Возрастные кризисы: психологическая сущность, структура и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 14:13, курсовая работа

Описание

В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов; часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. А кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться в дальнейшей жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………..…………………..3

Основная часть

1 Структура возрастного кризиса ……………………...…………………………5

2 Типология кризисов личности……………………………………...………….10

3 Кризисы возрастного развития ………………………………………….……15

Заключение …………………………………………………………………….…22

Глоссарий …………………………………………………………………………24

Список использованных источников …………………………………………...26

Список сокращений……………………………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

Гусенко Т.В. КР.Возрастная психология.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

     Кризис  завершается посткритической фазой, представляющей собой создание новой социальной ситуации развития. В этой фазе завершается переход    «реальное-идеальное» и «свое-иное», принимаются новые формы культурной трансляции идеальной формы (новая ведущая деятельность), происходит поиск нового «значимого другого». Реализуется новая идеальная, а не идеализированная форма, не формальная, а полноценная. При патологическом течении кризиса может произойти искажение его нормальной динамики, «застревание» на каком-то этапе кризиса и, как следствие, ущербность новообразования кризиса. Могут развиться и компенсаторные механизмы, деформирующие дальнейшее нормальное развитие в стабильном периоде. Так, у детей, поступающих в школу в шесть лет и обучающихся в условиях жесткой регламентации школьной жизни, отмечается

ранняя  потеря интереса к учению и возникновение школьных трудностей.

     Изложенную структуру критического возраста нельзя отождествлять с хронологией кризиса. Индивидуальные варианты протекания кризиса, как отмечают все исследователи, необыкновенно разнообразны. Но данная схема может служить основой для дифференциации общевозрастных и сугубо индивидуальных особенностей.  
 

     2 Типология кризисов личности

      Р.А. Ахмеров, исследуя биографические кризисы личности, в качестве факторов, обусловливающих их, указывает на события и отношения между ними. В зависимости от межсобытийных отношений он выделяет следующие кризисы:

       • кризис нереализованности —  субъективное отрицательное переживание  жизненной программы; 

       • кризис опустошенности —  душевная усталость и переживание  отсутствия достижений;

       • кризис бесперспективности — отсутствие перспектив профессионального роста, реальных планов на будущее. (6)

       Автор не увязывает эти кризисы  с возрастом человека, по его  мнению, они определяются субъективными  переживаниями. В индивидуальной  жизни человека основные кризисы  встречаются в разных вариантах:

     опустошенность + бесперспективность;

       нереализованность + опустошенность + бесперспективность.

     Такие сочетания кризисов весьма трудно переживаются человеком, и выход может быть деструктивным, вплоть до суицида.

     В.И. Слободчиков при разработке категории возраста в качестве основания его периодизации избрал понятие человеческой общности, внутри которой формируются многообразные способности человека, позволяющие ему входить в различные общности и выходить из них, т.е. быть самобытным. Начало каждой возрастной ступени — это всегда новое «рождение», переход в новую форму жизни.(7)

     Последовательная смена ступеней — это не просто условное членение непрерывного процесса эволюционирования, а прежде всего смена режима индивидуальной жизни как кризис самости и единичности. Соответственно он выделяет две группы кризисов:

      1) кризисы «рождения» («так жить  нельзя»);

     2) кризисы развития («хочу быть, как  ты») и поиск новых способов  самоопределения (приложение Б).

     Разрыв, противоречие между актуальной и потенциальной формами совместного существования и создают, явление кризиса, когда ребенок, юноша, взрослый к чему-то стремятся, о чем-то томятся, сами не ведая, что душе угодно. 

     Жизненные кризисы являются предметом пристального внимания зарубежных психологов Ш.Бюлер, Б.Ливехуда, Э.Эриксона и др. Разделяя человеческую жизнь на периоды, стадии, они обращают внимание на трудности перехода от одной стадии к другой. При этом подчеркиваются особенности кризисных явлений у женщин и у мужчин, анализируются факторы, инициирующие кризисы. В зависимости от научной ориентации одни исследователи видят причины кризисов в биологическом развитии человека, обращают внимание на сексуальные изменения, другие большее значение придают социализации личности, третьи — духовному, нравственному становлению. 

     Широкую популярность в 1980-е гг. в США приобрела  книга американской журналистки  Гейл Шинхи «Предсказуемые кризисы  в жизни взрослого человека». (8) На основе обобщения жизни верхних слоев американского среднего класса она выделяет четыре кризиса:

      1) «вырывания корней», эмансипации  от родителей (16 лет);

      2) максимальных достижений (23 года);

      3) коррекции жизненных планов (30 лет);

      4) середины жизни (37 лет) — наиболее  тяжелый, рубежный.

     Э.Эриксон  выдвинул постулат, что каждый возрастной этап имеет свою точку напряжения — кризис, порожденный конфликтом развития «Я»- личности. Человек сталкивается с проблемой соответствия внутренних и внешних условий существования. Когда у него вызревают те или иные качества личности, он встречается с новыми задачами, которые ставит жизнь перед ним как человеком определенного возраста.(9)

       Жизненный путь Э.Эриксон разделил  на восемь стадий, дав их качественное  описание. В соответствии с выделенными  возрастными ступенями он обосновал  основные кризисы психосоциального развития (приложение В). Указаны два возможных выхода из каждого возрастного кризиса и названа сильная сторона

личности, которая укрепляется в случае успешного разрешения возрастной проблемы. Основанием периодизации кризисов психосоциального развития у Э.Эриксона являются понятия «идентичность» и «самоидентичность». Потребность быть самим собой в глазах значимых других и в собственных глазах определяет движущие силы развития, а противоречия между идентичностью и самоидентичностью обусловливают кризисы личности, свидетельствует об отсутствии их общепринятой классификации. Краткий анализ исследований кризиса и те же кризисные явления называют по-разному. Поэтому необходима типология кризисов личности.

