Возрастные кризисы: психологическая сущность, структура и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 14:13, курсовая работа

Описание

В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов; часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. А кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться в дальнейшей жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………..…………………..3

Основная часть

1 Структура возрастного кризиса ……………………...…………………………5

2 Типология кризисов личности……………………………………...………….10

3 Кризисы возрастного развития ………………………………………….……15

Заключение …………………………………………………………………….…22

Глоссарий …………………………………………………………………………24

Список использованных источников …………………………………………...26

Список сокращений……………………………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

Гусенко Т.В. КР.Возрастная психология.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

     Основные  данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал Иркутский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Возрастная  психология
Тема Возрастные  кризисы: психологическая сущность, структура и содержание.
Фамилия студента Гусенко
Имя студента Татьяна
Отчество  студента Викторовна
№ контракта 10004080701004

 

.

     Содержание

      Введение………………………………………………………..…………………..3

      Основная  часть 

      1 Структура возрастного кризиса ……………………...…………………………5

      2 Типология кризисов личности……………………………………...………….10

      3  Кризисы возрастного развития ………………………………………….……15

      Заключение  …………………………………………………………………….…22

      Глоссарий …………………………………………………………………………24

      Список использованных источников …………………………………………...26

      Список  сокращений……………………………………………………………..28

      Приложения  ………………………………………………………………………29                              

     Введение

     В каждом периоде жизни человека окружают свои сложности, характерные именно для этого возраста. В психологии существует понятие периодизация - разделение жизненного цикла на отдельные  периоды или возрастные этапы. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, свои закономерности человеческого развития.  В различные периоды жизни существуют стабильные и кризисные стадии.  Развитие человека как личности определяется тем, что общество ожидает от него, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним в разном возрасте.(1)

     Человек, взрослея и развиваясь, проходит ряд  следующих друг за другом стадий не только психологических, но и биологических, то есть связанных с физическими  изменениями и процессами в организме. На каждой стадии личность приобретает определенное качество (новообразование), которое сохраняется в последующие периоды жизни. Кризисы могут возникать на всех возрастных стадиях. Это поворотные моменты, когда решается вопрос, вперед мы пойдем в своем развитии или назад. В каждом личностном качестве, которое появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть как позитивным, так и негативным.

     Очень интересно узнать, какие же кризисы подстерегают вас в жизни, тем более, что в их описании многие из нас могут узнать и ситуации из собственной жизни. Другими словами, вся наша жизнь состоит из кризисов. Ведь мы постоянно решаем проблемы, ставим перед собой задачи и снова решаем их. А еще взрослеем, развиваемся, меняемся.

     Возрастные  кризисы – особые, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Это нормальные процессы, необходимые для нормального постепенного хода личностного развития.

     Кризис, от греческого- krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.

     Форма, длительность и острота протекания кризиса зависят от индивидуальных особенностей, условий среды и окружения, в которых находится человек.(2)

     В возрастной психологии нет единого  мнения по поводу кризисов; часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. А кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться в дальнейшей жизни. Все кризисы могут смещаться во времени и не имеют четких временных рамок.

      
 

     Основная  часть

     1 Структура возрастного кризиса

      Представление о критическом этапе как однородном этапе, в котором будто бы имеются лишь процессы возбуждения, брожения, взрывов, — одним словом, такие явления, с которыми справиться неимоверно трудно, — неверно. Процессы развития вообще, в критический период в частности, отличаются неизмеримо более сложным строением, неизмеримо более тонкой структурой. Процесс развития в критический период неоднороден, в нем одновременно протекают три типа процессов, и каждый из них требует своевременного и целостного учета в связи со всеми другими при проработке методов воспитания.

     Три типа процессов, из которых складывается критический период в развитии, следующие:

     • нарастающие стабилизационные процессы, закрепляющие прежние приобретения организма, делающие их все более фундаментальными, все более стабильными;

     • процессы действительно критические, совершенно новые; причем очень быстро, бурно растущие изменения;

     • процессы, приводящие к оформлению зарождающихся элементов, которые являются основой для дальнейшей творческой деятельности растущего человека. Критические возрасты имеют ясно выраженное трехчленное строение и складываются из трех связанных между собой  фаз: предкритической, критической и посткритической (приложение А). Предполагается, что в предкритической фазе возникает противоречие между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития (средой и отношением ребенка к среде). В собственно критической фазе это противоречие обостряется и проявляется, обнаруживая себя в трудновоспитуемости, и достигает своего апогея. Затем в посткритической фазе противоречие разрешается через образование новой социальной ситуации развития, через установление новой гармонии между ее

составляющими. В дальнейшем при изучении критических  возрастов эта градация была сохранена, но внутреннее содержание фаз кризиса не раскрыто еще полностью.

       К.Н. Поливанова рассмотрела структуру критических возрастов.(3) В основу анализа положена исходная посылка о том, что структура переходного возраста есть отражение динамики взаимопереходов реальной и идеальной форм. При этом предполагается, что изменение в переживании ребенком воздействий среды обусловлено тем, что в момент возрастного перехода происходит открытие новой идеальной формы развития — именно такое представление о критическом возрасте позволяет обнаружить его внутреннее содержание и объяснить изменения в поведении детей в кризисные периоды.

     Таким образом, критические периоды в  развитии ребенка есть предельное обнажение, прежде всего для самого ребенка, всегда имплицитно наличествующего сосуществования реальной и идеальной форм. Кризисы есть моменты обнажения, «явления» границы реальной и идеальной форм.

