Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 10:58, курсовая работа
Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.
Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.
Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, причины, механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
. Возрастная психология и ее предмет. Современное состояние и задачи возрастной психологии.
2. Связь возрастной психологии с другими науками и отраслями психологии.
3. Методы возрастной психологии.
4. Биогенетический подход к развитию психики ребенка. Понятие рекапитуляции (С.Холл, Э.Клапаред).
5. Теория трех ступеней развития (К.Бюллер).
6. Нормативный подход к исследованию детского развития (А.Гезелл, Л.Термен).
7. Механистическое понимание процесса психического развития. Бихевиористический подход (Дж.Уотсон).
8. Социологический подход к развитию психики ребенка (Г.Тард, Ш.Блондель, Э.Дюркгейм, Болдуин, П.Жане).
9. Психоаналитическая теория детского развития З.Фрейда.
10. Женевская школа психологии о психическом развитии (Ж.Пиаже). Теория Ж.Пиаже о развитии детского интеллекта.
11. Диалектический подход к развитию психики ребенка в концепциях А.Валлона и Дж.Брунера.
12. Ортогенетическая концепция Х.Вернера.
13. Стадии развития моральных суждений по Л.Колбергу.
14. Развитие возрастной психологии в дореволюционной России и в 20-е годы ХХ века.
15. Вклад Л.С.Выготского в развитие возрастной психологии. Периодизация психического развития Л.С.Выготского.
16. Вопросы возрастной психологии в трудах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева.
17. Основные понятия и общие вопросы развития (возраст, социальная ситуация развития, движущие силы и факторы психического развития ребенка).
18. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.
19. Периодизация развития личности в онтогенезе по Петровскому А.В.
20. Полный жизненный цикл Э.Эриксона.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Возрастная
психология и ее предмет.
2. Связь
возрастной психологии с
3. Методы возрастной психологии.
4. Биогенетический подход к развитию психики ребенка. Понятие рекапитуляции (С.Холл, Э.Клапаред).
5. Теория трех ступеней развития (К.Бюллер).
6. Нормативный
подход к исследованию
7. Механистическое
понимание процесса
8. Социологический подход к развитию психики ребенка (Г.Тард, Ш.Блондель, Э.Дюркгейм, Болдуин, П.Жане).
9. Психоаналитическая
теория детского развития З.
10. Женевская
школа психологии о
11. Диалектический подход к развитию психики ребенка в концепциях А.Валлона и Дж.Брунера.
12. Ортогенетическая концепция Х.Вернера.
13. Стадии развития моральных суждений по Л.Колбергу.
14. Развитие возрастной психологии в дореволюционной России и в 20-е годы ХХ века.
15. Вклад
Л.С.Выготского в развитие
16. Вопросы
возрастной психологии в
17. Основные понятия и общие вопросы развития (возраст, социальная ситуация развития, движущие силы и факторы психического развития ребенка).
18. Периодизация
психического развития Д.Б.
19. Периодизация
развития личности в
20. Полный
жизненный цикл Э.Эриксона.
1. Возрастная психология и ее предмет. Современное состояние и задачи возрастной психологии.
Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.
Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.
Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, причины, механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
Теоретические задачи возрастной психологии:
- изучение
движущих сил, источников и
механизмов психического
- периодизация психического развития в онтогенезе;
- изучение
возрастных особенностей и
- установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;
- исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.
Практические задачи возрастной психологии:
- определение
возрастных норм психических
функций, выявление
- создание
службы систематического
- возрастная и клиническая диагностика;
- выполнение
функции психологического
- наиболее
оптимальная организация
2. Связь возрастной психологии с другими науками и отраслями психологии.
Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки. Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии. В то же время исследование происхождения и начальных этапов становления высших психических функций (например, памяти или мышления) приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных психических процессов. Изучение преобразования психических процессов у детей выступает как особый метод познания механизмов психического – генетический метод. Однако предмет генетической психологии не совпадает с таковым в возрастной психологии. В центре внимания генетической психологии – развитие психических процессов как таковых; для возрастной психологии важен развивающийся человек.
Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения – развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком. Но в педагогической психологии на первом плане – обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социокультурных ситуациях.
Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии.
Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии.
Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологи, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки. И, в свою очередь, возрастная психология, раскрыв закономерности возрастного становления психики, делает их общим достоянием.
3. Методы возрастной психологии.
