Возрастные кризисы: психологическая сущность, структура и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 14:13, курсовая работа

Описание

В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов; часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. А кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться в дальнейшей жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………..…………………..3

Основная часть

1 Структура возрастного кризиса ……………………...…………………………5

2 Типология кризисов личности……………………………………...………….10

3 Кризисы возрастного развития ………………………………………….……15

Заключение …………………………………………………………………….…22

Глоссарий …………………………………………………………………………24

Список использованных источников …………………………………………...26

Список сокращений……………………………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

Гусенко Т.В. КР.Возрастная психология.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

     Понятия об отдельных критических возрастах вводились в науку эмпирическим путем и в случайном порядке. Анализ кризисных периодов позволит вскрыть психологическую сущность процесса онтогенетического развития личности. Основные отличия критических периодов развития от стабильных периодов заключаются в длительности протекания, в характеристиках динамики психических изменений, в характере возникающих новообразований.

       Возрастной кризис проходит ряд фаз и этапов: предкритическая фаза — открытие идеальной формы следующего возраста; собственно критическая фаза —

мифологизация новой идеальной формы, конфликт между желаемым и возможным, рефлексия внутренних ограничителей искомой взрослости; посткритическая фаза — дифференциация отношения к себе, формирование мотивации дальнейшего возрастного развития. Возрастной кризис может сопровождаться особым синдромом — трудновоспитуемостью.

     Кризис - это всегда выбор между регрессивным и прогрессивным дальнейшим развитием личности. Кризис всегда является дезинтеграцией, но  предлагает два врата – позитивная, когда личность повышает уровень своей целостности, негативная, когда становится болью для себя и для общества. От того, какой именно выбор будет сделан, зависит вся последующая жизнь индивида. Сами определения совершенно понятны на обыденном уровне и совершенно непонятны с научной точки зрения.(16)

     Характерно, что большинство словарей по психологии не дает определения кризиса, отсылаясь  к «кризисному состоянию», «кризисной личности», «кризисной терапии», «кризисной помощи» и т.п. Естественно возникает  целый ряд вопросов (если кризис неизбежен и необходим): почему надо помогать, что вызывает кризисы, какие они бывают, как их отличать друг от друга, есть ли разница в помощи, а надо ли вообще помогать и др. Четких ответов на подобные вопросы нет в научной литературе. Делаются только первые попытки систематизации накопленных представлений, данных, опыта. 

     Глоссарий

№ п /п Понятие Определение
1 новообразования достижения  в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.
2 рефлексия процесс самопознания субъектом внутренних психических  актов и состояний.
3 интериориза́ция формирование  внутренних структур человеческой психики  посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом
4 самоидентичность соотнесенность  себя с собой, восприятие собственного сознания как самотождественного, а  себя самого как уникальной, онтологически  целостной и самостоятельной  личности.
5 гетерохронность асинхронность фаз развития отдельных органов  и функций
6 негативизм  стремление  к противодействию всякому внешнему влиянию
7 индивид отдельно взятый человек как представитель человеческого  рода
8 конфликт ситуация, в  которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.
9 проблема осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.
10 Я-реальное — представление  личности о себе, о том, «какой я  есть». Я-реальное может быть в большей  или меньшей мере реалистичным.
11 идентичность  осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний.

     Список  использованных источников

1 Сайт: «Моя Психология»

http://www.vsempsyholog.ru/razvitie/krizis.shtml

2 Г.В. Бурменская статья Кризисы возрастные

http://www.inspp.ru/index.php?option

3 Поливанова  К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. Пособие. М., 2000.
4 Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982. Т. 4.
5 Малкина-Пых  Ирина Германовна. Возрастные кризисы: справочник практического психолога. - М. : Эксмо, 2004. – 894.
6 Ахмеров Р. А. Биографические кризисы личности. Автореф. дис… канд. психол. н. М., 1994
7 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической  антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000
8 Гейл Шинхи  «Предсказуемые кризисы в жизни  взрослого человека» .1976.
9 Э. Эриксон "Детство и общество". СПб. : ЗАО ИТД "Летний сад", 2000,
10 Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека /Возрастная психология взрослых. Л., 1971.
11 Э.Ф. Зеер Психология профессий. Учебное пособие

Издательства: Академический Проект, Фонд "Мир", 2006 г.

12 Туревская Е.И. Возрастная психология. – Тула.: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. толстого, 2002.
13 Х. А. Ларина Т. В. Каратьян А. В. Акрушенко Издательский текст http://litres.ru/«Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008
14 Хилько Марина Евгеньевна, Ткачева Мария Сергеевна

Редактор: Мельникова О. А. Издательство: Юрайт, 2010 г

15 Сайт: Мир психологии, психология для всех и каждого. Ответы на билеты по общей психологии http://www.psyworld.ru/students/bilety/texts/2.html
16 Седьмая волна  психологии. Вып.1./Сб. под ред. Козлова  В.В., Качановой Н.А.– Ярославль, Минск: МАПН, ЯрГУ, 2006

     Список  сокращений

       гг.- годы.

     США - Соединенные Штаты Америки.

     др. – другое.

     т.п.- тому подобное.

     т. д.- так далее.

     т.е.- то есть. 
 

      

     Приложения

А
Б
В
Г

Информация о работе Возрастные кризисы: психологическая сущность, структура и содержание