       Предкритическая фаза состоит  в том, что ребенку открывается  неполнота той реальной формы,  в которой он живет. Такое  открытие возможно лишь на  основе возникновения представления об иной (новой) идеальной форме.

     Л.С. Выготский называет первую фазу кризиса — фазой влечения. Именно в этот момент ребенок из «здесь и сейчас» предшествующей деятельности выходит во временную перспективу. Открывает новую идеальную форму и в следующей фазе идеализирует ее.(4) Этот этап называется этапом эмансипации: в предшествующий стабильный период ребенок был полностью погружен в ситуацию игры, учения, другой деятельности, теперь сама эта ситуация предстает ему пока еще как привлекательная, но уже лишь как одна из многих.

     Предкритическая фаза была обнаружена при исследовании отношения ребенка к незнакомому  взрослому: к шести годам дети начинают адекватно характеризовать свои действия при встрече с незнакомым взрослым, до того эта ситуация воспринималась скорее как встреча с партнером по игре. Далее наступает

собственно  критическая фаза. Именно в этой фазе происходит субъективация через  посредство пробы.

     Собственно  критическая фаза состоит из трех этапов. На первом этапе происходит попытка непосредственно реализовать наиболее общие представления об идеальной форме (идеализированные и наивные) в реальных жизненных ситуациях. Ребенок делает попытку материализовать идеальную форму. Открыв новое, иное, отсутствующее у него, он сразу же пытается «попасть» в это другое измерение. Специфика данного этапа связана с особенностями самой идеальной формы, с тем, что идеальная форма существует в культуре не обособленно, не сама по себе, а в разнообразных воплощениях.

       Первоначально не самостоятельность сама по себе, а действие конкретного человека, неразрывно связанное с особенностями этого человека, часто вместе с его внешностью и привычками станет для ребенка идеей самостоятельности. Причем на первом плане окажутся наиболее, внешне заметные признаки: возможно, это будет манера разговаривать или мимика. Действуя по логике идеальной формы, ребенок поначалу будет полностью копировать того, кого считает самостоятельным. Для него пока еще нет содержания самостоятельности, есть только конкретное самостоятельное действие данного человека. Нераздельность формы и содержания действия на этом этапе заставляет предположить, что здесь мы имеем дело с мифологизацией представлений ребенка о перспективе его развития (например, быть в школе значит уже и быть школьником). Идеальная форма представляется ребенку в наиболее полном и нерасчлененном виде. Различные описания поведения ребенка в этот период дают возможность говорить о своеобразном ролевом поведении, но подчас ребенок играет роль «из другой пьесы». Одновременно ребенок этим новым поведением «опробует» и старые привычные ситуации,

например, детско-родительские отношения. Именно это опробование и оказывается основой трудновоспитуемости.

     Далее наступает второй этап — этап конфликта. Конфликт рассматривается как необходимое условие нормального развития в кризисе. Конфликт позволяет ребенку и окружающим его взрослым предельно обнажить собственные позиции.

     Позитивный  смысл конфликта состоит в том, что на этом этапе для самого ребенка раскрывается невозможность прямого воплощения идеальной (идеализированной) формы в реальную жизнь. 

     До  конфликта единственной преградой для материализации идеальной (идеализированной) формы остаются внешние ограничители — «старые» формы жизни, формы взаимоотношений. Конфликт создает условия для дифференциации этих ограничителей. Посредством конфликта обнаруживается, что часть из них действительно была связана с теряющими свою актуальность табу (и они затем убираются), но какая-то часть связана и с собственной недостаточностью, неумением, неспособностями самого ребенка. Наблюдения за поведением детей в критические периоды обнаруживают, что трудновоспитуемость возникает в привычных ситуациях.

       Поведение ребенка в новых  условиях, напротив, отличается конформностью. И в старых, привычных, и в новых ситуациях ребенок действует в соответствии с мифом своей идеальной формы: шестилетка изображает «настоящего» школьника, подросток  взрослого. Но для старых ситуаций (например, домашних) такое поведение неадекватно, оно разрывает целостность ситуации, взрывает ее, провоцируя конфликт. Вместе с тем старые ситуации обеспечивают и безопасность

действий, что создает условия для их воспроизведения, дает возможность  построить воссоздаваемую пробу. В  конфликте с предельной ясностью обнажаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы. Внешние преграды, связанные с ригидностью системы воспитания, затем убираются, но остаются внутренние, связанные с недостаточностью собственных способностей. Именно в этот момент и возникает мотивация новой деятельности, создаются условия для преодоления кризиса. Но прежде чем собственно критическая фаза завершится, должна произойти рефлексия собственных способностей и должно возникнуть новообразование кризиса. (5)

     Интеллектуальная рефлексия может быть лишь одной из форм рефлексивного отношения к собственным возможностям.

     Рефлексия-это третий этап кризиса, который представляет собой интериоризацию конфликта между желаемым и реальным. Обобщение переживания происходит именно на этапе рефлексии, когда у ребенка возникает отношение меры своих реальных возможностей к идеальной форме — к желаемому. У ребенка возникает дифференциация Я-реального и Я-идеального. При этом Я-реальное может заметно снижаться. Падение самооценки (или ее дифференциация) в конце критического периода и является свидетельством того, что субъективация (на основе рефлексии) произошла.

Информация о работе Возрастные кризисы: психологическая сущность, структура и содержание