Возрастная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 10:58, курсовая работа

Описание

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, причины, механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Содержание

. Возрастная психология и ее предмет. Современное состояние и задачи возрастной психологии.

2. Связь возрастной психологии с другими науками и отраслями психологии.

3. Методы возрастной психологии.

4. Биогенетический подход к развитию психики ребенка. Понятие рекапитуляции (С.Холл, Э.Клапаред).

5. Теория трех ступеней развития (К.Бюллер).

6. Нормативный подход к исследованию детского развития (А.Гезелл, Л.Термен).

7. Механистическое понимание процесса психического развития. Бихевиористический подход (Дж.Уотсон).

8. Социологический подход к развитию психики ребенка (Г.Тард, Ш.Блондель, Э.Дюркгейм, Болдуин, П.Жане).

9. Психоаналитическая теория детского развития З.Фрейда.

10. Женевская школа психологии о психическом развитии (Ж.Пиаже). Теория Ж.Пиаже о развитии детского интеллекта.

11. Диалектический подход к развитию психики ребенка в концепциях А.Валлона и Дж.Брунера.

12. Ортогенетическая концепция Х.Вернера.

13. Стадии развития моральных суждений по Л.Колбергу.

14. Развитие возрастной психологии в дореволюционной России и в 20-е годы ХХ века.

15. Вклад Л.С.Выготского в развитие возрастной психологии. Периодизация психического развития Л.С.Выготского.

16. Вопросы возрастной психологии в трудах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева.

17. Основные понятия и общие вопросы развития (возраст, социальная ситуация развития, движущие силы и факторы психического развития ребенка).

18. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.

19. Периодизация развития личности в онтогенезе по Петровскому А.В.

20. Полный жизненный цикл Э.Эриксона.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по возрастной психологии.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)
 

11. Диалектический подход к развитию психики ребенка в концепциях А.Валлона и Дж.Брунера.

      Современник Ж.Пиаже и его постоянный оппонент французский психолог А.Валлон высоко ценил его работы за то, что в них была сделана попытка преодолеть традиционный, чисто описательный подход к психическому развитию ребенка и предложено генетическое объяснение ярких феноменов детского развития. Недостатки теории Пиаже, по мнению Валлона, - недостатки любой психологии, которая ограничивается изучением отдельного индивида вне конкретных условий его жизни.

      Принципиальная  методологическая установка Валлона  – необходимость изучения конфликтов, противоречий, антиномий в ходе развития ребенка. Поэтому, с точки зрения Валлона, при изучении развития психики важно акцентировать внимание не столько на сходстве и подобии процессов, сколько на различиях между ними.

      Одно  из ключевых противоречий психического развития состоит в соотношении  души и тела, т.е. биологического, органического, телесного – и психического; и в том, как происходит переход от органического к психическому. Для того чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, Валлон рассматривает четыре понятия: эмоция, моторика, подражание, социум.

      Сравнивая концепции А.Валлона и З.Фрейда, известный французский психолог Р.Заззо подчеркивал сходство и  различие научных концепций Фрейда и Валлона. И для того и для другого психика на всех своих уровнях порождается биологическими процессами. Оба – и Валлон, и Фрейд – эволюционисты, которые описывают генезис психики; и тот и другой видят амбивалентность, конфликты, преодоление которых обеспечивает переход от органических структур к личности. Наконец, и тот и другой признают роль общества. Однако здесь же коренится и глубокое различие. Роль общества для Фрейда состоит в том, чтобы подавлять, обуздывать инстинктивные влечения. Для Валлона общество – это консубстанция организма; противопоставление индивида обществу невозможно. Нельзя понять психическую жизнь иначе, чем в форме реципрокных отношений биологического и социального. Иначе, чем Фрейд, Валлон понимает основу психической жизни: понятие сексуальности он заменяет понятием инфантильной эмоциональности.

