Возрастная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 10:58, курсовая работа

Описание

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, причины, механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Содержание

. Возрастная психология и ее предмет. Современное состояние и задачи возрастной психологии.

2. Связь возрастной психологии с другими науками и отраслями психологии.

3. Методы возрастной психологии.

4. Биогенетический подход к развитию психики ребенка. Понятие рекапитуляции (С.Холл, Э.Клапаред).

5. Теория трех ступеней развития (К.Бюллер).

6. Нормативный подход к исследованию детского развития (А.Гезелл, Л.Термен).

7. Механистическое понимание процесса психического развития. Бихевиористический подход (Дж.Уотсон).

8. Социологический подход к развитию психики ребенка (Г.Тард, Ш.Блондель, Э.Дюркгейм, Болдуин, П.Жане).

9. Психоаналитическая теория детского развития З.Фрейда.

10. Женевская школа психологии о психическом развитии (Ж.Пиаже). Теория Ж.Пиаже о развитии детского интеллекта.

11. Диалектический подход к развитию психики ребенка в концепциях А.Валлона и Дж.Брунера.

12. Ортогенетическая концепция Х.Вернера.

13. Стадии развития моральных суждений по Л.Колбергу.

14. Развитие возрастной психологии в дореволюционной России и в 20-е годы ХХ века.

15. Вклад Л.С.Выготского в развитие возрастной психологии. Периодизация психического развития Л.С.Выготского.

16. Вопросы возрастной психологии в трудах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева.

17. Основные понятия и общие вопросы развития (возраст, социальная ситуация развития, движущие силы и факторы психического развития ребенка).

18. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.

19. Периодизация развития личности в онтогенезе по Петровскому А.В.

20. Полный жизненный цикл Э.Эриксона.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по возрастной психологии.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

      Зона  ближайшего развития определяется Выготским как разница, «расстояние» между уровнем актуального умственного развития ребенка и уровнем возможного развития. Уровень трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно, обозначает актуальный уровень развития. Уровень трудности задач, решаемых под руководством взрослого, определяет потенциальный уровень.

      Л.С.Выготский  установил четыре основные закономерности, или особенности, детского развития: цикличность, неравномерность развития, «метаморфозы» в детском развитии, сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.

      Л.С.Выготский  различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие совершается внутри характерной социальной ситуации развития, медленно, эволюционно, такими небольшими шажками, что эффект развития становится вполне очевиден только в виде скачкообразно появляющегося новообразования. В другие, критические периоды, напротив, развитие совершается бурно, стремительно. Характерно резкое обострение кризиса в середине – кульминационная точка, или апогей, по которой и удобно датировать кризис. Кризисы, по мнению Выготского, имеют не только негативное, но и собственное позитивное значение. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляет основное содержание кризисного периода. Кризисы, сочетающие в себе разрушительные и созидательные тенденции – это норма онтогенеза.

      Периодизация, выстроенная Выготским, включает следующие  периоды:

      - кризис новорожденности;

      - младенчество (2 месяца – 1год);

      - кризис одного года;

      - раннее детство (1-3 лет);

      - кризис трех лет;

      - дошкольный возраст (3-7 лет);

      - кризис семи лет;

      - школьный возраст (8-12 лет);

      - кризис 13 лет;

      - пубертатный возраст (14-17 лет);

      - кризис 17 лет.

16. Вопросы возрастной  психологии в трудах  С.Л.Рубинштейна и  А.Н.Леонтьева.

      Культурно-историческая парадигма, заложенная в работах  Л.С. Выготского, продолжена в работах российских психологов А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна.

      Две парадигмы в исследовании психического развития:

Параметры психи-

ческого развития

человека

Естественно-научная парадигма Культурно-историческая парадигма
Источник развития Внутри индивида, в его природе В социальной среде
 
Факторы (движущие силы) развития
Фактор наследственности: одаренность, задатки, способности  как природные особенности, созревание.

Факторы среды: обстановка развития в сходном  значении как для животных, так и для человека, взаимодействие факторов наследственности и среды

 
Обучение, деятельность самого ребенка 
Условия развития Наследственность  и среда Морфофизиологические  особенности мозга, общение
 
Форма (трактовка процесса) развития 
 
Приспособление (адаптация) ребенка к среде; по аналогии с развитием биологического типа – путем наследования свойств  вида или путем накопления индивидуального опыта Присвоение  исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления, овладение общественным опытом 
Понимание хода (направления) развития От индивидуального  к социальному существованию (социализация) От социального  к индивидуальному (индивидуализация) – по механизму интериоризации
Специфика развития человека Отрицается, подчиняется общим биологическим законам Подчиняется действию общественно-исторических законов
 

17. Основные понятия и общие вопросы развития (возраст, социальная ситуация развития, движущие силы и факторы психического развития ребенка).

      Возраст – это цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Возраст – стадия развития индивида в онтогенезе – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная.

      Социальная  ситуация развития – это процесс социализации, т.е. вхождение человека в общество, особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки, культурные особенности.

      Факторы психического развития ребенка.

      Биологический: человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития.