Стратегии
исследования
в психологии развития и возрастной
психологии |
- Констатирующая
- Формирующая
(генетическая) |
Методы исследования |
- Наблюдение, констатирующий
эксперимент, интервьюирование, анкетирование,
тестирование, проективные, анализ
продуктов деятельности, сравнительные
(близнецовый, нормы и патологии, кросс-культурный)
и др. |
Схемы
организации
исследования |
- Лонгитюд, продольное
исследование (продольные срезы)
- Поперечные
срезы |
4. Биогенетический подход к развитию психики ребенка. Понятие рекапитуляции (С.Холл, Э.Клапаред).
Биогенетический закон, сформулированный в 19 веке биологами Э.Геккелем и Ф.Мюллером, основан на принципе рекапитуляции (повторяемости). Он гласит, что историческое развитие вида отражается в индивидуальном развитии организма, принадлежащего к данному виду. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) является кратким и быстрым повторением истории развития ряда предков данного вида (филогенез).
В свое время принцип рекапитуляции оказал значительное влияние на идею развития в психологии. Под ее влиянием американский ученый С.Холл (1844-1924) создал первую цельную теорию психического развития в детстве.
По мнению Холла, последовательность стадий психического развития заложена генетически (преформирована); биологический фактор, созревание инстинктов – основной в детерминации смены форм поведения. Отсюда был сделан закономерный вывод для педагогической практики: поскольку отменить врожденные предрасположения невозможно, нужно создать условия, чтобы ребенок без задержек прошел от анимистической стадии до стадии, соответствующей развитию современного человечества, и «изжил» все пережитки прошлого. Этот переход от одной стадии детства к другой помогают осуществить игры характерного, заданного рекапитуляцией, содержания.
С.Холлу принадлежит идея создания педологии – специальной науки о детях, концентрирующей все знания о развитии ребенка из других научных областей (педагогики, медицины, биологии, социологии и т.д.). Педология активно развивалась в течение нескольких десятилетий, ориентируясь на практические нужды системы образования.
Собственно концептуальные положения Холла вызвали критику многих психологов, которые подчеркивали, что сам его метод сбора данных был субъективен, аналогии между эволюцией общества и индивидуальным развитием поверхностны и несостоятельны; отношения ребенка с окружающей действительностью принципиально отличаются от борьбы за существование взрослого первобытного человека.
Швейцарский психолог Э.Клапаред выступил с критикой рекапитуляционных представлений Холла, отмечая, что филогенез и онтогенез психики имеют общую логику и это приводит к определенному сходству рядов развития, но не означает их тождества. Клапаред считал, что стадии развития детской психики не предопределены инстинктивно; он развивал идею саморазвертывания задатков при помощи механизмов подражания и игры. Внешние факторы (например, обучение) влияют на развитие, определяя его направление и ускоряя темп.
Однако теория С.Холла стала первой широко известной концепцией детского развития, пробудившей интерес и у других исследователей. Значение работ Холла состоит в том, что это был поиск закона, логики развития; была сделана попытка показать, что между историческим, социальным и индивидуальным развитием человека существует определенная взаимосвязь, установление точных параметров которой до сих пор остается задачей для ученых.
5. Теория трех ступеней развития К.Бюллера.
Видный австрийский психолог К.Бюллер (1879-1973), работавший некоторое время в рамках вюрцбургской школы, создал свою концепцию психического развития ребенка. Он намеревался представить весь путь развития от обезьяны до взрослого культурного человека как восхождение по единой биологической лестнице, проанализировать процесс превращения ребенка (существа, по его мнению, пассивного, беспомощного, лишенного всяких душевных движений) – в человека.
Задача исследования, по Бюллеру, заключалась в том, чтобы найти вечные, основные, независимые от внешних влияний законы развития в чистом виде. По замыслу Бюллера, подходящая форма эксперимента для исследования детского развития в первые годы жизни может быть заимствована из области зоопсихологии. Это «эксперименты над деятельностью», «планомерное использование искусственных ситуаций», по сути, решение детьми задач такого типа, которые предлагал обезьянам В.Келер.
К.Бюллер известен как автор преформистской теории трех ступеней в развитии ребенка.
Основной предмет исследования |
Закономерности
психического развития; выделение стадий
развития детской психики
(инстинкт, дрессура, интеллект) |
Методы исследования | Зоопсихологический эксперимент |
Основные понятия |
Инстинкт, дрессура, навык, интеллект, функциональное удовольствие, предвосхищающее удовольствие |
Основные идеи |
Перенос закономерностей эволюции психики животных на психическое развитие ребенка. Рассмотрение психики ребенка как связующего эволюционного звена между животной психикой и психикой взрослого культурного человека. Роль эмоций в развитии. |
Факторы развития | Преформизм, наследственность |
Ценное |
Применение эксперимента в изучении детского развития, идея развития |
Направления критики |
Биологизаторский подход – невидение, игнорирование специфики развития человека, принижение возможностей ребенка |