Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 16:26, курсовая работа
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, природная основа, на котором формируется личность как социальное существо. То есть темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера,
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………
5
1.1. Обзор теорий акцентуаций характеров……………………………..
5
1.1.1. Определение акцентуации характера………………………..
5
1.1.2. Типология акцентуаций характера по К.Леонгарду………..
6
1.1.3. Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко……
10
1.2. Обзор теорий типологий темперамента…………………………….
15
1.2.1. Определение темперамента. Основные компоненты, определяющие темперамент…………………………………
15
1.2.2. Конституционные типологии темпераментов (Э.Кречмер, У.Шелдон)…………………………………………………….
16
1.2.3. Физиологическая основа темперамента. Типы высшей нервной деятельности (И.И.Павлов)………………………...
18
1.2.4. Психологическая характеристика типов темперамента……
21
1.3. Связь темперамента со свойствами личности……………………...
25
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ…………………………………
28
2.1. Планирование исследования………………………………………...
28
2.2. Определение акцентуаций характера………………………………
29
2.2.1. Выбор методики исследования………………………………
29
2.2.2. Обработка и анализ полученных результатов………………
29
2.2.3. Выводы по результатам исследования………………………
30
2.3. Определение преобладающего типа темперамента……………….
32
2.3.1. Выбор методики исследования………………………………
32
2.3.2. Обработка и анализ полученных результатов………………
32
2.3.3.Выводы по результатам исследования……………………….
33
2.4. Координационный анализ результатов исследования по двум
тестам…………………………………………………………………
34
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.3.3.Выводы по результатам исследования
Анализируя полученные данные, можно определить, что:
Холерический тип темперамента преобладает у двоих из группы (№2, №8), причем у обоих он является доминирующим.
Сангвинический тип темперамента преобладает у четверых из группы (№3, №4, №5 и №10), у одного (№3) он доминирует.
Флегматический тип темперамента преобладает у двоих из группы (№1 и №9), причем у №1 он является доминирующим.
Меланхолический тип темперамента преобладает у двоих из группы (№6 и №7), у одного (№7) он является доминирующим.
2.4. Координационный анализ результатов исследования по двум тестам
Для наглядности по результатам двух методик тестирования была составлена сводная таблица 3.
Таблица 3. Соотношение типов темперамента и акцентуаций характера
Тип темперамента
Акцентуация характера | Холерик | Сангвиник | Флегматик | Меланхолик |
Демонстративный |
| №5, №10 |
|
|
Застревающий |
|
|
|
|
Педантичный |
|
|
|
|
Возбудимый |
|
|
|
|
Гипертимный |
|
|
|
|
Дистимический |
|
|
|
|
Тревожно-боязливый |
|
|
| №6 |
Эффектно-экзальтированный |
| №3, №4 |
| №7 |
Эмотивный |
|
| №1, №9 |
|
Циклотимный | №2, №8 |
|
|
|
Демонстративный |
|
|
|
|
Жирным шрифтом в таблице выделены номера испытуемых, у которых данный тип темперамента доминирует.
Из данных таблицы 3 можно вывести следующую закономерность.
Каждому типу темперамента соответствуют определенные акцентуации характера:
У испытуемых под номерами 2 и 8 тип темперамента холерический, тип акцентуации характера –– циклотимный.
У испытуемых под номерами 3, 4, 5 и 10 тип темперамента сангвинический, типы акцентуаций характера демонстративный и эффектно-экзальтированный.
У испытуемых под номерами 1 и 9 тип темперамента флегматический, тип акцентуации характера – эмотивный.
У испытуемых под номерами 6 и 7 тип темперамента меланхолический, типы акцентуаций характера тревожно-боязливый и эффектно-экзальтированный.
Таким образом, можно определить два типа темперамента (холерический и флегматический), которым четко соответствуют типы акцентуаций характера – соответственно циклотимный и эмотивный.
Нечеткое соответствие между типом темперамента и типом акцентуации характера выявлено у испытуемых с сангвиническим и меланхолическим типам темперамента.