       В отечественной психологии большое значение придавалось исследованию кризисов психического развития. В обобщающей статье К.Н.Поливановой(3), посвященной кризисам психического развития детей, убедительно показано, что ведущими факторами кризисов детства являются изменение социальной ситуации развития, перестройка системы отношений со взрослыми и окружающим миром, а также смена ведущей деятельности. Развитие кризисных явлений наблюдается в определенные относительно кратковременные периоды. Но они никак не инициируются возрастом. Возраст — всего лишь фон, на котором проявляется кризис, главное — перестройка, изменение социальной ситуации и ведущей деятельности.

     И конечно, кризисы психического развития не ограничиваются периодом детства.  Социальная ситуация развития и ведущая  деятельность изменяются и за пределами детского возраста.  Таким образом, кризисы психического развития — это переход от одной стадии развития к другой, характеризующийся изменением социальной ситуации, сменой ведущей деятельности и возникновением психологических новообразований.

     С 14—16 лет изменение ведущей деятельности и социальной ситуации продолжает инициировать возникновение кризисов психического развития. Поскольку ведущей деятельностью  взрослого человека становится учебно-профессиональная и профессиональная, оправданно называть эти кардинальные

изменения кризисами профессионального развития личности.

     Решающее  значение в возникновении этих кризисов принадлежит смене и перестройке  ведущей деятельности. Разновидностью профессиональных кризисов являются творческие кризисы, обусловленные творческой несостоятельностью, отсутствием значимых достижений, профессиональной беспомощностью. Эти кризисы крайне тягостны для представителей творческих профессий: писателей, режиссеров, актеров, архитекторов, изобретателей и др.

     А как же быть с возрастными кризисами? Могут ли возрастные изменения стать  фактором возникновения кризисных  явлений? Возраст — это в первую очередь биологический фактор, обусловленный созреванием, перестройкой, старением организма человека. В исследованиях ленинградских психологов, начатых еще под руководством Б.Г.Ананьева, показана гетерохронность интеллектуального развития взрослых. Изменения психических способностей являются следствием возрастных изменений. Значит, правомерно считать возрастные изменения человека, порождаемые биологическим развитием, самостоятельным фактором, детерминирующим возрастные кризисы. Эти кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития.(10)

     Следующую группу кризисов обусловливают внутриличностные изменения: перестройка сознания, бессознательные впечатления, инстинкты, иррациональные тенденции — все то, что порождает внутренний конфликт, рассогласование психологической целостности. Это кризисы невротического характера. Они традиционно являются предметом исследования фрейдистов, неофрейдистов и других психоаналитических школ. Наряду с названными группами психологических кризисов имеется еще один огромный пласт кризисных явлений, обусловленных значительными резкими изменениями условий жизни. Детерминантами этих жизненных кризисов становятся такие важные события, как окончание учебного заведения, трудоустройство, вступление в брак, рождение ребенка, смена местожительства, уход на пенсию и другие изменения индивидуальной биографии

человека. Эти изменения социально-экономических, временных и пространственных обстоятельств  сопровождаются значительными субъективными  трудностями, психической напряженностью, перестройкой сознания и поведения.

       И наконец, следует выделить еще одну группу кризисов, обусловленных критическими обстоятельствами жизни: драматическими, а иногда и трагическими событиями. Эти факторы имеют разрушительный, подчас катастрофический исход для человека. Происходит кардинальная перестройка сознания, пересмотр ценностной ориентации и смысла жизни вообще. Протекают эти кризисы на грани человеческих возможностей и сопровождаются запредельными эмоциональными переживаниями. Их вызывают такие ненормативные события, как потеря трудоспособности, инвалидность, развод, вынужденная безработица, миграция, неожиданная смерть близкого человека, лишение свободы и т.п.

       Назовем эту группу критическими  кризисами. 

     Первые  три группы психологических кризисов имеют относительно выраженный хронологический, возрастной характер. Они являются нормативными; все люди их переживают, но уровень выраженности кризиса не всегда приобретает характер конфликта. Преобладающая тенденция нормативных кризисов — конструктивная, развивающая личность.(11)

     Вторые  три группы жизненных кризисов имеют ненормативный, вероятностный характер. Время наступления, жизненные обстоятельства, сценарии, участники кризиса случайны. Эти событийные кризисы возникают вследствие стечения обстоятельств. Выход из таких кризисов проблематичен. Иногда он бывает деструктивным, и тогда общество получает циников, маргиналов, бомжей, алкоголиков, самоубийц. Типология рассмотренных кризисов схематически представлена в таблице (приложении Г). Рассмотренные шесть групп кризисов в жизни каждого человека переплетены, и когда отдельные из них совпадают, то кризисы протекают очень остро, конфликтно.  
 

     3 Кризисы возрастного развития

       Хронологически выделяют следующие возрастные кризисы: кризис новорожденности; кризис одного года; кризис трех лет; кризис семи лет; пубертатный кризис; кризис семнадцати лет; кризис тридцати лет; кризис сорока лет; пенсионный кризис; кризис смерти.

     Кризис  новорожденности. Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности.

     Причины кризиса новорожденности: 
- Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери). Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. 
- Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку впервые часы его жизни).

     Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и  сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими («цеплятельный») - они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.(12)

     Между младенческим возрастом и ранним детством существует переходный период, который называется кризис первого года жизни. 
Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности. 
Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей. 
Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной.
 

Информация о работе Возрастные кризисы: психологическая сущность, структура и содержание