Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 16:26, курсовая работа
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, природная основа, на котором формируется личность как социальное существо. То есть темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера,
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………
5
1.1. Обзор теорий акцентуаций характеров……………………………..
5
1.1.1. Определение акцентуации характера………………………..
5
1.1.2. Типология акцентуаций характера по К.Леонгарду………..
6
1.1.3. Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко……
10
1.2. Обзор теорий типологий темперамента…………………………….
15
1.2.1. Определение темперамента. Основные компоненты, определяющие темперамент…………………………………
15
1.2.2. Конституционные типологии темпераментов (Э.Кречмер, У.Шелдон)…………………………………………………….
16
1.2.3. Физиологическая основа темперамента. Типы высшей нервной деятельности (И.И.Павлов)………………………...
18
1.2.4. Психологическая характеристика типов темперамента……
21
1.3. Связь темперамента со свойствами личности……………………...
25
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ…………………………………
28
2.1. Планирование исследования………………………………………...
28
2.2. Определение акцентуаций характера………………………………
29
2.2.1. Выбор методики исследования………………………………
29
2.2.2. Обработка и анализ полученных результатов………………
29
2.2.3. Выводы по результатам исследования………………………
30
2.3. Определение преобладающего типа темперамента……………….
32
2.3.1. Выбор методики исследования………………………………
32
2.3.2. Обработка и анализ полученных результатов………………
32
2.3.3.Выводы по результатам исследования……………………….
33
2.4. Координационный анализ результатов исследования по двум
тестам…………………………………………………………………
34
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангвиник отзывчив. Эти свойства надо вырабатывать в себе, и темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу.
Б.М. Теплов писал, что при любом темпераменте возникает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может провоцировать человека к несдержанности, резкости, склонности к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости. При меланхолическом темпераменте у человека могут выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может способствовать тому, что человек будет вялым, инертным, безразличным к происходящим вокруг него событиям.
Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформулированы ценные качества личности.
Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.
От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.
Впечатлительность – это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.
Эмоциональность – это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.
Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.
Тревожный человек отличается от мало тревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.
Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были, время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые, в конечном счете, становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.
Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Планирование исследования
После изучения теоретических аспектов по проблемам типологии темперамента и акцентуаций характера было проведено тестирование группы из 10 человек, учащихся школы №4 г.Одессы в возрасте 15 – 17 лет, на предмет определения акцентуаций характера и типов темперамента в соответствии с описанной выше классификацией К. Леонгарда.
Цели исследования – получение и анализ экспериментальных данных по акцентуации характера и типам темперамента группы исследуемых;
выявление связи между типом темперамента и акцентуацией характера исследуемых.
Объект исследования – группа подростков обоего пола в возрасте 15 – 17 лет в количестве 10 человек, учащихся ООШ №4 г. Одессы (директор Аббас Н.А.).
Предмет исследования – акцентуации характера и типы темперамента исследуемых.
Задачи исследования:
Выбор методик исследования;
Проведение тестирования;
Анализ полученных результатов;
Выводы по результатам тестирования.
Методики исследования: «Характерологический опросник К. Леонгарда» в модификации С. Шмишека;
Тест для определения преобладающего типа темперамента А.Белова.
2.2. Определение акцентуаций характера
2.2.1. Выбор методики исследования
После изучения в гл. 1 различных теорий и методик исследования характера для проведения тестирования была выбрана методика «Характерологический опросник Леонгарда» в адаптации Шмишека, как наиболее часто используемая при экспериментальных психологических исследованиях, а также наиболее полно соответствующая целям и задачам данного эксперимента.
Характерологический опросник Леонгарда включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая – склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая о неуверенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая – силу и выраженность эмоционального реагирования.
Более подробно классификация типов акцентуаций характера К. Леонгарда описана в п. 1.1.2. главы 1.
При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это значение указывается в ключе методики.
Бланк методики «Характерологический опросник К. Леонгарда» в модификации С. Шмишека находится в Приложении 1.