У испытуемых №5 и №10 с сангвиническим типом темперамента выявлена демонстративная акцентуация характера, у №3 и №4 – эффектно-экзальтированная.
У испытуемого №6 с меланхолическим типом темперамента выявлен тревожно-боязливый тип акцентуации, у №7 – эффектно-экзальтированный.
Можно заметить, что эффектно-экзальтированный тип акцентуации характера является общим для испытуемых с сангвиническим и меланхолическим типами темперамента, тогда как демонстративный и тревожно-боязливый типы акцентуации выявлены соответственно у сангвиников и меланхоликов, что позволяет предположить, что именно эти типы акцентуаций характера наиболее характерны для данных типов темперамента.
ВЫВОДЫ
Целью данной курсовой работы было выявление связи между типом темперамента и акцентуацией характера.
Для достижения цели были выполнены следующие задачи:
- проведено всестороннее изучение различных теорий акцентуаций характера и типов темперамента и подходов к их классификации;
- определен объект исследования – группа подростков обоего пола в возрасте 15 – 17 лет в количестве 10 человек, учащихся ООШ №4 г. Одессы (директор Аббас Н.А.);
- произведен выбор методики для определения у группы исследуемых акцентуаций характера и типов темперамента («Характерологический опросник К. Леонгарда» в модификации С. Шмишека и «Тест для определения преобладающего типа темперамента» А.Белова);
- проведено тестирование группы испытуемых по вышеуказанным методикам;
- произведена обработка данным, полученных при тестировании, сделан координационный анализ.
По результатам исследования сделаны следующие выводы:
- у части испытуемых установлено четкое соответствие между акцентуацией характера и типом темперамента (№№ 1, 2, 8, 9);
- у части испытуемых установлено нечеткое соответствие между акцентуацией характера и типом темперамента (№№ 3, 4, 5, 6, 7, 10);
Таким образом, гипотезу исследования можно считать в целом подтвердившейся.
Для окончательного подтверждения гипотезы рекомендуется провести более обширные исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Темперамент», «характер», «личность» – в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности – того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер», «личность» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.
У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика – замкнутость и застенчивость; у флегматика – безразличие к людям, сухость; у сангвиника – поверхностность, разбросанность, непостоянство.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его, поэтому, года говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным.
Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся.
В большинстве случаев акцентуации характера создают предпосылки для формирования девиантного поведения, особенно в подростковом возрасте. Для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации характера ребёнка, «места наименьшего сопротивления» в характере и избегая, по возможности, неблагоприятных социально-психологических воздействий можно предотвратить формирование отклоняющегося поведения и определить наиболее благоприятные пути развития личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. – Пятигорск, 1990.
2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике – СПб.: Издательство «Питер»; 2000.
3. Всемирная сеть Интернет. Материалы сайта www.vsetesti.ru
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М.: «Юрайт» 2002.
5. Климов Е.А. «Индивидуальный тип деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы», – Казань, 1969
6. Кречмер Э. «Строение тела и характер»
7. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. – Киев, 1981.
8. Либин А.В. «Дифференциальная психология» – М: изд.СМЫСЛ, 2000.
9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, – Л., 1983.
10. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М, 1964.
11. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий, – М: 1982
12. Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
13. Хрестоматия по общей психологии. Субъект деятельности. Под ред. В. В. Петухова. — М.:2000.
14. Общая психология: Учебник для вузов/А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
15. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов – М. ВЛАДОС, 1995.
16. Психология индивидуальных различий /под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова – М. изд-во МГУ, 1982.
17. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2т. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Т.1. – 312с.: ил.
18. Рупчева И.В., психолог. Темперамент. Психофизиологические особенности человека.
19. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал. – 1989. – Т.10, – №1.
20. Русалов В.М.. Биологические основы индивидуально-психологических различий – М, 1979
21. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности – М.: Гуматин. изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
Приложение 1.
Опросник предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными».
Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
Опросник содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет».
«Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак + (да), если согласны, или - (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь».
Информация о работе Выявление связи между акцентуацией характера и типом темперамента