      Валлон  никогда не отрицал роль созревания в развитии. По его мнению, созревание нервной системы создает последовательность типов и уровней активности. Но для созревания необходимо упражнение, и оно уже заключено в природе эмоций, моторики и имитации, в природе самого человеческого организма.

      Согласно  А.Валлону, онтогенез не воспроизводит филогенез, как еще продолжал думать З.Фрейд. Для Фрейда путь развития детерминирован самой жизнью: существует судьба, и судьба – это тело. Для Валлона судьбы нет. Биология и общество – необходимые условия развития, но только лишь условия. Детство человека, безусловно, есть продукт эволюции, но оно объясняется также средой, в которой развивается ребенок.

      Психическое развитие ребенка, переходя от этапа  к этапу, представляет собой единство как внутри каждого этапа, так  и между ними, поэтому, пишет Валлон, «фрагментарное изучение ребенка противоестественно».

12. Ортогенетическая  концепция Х.Вернера.

      Согласно  словарному определению ортогенез – теория развития живой природы, утверждающая, что эволюция живых организмов происходит в строго определенном направлении, признает идею изначальной целесообразности в природе. Ортогенетическая концепция в психологии пытается охватить в целом психическую жизнь и ее развитие. С этой целью Х.Вернер осуществил сравнительный анализ разных направлений эволюции: филогенеза, онтогенеза, микрогенеза, энтогенеза, патогенеза. Всюду, где есть жизнь, подчеркивал он, происходит рост и развитие, поэтому психология отдельной личности и человеческой расы, психология животного и ребенка, психопатология и психология особых состояний сознания имеют генетическую основу. Сравнение фактов, полученных в разных областях исследования, позволит, по мнению Вернера, вывести общие законы развития, применимые для психической жизни в целом.  
 

13. Стадии развития  моральных суждений по Л.Колбергу.

      Л.Колберг продолжил эксперименты  Жана Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста. Детям предлагалось оценить поступки героев рассказов и обосновать свои суждения. Оказалось, что на разных возрастных этапах дети по-разному решают нравственные проблемы.

      Обобщив обширный экспериментальный материал, Колберг выделяет шесть стадий развития, объединяющихся в три уровня.

      Первый  – доморальный  уровень. Нормы морали для ребенка – нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (1 стадия). Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (2 стадия).

      Второй  уровень – конвенциональная мораль. Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.

      Ориентация  в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для 3 стадии, на авторитет – для 4. Этим определяется неустойчивость поведения  ребенка, зависимость от внешних влияний.

      Третий  уровень – автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними. Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «на том стою и не могу иначе». Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом (5 стадия), потом – на общечеловеческие этические принципы (6 стадия). 

14. Развитие возрастной  психологии в дореволюционной России и в 20-е годы ХХ века.

      Для российской культуры дореволюционного периода была органична идея гуманизма. Постоянным вниманием в отечественной  психологии пользовались проблемы формирования нравственного мира личности.

      Ученые  этого периода: Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, П.Д.Юркевич, Н.Х.Вессель.

      Основные  направления в возрастной и педагогической психологии:

      - изучение общих законов, закономерностей  детского развития и индивидуальных  различий между детьми;

      - выяснение значения природных  предпосылок и возможностей воспитания;

      - разработка методов познания, учитывающих  специфику психики ребенка.

      В 70-80 годы 19 века складываются два типа исследований:

      1. Наблюдение родителей за своими  детьми.

      2. Наблюдение ученых за детским  развитием 

      Генетический  подход. Общие положения о главных чертах детского развития:

      - развитие совершается постепенно  и последовательно;

      - между духовным и физическим  развитием существует прямолинейная  связь (умственная, волевая, эмоциональная);

      - отдельные телесные органы и  различные стороны психической деятельности участвуют в процессе развития не все сразу.

      В начале 20 века русская возрастная и  педагогическая психология вошла в  тесный контакт с мировой психологической  наукой. Развиваются методы наблюдения, эксперимента. Основные направления исследований того времени – пути формирования всесторонне развитой личности и совершенствование научных основ системы обучения. 