2.2.2. Обработка и анализ полученных результатов
Результаты исследования при помощи методики «Характерологический опросник К. Леонгарда» в модификации С. Шмишека после обработки (окончательные результаты) были сведены в таблицу 1.
Таблица 1. Результаты тестирования по методике «Характерологический опросник К. Леонгарда» в модификации С. Шмишека
№№ п/п | Тип характера | № исследуемого | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
1 | Демонстративный | 4 | 15 | 18 | 6 | 21 | 10 | 11 | 8 | 20 | 20 |
2 | Застревающий | 14 | 10 | 11 | 22 | 13 | 12 | 10 | 21 | 9 | 10 |
3 | Педантичный | 8 | 12 | 10 | 12 | 16 | 16 | 14 | 19 | 15 | 18 |
4 | Возбудимый | 12 | 8 | 17 | 21 | 13 | 15 | 18 | 7 | 14 | 12 |
5 | Гипертимный | 6 | 10 | 14 | 12 | 19 | 9 | 11 | 14 | 10 | 9 |
6 | Дистимический | 3 | 8 | 15 | 18 | 16 | 12 | 8 | 9 | 14 | 19 |
7 | Тревожно-боязливый | 12 | 16 | 16 | 9 | 14 | 22 | 12 | 13 | 9 | 10 |
8 | Эффектно-экзальтированный | 18 | 12 | 22 | 24 | 18 | 8 | 22 | 9 | 15 | 16 |
9 | Эмотивный | 21 | 20 | 16 | 18 | 10 | 20 | 15 | 11 | 23 | 14 |
10 | Циклотимный | 18 | 22 | 11 | 9 | 15 | 9 | 18 | 23 | 9 | 11 |
2.2.3. Выводы по результатам исследования
Из таблицы 1 видно, что у №№ 1 и 9 опрошенных преобладает эмотивный тип характера, который означает, что для этого человека характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств.
У №№ 2 и 8 опрошенных преобладает циклотимный тип характера. Людям этого типа свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения такие люди являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми.
Акцентуация личности №№ 3, 4 и 7 опрошенных - эффектно-экзальтированный тип, яркой чертой которого является способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. Они привязаны к друзьям, близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты.
У №№ 5 и 10 опрошенных преобладает демонстративный тип характера Люди с акцентуацией такого типа раздражают окружающих своей самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Они обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков.
У № 6 опрошенного преобладает тревожный тип характера. Людям с тревожно-боязливым типом характера свойственны с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особым слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью.
Такие типы характеров как застревающий, педантичный, возбудимый, гипертимный и дистимический в результате исследования себя не проявили.
2.3. Определение преобладающего типа темперамента
2.3.1. Выбор методики исследования
Для проведения тестирования была выбрана методика «Тест для определения преобладающего типа темперамента» А.Белова.
Методика А.Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента.
Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.
Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента доминирующий.
Если этот результат составляет 30–39%, то качества данного типа выражены достаточно ярко.
Если результат 20–29%, то средне выражены.
При результате 10–19% можно утверждать, что черты этого типа темперамента выражены в малой степени.
Бланк методики для определения преобладающего типа темперамента А.Белова находится в Приложении 2.
2.3.2. Обработка и анализ полученных результатов
Результаты тестирования по методике для определения преобладающего типа темперамента А.Белова были сведены в таблицу 2
Таблица 2. Результаты тестирования по методике А.Белова
№ испытуемого | Х | С | Ф | М |
1 | 26 | 25 | 40 | 17 |
2 | 41 | 12 | 34 | 13 |
3 | 29 | 46 | 16 | 9 |
4 | 37 | 38 | 14 | 11 |
5 | 11 | 36 | 25 | 28 |
6 | 22 | 16 | 26 | 36 |
7 | 28 | 18 | 13 | 41 |
8 | 42 | 23 | 24 | 11 |
9 | 14 | 31 | 37 | 18 |
10 | 12 | 37 | 25 | 26 |
Информация о работе Выявление связи между акцентуацией характера и типом темперамента