихся по-разному  проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости  от природных задатков и условий  в жизни (связь биологического и  социального) существенно отличается друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения.

    В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

    В биологическом отношении младшие  школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма.

    В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются  функции больших полушарий голоного мозга, усиливается аналитическая  и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов  возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом  чувствительность к цвету увеличивается  на 45 %, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50 %, зрительные на 80 % (А.Н.Леонтьев).

    Познавательная  деятельность младшего школьника преимущественно  проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы  общения.

    Восприятие  младших школьников отличается неустойчивостью  и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

    Внимание  младших школьников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается  вместе с другими функциями и  прежде всего мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной  деятельности.

    Мышление  у детей начальной школы от эмоционально-образного к абстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью. Словарный запас насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретение умения устно и письменно излагать свои мысли.

    Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память, которое  по преимуществу имеет наглядно-образный характер.

    Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений  со взрослыми и сверстниками, новых  видов деятельности и общения, включения  в целую систему коллективов.

    Начальная школа должна включать своих воспитанников  в разумно организованной, носильный  для них производительный труд, значение которого формирования и социальных качеств личности ни с чем несравнимо.

    Средний школьный возраст (от 11-12 до 15 лет) –  переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в  школе второй ступени (V-IX) классы и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц.  Развитие внутренних органов неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. Легочный аппарат подростка развивается недостаточно быстро. Дыхание подростка учащенное. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма .

    Половое созревание вносит серьезные изменения  в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.

    В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания. Улучшается контроль коры головного  мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все  еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организовано, чем восприятие младшего школьника. Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста – это специфическая избирательность. В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждением. В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Педагогам нужно нравственно осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.

    В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение  скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка  повышенную возбудимость, значительно  ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его  высшего отдела – коры больших  полушарий. Идет общее созревание организма.

    Юношеский возраст – это период выработки  мировоззрения. Убеждений, жизненного самоопределения и самоутверждения, бурного роста самосознания, активного  осмысления будущего.

    У старшеклассников ярко выражено избирательное  отношение к предметам. Это определяет развитие и функционирование психических  процессов. Восприятие характеризуется  целенаправленностью, внимание – произвольностью  и устойчивостью, память – логическим характером. Мышление старшеклассников отмечается более высокий уровень  обобщения и абстрагирования.

    Нравственные  и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Этому способствует не только синзетивный  период нравственной зрелости, но и новая обстановка: изменение характера деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения.

    В юношеском возрасте появляется усиленный  интерес к этическим проблемам. Первая любовь не только вносит сильные  переживания в жизнь молодых  людей, но заставляет практически решать многие непростые вопросы.

    У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет  статус личности в коллективе, характер общения и отношений между  членами коллектива.

    Жизненные планы, ценностные ориентации старших  школьников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией  по интересам и намерениям, но совпадают  в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.

    Таким образом, развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых  характеризуется своими особенностями  и закономерностями. Педагог успешно  выполняет задачи воспитания, образования, обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека; на видении его  внутреннего мира.

    Критериями  возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические и физические показатели состояния  организма.

    Педагогический  критерий возрастного развития характеризуют  возможности воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни  ребенка.

    Изучение  индивидуальных особенностей детей  требует значительного времени  и систематических наблюдений. С  этой целью педагогу необходимо вести  дневник, записывая в нем особенности  поведения воспитанников, делая  периодически краткие обобщения  результатов наблюдения. Индивидуальные особенности ребенка также связаны  с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.

    И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной  деятельности выявил основные свойства нервных процессов:

1. Силу возбуждения и торможения;

2. Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;

  1. Их подвижность.

    На  основе изучения протекания этих процессов  он определил 4 типа высшей нервной деятельности:

  1. Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.

    Нужно контролировать выполнение заданий, требовать  доводить    начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные  задания, умело опираться на их интересы.

  1. Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад : они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.
  2. Сильный  уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети – флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.

    Конечно, такие черты,  как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно  очень внимательно изучать эти  особенности ребенка в различных  ситуациях, в различных видах  деятельности, не проявлять поспешности  в своих выводах, проверять и  сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами  семьи ребенка.

  1. Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и торможения соответствует меланхолическому темпераменту. Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановки, коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка : он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.

    Существуют  различия  между детьми и по типам  темперамента.

    Сангвиник. Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события.

    Эмоции  быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости  и наоборот, хотя обычно преобладает  хорошее настроение, поскольку ребенок  сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка. Высокая общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.

    Флегматик. Уравновешенный, осторожный и спокойный ребенок. Ему присущи ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен т педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к «своей» чашке и ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда ярость.

Информация о работе Возрастная психология