Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 14:13, курсовая работа
В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов; часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. А кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться в дальнейшей жизни.
Введение………………………………………………………..…………………..3
Основная часть
1 Структура возрастного кризиса ……………………...…………………………5
2 Типология кризисов личности……………………………………...………….10
3 Кризисы возрастного развития ………………………………………….……15
Заключение …………………………………………………………………….…22
Глоссарий …………………………………………………………………………24
Список использованных источников …………………………………………...26
Список сокращений……………………………………………………………..28
Понятия об отдельных критических возрастах вводились в науку эмпирическим путем и в случайном порядке. Анализ кризисных периодов позволит вскрыть психологическую сущность процесса онтогенетического развития личности. Основные отличия критических периодов развития от стабильных периодов заключаются в длительности протекания, в характеристиках динамики психических изменений, в характере возникающих новообразований.
Возрастной кризис проходит ряд фаз и этапов: предкритическая фаза — открытие идеальной формы следующего возраста; собственно критическая фаза —
мифологизация новой идеальной формы, конфликт между желаемым и возможным, рефлексия внутренних ограничителей искомой взрослости; посткритическая фаза — дифференциация отношения к себе, формирование мотивации дальнейшего возрастного развития. Возрастной кризис может сопровождаться особым синдромом — трудновоспитуемостью.
Кризис - это всегда выбор между регрессивным и прогрессивным дальнейшим развитием личности. Кризис всегда является дезинтеграцией, но предлагает два врата – позитивная, когда личность повышает уровень своей целостности, негативная, когда становится болью для себя и для общества. От того, какой именно выбор будет сделан, зависит вся последующая жизнь индивида. Сами определения совершенно понятны на обыденном уровне и совершенно непонятны с научной точки зрения.(16)
Характерно,
что большинство словарей по психологии
не дает определения кризиса, отсылаясь
к «кризисному состоянию», «кризисной
личности», «кризисной терапии», «кризисной
помощи» и т.п. Естественно возникает
целый ряд вопросов (если кризис
неизбежен и необходим): почему надо помогать,
что вызывает кризисы, какие они бывают,
как их отличать друг от друга, есть ли
разница в помощи, а надо ли вообще помогать
и др. Четких ответов на подобные вопросы
нет в научной литературе. Делаются только
первые попытки систематизации накопленных
представлений, данных, опыта.
№ п /п | Понятие | Определение |
1 | новообразования | достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям. |
2 | рефлексия | процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. |
3 | интериориза́ция | формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом |
4 | самоидентичность | соотнесенность себя с собой, восприятие собственного сознания как самотождественного, а себя самого как уникальной, онтологически целостной и самостоятельной личности. |
5 | гетерохронность | асинхронность фаз развития отдельных органов и функций |
6 | негативизм | стремление
к противодействию всякому |
7 | индивид | отдельно взятый
человек как представитель |
8 | конфликт | ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. |
9 | проблема | осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. |
10 | Я-реальное | — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Я-реальное может быть в большей или меньшей мере реалистичным. |
11 | идентичность | осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. |
1 | Сайт: «Моя Психология»
http://www.vsempsyholog.ru/ |
2 | Г.В. Бурменская
статья Кризисы возрастные
http://www.inspp.ru/index.php? |
3 | Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. Пособие. М., 2000. |
4 | Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982. Т. 4. |
5 | Малкина-Пых Ирина Германовна. Возрастные кризисы: справочник практического психолога. - М. : Эксмо, 2004. – 894. |
6 | Ахмеров Р. А. Биографические кризисы личности. Автореф. дис… канд. психол. н. М., 1994 |
7 | Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000 |
8 | Гейл Шинхи «Предсказуемые кризисы в жизни взрослого человека» .1976. |
9 | Э. Эриксон "Детство и общество". СПб. : ЗАО ИТД "Летний сад", 2000, |
10 | Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека /Возрастная психология взрослых. Л., 1971. |
11 | Э.Ф. Зеер Психология
профессий. Учебное пособие
Издательства: Академический Проект, Фонд "Мир", 2006 г. |
12 | Туревская Е.И. Возрастная психология. – Тула.: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. толстого, 2002. |
13 | Х. А. Ларина Т. В. Каратьян А. В. Акрушенко Издательский текст http://litres.ru/«Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008 |
14 | Хилько Марина
Евгеньевна, Ткачева Мария Сергеевна
Редактор: Мельникова О. А. Издательство: Юрайт, 2010 г |
15 | Сайт: Мир психологии,
психология для всех и каждого. Ответы
на билеты по общей психологии http://www.psyworld.ru/ |
16 | Седьмая волна психологии. Вып.1./Сб. под ред. Козлова В.В., Качановой Н.А.– Ярославль, Минск: МАПН, ЯрГУ, 2006 |
гг.- годы.
США - Соединенные Штаты Америки.
др. – другое.
т.п.- тому подобное.
т. д.- так далее.
т.е.-
то есть.
А | |
Б | |
В | |
Г |
Информация о работе Возрастные кризисы: психологическая сущность, структура и содержание