15. Вклад Л.С.Выготского в развитие возрастной психологии. Периодизация психического развития Л.С.Выготского.

      Фундамент современной отечественной возрастной психологии составляют сформулированные Л.С.Выготским (1896-1934) принципиальные идеи и система основных понятий. В 1920-1930-х  гг. им были разработаны основы культурно-исторической теории развития психики.

      Основные  положения культурно-исторического  подхода изложены в работах Выготского: «Проблема культурного развития ребенка»(1928), «Инструментальный метод  в психологии»(1930), «Орудие и знак в развитии ребенка»(1930-1931), в наиболее известной книге ученого «Мышление и речь»(1933-1934) и в ряде других.

      Анализируя  причины кризиса психологии как  науки в первые десятилетия ХХ в., Л.С.Выготский обнаружил, что во всех современных ему концепциях развития психики реализован подход, который он называл «биологизаторским» или «натуралистическим». Биологизаторская трактовка отождествляет,  ставит в один ряд психологическое развитие животного и развитие ребенка.

      Л.С.Выготский  утверждал, что необходимо другое, не биологическое, понимание  развития высших психических функций человека. Он не просто указывал на важность социальной среды для развития ребенка, но стремился выявить конкретный механизм этого влияния.

      Выделяя два исторических этапа развития человечества, биологическое (эволюционное) и культурное (историческое) развитие, Выготский считает, что важно различить и своеобразно противопоставить их как два типа развития в онтогенезе. В условиях онтогенетического развития обе эти линии – биологическая и культурная – находятся в сложном взаимодействии, слиты, реально образуют единый, хотя и сложный процесс.

      Для понимания специфики человеческого  онтогенеза ключевой является идея соотношения  реальной и идеальной форм развития.

      Социальная  среда, по Выготскому, - это не просто внешнее окружение, а аккумулированный общечеловеческий опыт, материализованный в предметах материальной и духовной культуры. Среда содержит идеальные формы, образцы развития, т.е. то, к чему развитие ребенка должно стремиться.

      Процесс развития в онтогенезе проходит путь от социального к индивидуальному. Форма психического развития ребенка – овладение общественным опытом, присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления. Общим механизмом формирования высших психических функций Выготский считал подражание ребенка взрослому.

      Движущая  сила (фактор) психического развития – обучение.

      Под условиями развития, которые оказывают влияние на вариативность развития в пределах нормы, в культурно-историческом подходе понимаются морфофизиологические особенности мозга и общение.

      Задача изучение своеобразия культурно-исторического развития психики, высших психических функций и высших форм поведения человека требует соответствующего метода исследования. Выготский разработал новый, экспериментально-генетический метод исследования психических явлений. Идея метода формирующего эксперимента состоит в воссоздании генезиса определенных форм поведения, причем важно не просто констатировать этапы смены одних форм другими, но изучить самый процесс перехода к этим новым формам.

      Проблема  «обучение и развитие».

      Тезис о влиянии обучения на психическое  развитие ребенка Выготский сформулировал  в виде гипотезы о системном и смысловом строении сознания и его развитии в онтогенезе. По мнению Выготского, вход в сознание возможен только через речь. Процесс психического развития (перестройка системной структуры сознания) обусловлен изменением уровня развития обобщений (смысловой стороны). Развивая значения слов, повышая уровень обобщений (через речевое общение людей), можно изменять системное строение сознания, т.е. управлять развитием сознания через обучение.

      Экспериментальные исследования, прямо относящиеся  к проблеме связи обучения и умственного  развития, проведены Выготским в 1931-1934 гг. Материалы этих исследований позволили выйти на новый уровень  в понимании проблемы обучения и развития. Обучение не тождественно развитию. Не всякое обучение выполняет роль движущей силы развития, может случиться и так, что оно будет бесполезно или даже затормозит развитие. Чтобы обучение было развивающим, оно должно ориентироваться не на уже завершившиеся циклы развития, а на возникающие, на зону ближайшего развития ребенка.

Информация о работе Возрастная психология