      Социальный: среда через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей; ближайшее социальное окружение, родители, учителя, сверстники и т.д.

      Движущие  силы – это силы, формируемые мотивацией, т.е. побуждениями, направляющими деятельность.

18. Периодизация психического  развития Д.Б.Эльконина.

      Развернутая периодизация психического развития ребенка от рождения до 17 лет была создана Д.Б.Элькониным и представлена в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971). В развитии детей Д.Б.Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков.  Он рассматривал возраст как «относительно замкнутый период, значение которого определяется, прежде всего, его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития». Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:

      1. Социальная ситуация развития;

      2. Ведущая деятельность;

      3. Основные новообразования.

      Схема периодизации психического развития в  детстве Д.Б.Эльконина

Эпохи Периоды Хроноло-гические

границы

Вид ведущей

деятельности

Тип

деятель-

ности

Преимущественное

развитие

 
Раннее

детство 

Младен-

чество

 
0 -1 год
Непосредст-венно-эмо-

циональное

общение

 
    1
Мотивационно-

потребностная

сфера

Раннее

детство

 
1 -3 года
Предметно-

манипуля-

тивная дея-

тельность

 
    2
Интеллектуально-

познавательная

сфера

 
 
 
Детство
Дошкольный

возраст

 
3 -7 лет
Ролевая

игра

 
    1
Мотивационно-

потребностная

сфера

Младший

школьный

возраст

 
7-10 лет
 
Учение
 
    2
Интеллектуально-

познавательная

сфера

 
 
 
Подрост-

ничество

Подростко-

вый

 
11-15 лет
Интимно-

личное 

общение со

сверстниками

 
    1
Мотивационно-

потребностная

сфера

Ранняя

юность

 
15-17 лет
Учебно-про-

фессиональ-

ная деятель-

ность

 
    2
Интеллектуально-

познавательная

сфера

      Гипотеза периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированная Д.Б.Элькониным, творчески развивает идеи Л.С.Выготского, она объясняет формирование у ребенка не только познавательной, но и мотивационно-потребностной сферы личности, освоение ребенком мира людей и мира предметов, раскрывает механизм самодвижения в психическом развитии.

19. Периодизация развития  личности в онтогенезе  по Петровскому  А.В.

      А.В.Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах.

      Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. На каждом возрастном этапе он включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Когда ребенок входит в новую стабильную группу, он прежде всего приспосабливается к ней – усваивает действующие там нормы, овладевает формами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены. Ему необходимо быть таким как все. Это первая фаза становления личности в социальной группе – фаза адаптации. Она предполагает утрату ребенком своих индивидуальных черт. Обостряющееся противоречие между достигнутым результатом адаптации – тем, что он стал таким как все в группе, - и неудовлетворенной потребностью ребенка в максимальном проявлении своих индивидуальных особенностей, порождает вторую фазу – индивидуализацию. Ребенок начинает искать способы выражения своей индивидуальности в группе. Третья фаза состоит в том, что происходит интеграция личности в группе: ребенок сохраняет лишь те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности сделать значимый «вклад» в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои нормы, восприняв ценные для ее развития черты личности.

      В разные возрастные периоды ребенок последовательно входит в разные социальные группы и ситуация успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции многократно повторяются. В результате складывается относительно устойчивая структура личности. На каждом возрастном этапе, в определенной социальной среде ребенок проходит три фазы в своем личностном развитии. Если в каком-то периоде не прошла успешно фаза интеграции, на следующей ступени будет затруднена адаптация. Так образуются условия для кризиса развития личности.

      В периодизации А.В.Петровского выделяются периоды раннего детства, детсадовского детства, младшего школьного возраста, среднего школьного возраста и старшего школьного возраста. Первые три периода образуют эпоху детства, в которой процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации. Для эпохи отрочества (периода среднего школьного возраста) характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации, для эпохи юности (период старшего школьного возраста) – доминирование процесса интеграции над процессом индивидуализации..

20. Полный жизненный  цикл Э.Эриксона.

      Американский  психолог Э.Эриксон (1902-1994) известен как представитель направления эго-психологии. Эриксон пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделав акцент на развитии Я-индивида.

      В своей первой крупной и самой  знаменитой работе «Детство и общество»  Эриксон писал, что изучение личностной индивидуальности становится такой  же стратегической задачей второй половины 20 в., какой было изучение сексуальности во времена Фрейда, в конце 19 в.

      Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается  обществом. Общество определяет также  содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи согласно Эриксону зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей культуры общества, в котором этот индивид живет.

      Стадии  жизненного пути личности по Э.Эриксону

      Старость                                                   Интеграция

                                                                             разочарование в жизни 

      Зрелость                                                    Творчество

                                                                              застой

      Молодость                                                 Интимность

                                                                              изоляция

      Подростковый                                           Идентичность

      возраст (латент-                                        диффузия

      ная стадия)                                                идентичности

      Школьный  воз-                                         Достижение

     раст (латентная                                         неполноценность

     стадия)

     Возраст игры                                             Инициативность

Информация о работе Возрастная психология