Выявление связи между акцентуацией характера и типом темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, природная основа, на котором формируется личность как социальное существо. То есть темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………
5
1.1. Обзор теорий акцентуаций характеров……………………………..
5
1.1.1. Определение акцентуации характера………………………..
5
1.1.2. Типология акцентуаций характера по К.Леонгарду………..
6
1.1.3. Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко……
10
1.2. Обзор теорий типологий темперамента…………………………….
15
1.2.1. Определение темперамента. Основные компоненты, определяющие темперамент…………………………………

15
1.2.2. Конституционные типологии темпераментов (Э.Кречмер, У.Шелдон)…………………………………………………….

16
1.2.3. Физиологическая основа темперамента. Типы высшей нервной деятельности (И.И.Павлов)………………………...

18
1.2.4. Психологическая характеристика типов темперамента……
21
1.3. Связь темперамента со свойствами личности……………………...
25
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ…………………………………
28
2.1. Планирование исследования………………………………………...
28
2.2. Определение акцентуаций характера………………………………
29
2.2.1. Выбор методики исследования………………………………
29
2.2.2. Обработка и анализ полученных результатов………………
29
2.2.3. Выводы по результатам исследования………………………
30
2.3. Определение преобладающего типа темперамента……………….
32
2.3.1. Выбор методики исследования………………………………
32
2.3.2. Обработка и анализ полученных результатов………………
32
2.3.3.Выводы по результатам исследования……………………….
33
2.4. Координационный анализ результатов исследования по двум
тестам…………………………………………………………………

34
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

выявление связи между акцентуацией характера и типом темперамента.doc

— 277.00 Кб (Скачать документ)

 

 

2.3.3.Выводы по результатам исследования

Анализируя полученные данные, можно определить, что:

Холерический тип темперамента преобладает у двоих из группы (№2, №8), причем у обоих он является доминирующим.

Сангвинический тип темперамента преобладает у четверых из группы (№3, №4, №5 и №10), у одного (№3) он доминирует.

Флегматический тип темперамента преобладает у двоих из группы (№1 и №9), причем у №1 он является доминирующим.

Меланхолический тип темперамента преобладает у двоих из группы (№6 и №7), у одного (№7) он является доминирующим.

 

 

 

 

 

 

2.4. Координационный анализ результатов исследования по двум тестам

Для наглядности по результатам двух методик тестирования была составлена сводная таблица 3.

 

Таблица 3. Соотношение типов темперамента и акцентуаций характера

Тип

темперамента

 

 

Акцентуация

характера

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Демонстративный

 

№5, №10

 

 

Застревающий

 

 

 

 

Педантичный

 

 

 

 

Возбудимый

 

 

 

 

Гипертимный

 

 

 

 

Дистимический

 

 

 

 

Тревожно-боязливый

 

 

 

№6

Эффектно-экзальтированный

 

№3, №4

 

№7

Эмотивный

 

 

№1, №9

 

Циклотимный

№2, №8

 

 

 

Демонстративный

 

 

 

 

 

Жирным шрифтом в таблице выделены номера испытуемых, у которых данный тип темперамента доминирует.

 

Из данных таблицы 3 можно вывести следующую закономерность.

Каждому типу темперамента соответствуют определенные акцентуации характера:

У испытуемых под номерами 2 и 8 тип темперамента холерический, тип акцентуации характера –– циклотимный.

У испытуемых под номерами 3, 4, 5 и 10 тип темперамента сангвинический, типы акцентуаций характера демонстративный и эффектно-экзальтированный.

У испытуемых под номерами 1 и 9 тип темперамента флегматический, тип акцентуации характера – эмотивный.

У испытуемых под номерами 6 и 7 тип темперамента меланхолический, типы акцентуаций характера тревожно-боязливый и эффектно-экзальтированный.

Таким образом, можно определить два типа темперамента (холерический и флегматический), которым четко соответствуют  типы акцентуаций характера – соответственно циклотимный и эмотивный.

Нечеткое соответствие между типом темперамента и типом акцентуации характера выявлено у испытуемых с сангвиническим и меланхолическим типам темперамента. 

У испытуемых №5 и №10 с сангвиническим типом темперамента выявлена демонстративная акцентуация характера, у №3 и №4 – эффектно-экзальтированная.

У испытуемого №6 с меланхолическим типом темперамента выявлен тревожно-боязливый тип акцентуации, у №7 – эффектно-экзальтированный.

Можно заметить, что эффектно-экзальтированный тип акцентуации характера является общим для испытуемых с сангвиническим и  меланхолическим типами темперамента, тогда как демонстративный и тревожно-боязливый типы акцентуации выявлены соответственно у сангвиников и меланхоликов, что позволяет предположить, что именно эти типы акцентуаций характера наиболее характерны для данных типов темперамента.

 

ВЫВОДЫ

Целью данной курсовой работы было выявление связи между типом темперамента и акцентуацией характера.

Для достижения цели были выполнены следующие задачи:

-                  проведено всестороннее изучение различных теорий акцентуаций характера и типов темперамента и подходов к их классификации;

-                  определен объект исследования – группа подростков обоего пола в возрасте 15 – 17 лет в количестве 10 человек, учащихся ООШ №4 г. Одессы (директор Аббас Н.А.);

-                  произведен выбор методики для определения у группы исследуемых акцентуаций характера и типов темперамента («Характерологический опросник К. Леонгарда» в модификации С. Шмишека и «Тест для определения преобладающего типа темперамента» А.Белова);

-                  проведено тестирование группы испытуемых по вышеуказанным методикам;

-                  произведена обработка данным, полученных при тестировании, сделан координационный анализ.

По результатам исследования сделаны следующие выводы:

-                  у части испытуемых установлено четкое соответствие между акцентуацией характера и типом темперамента (№№ 1, 2, 8, 9);

-                  у части испытуемых установлено нечеткое соответствие между акцентуацией характера и типом темперамента (№№ 3, 4, 5, 6, 7, 10);

Таким образом, гипотезу исследования можно считать в целом подтвердившейся.

Для окончательного подтверждения гипотезы  рекомендуется провести более обширные исследования

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Темперамент», «характер», «личность» – в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности – того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер», «личность» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика – замкнутость и застенчивость; у флегматика – безразличие к людям, сухость; у сангвиника – поверхностность, разбросанность, непостоянство.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

 

Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его, поэтому, года говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным.

Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся.

В большинстве случаев акцентуации характера создают предпосылки для формирования девиантного поведения, особенно в подростковом возрасте. Для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации характера ребёнка, «места наименьшего сопротивления» в характере и избегая, по возможности, неблагоприятных социально-психологических воздействий можно предотвратить формирование отклоняющегося поведения и определить наиболее благоприятные пути развития личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. – Пятигорск, 1990.

2.                  Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике – СПб.: Издательство «Питер»; 2000.

3.                  Всемирная сеть Интернет. Материалы сайта www.vsetesti.ru

4.                  Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М.: «Юрайт» 2002.

5.                  Климов Е.А. «Индивидуальный тип деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы», – Казань, 1969

6.                  Кречмер Э. «Строение тела и характер»

7.                  Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. – Киев, 1981.

8.                  Либин А.В. «Дифференциальная психология» – М: изд.СМЫСЛ, 2000.

9.                  Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, – Л., 1983.

10.             Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М, 1964.

11.             Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий, – М: 1982              

12.             Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

13.             Хрестоматия по общей психологии. Субъект деятельности. Под ред. В. В. Петухова. — М.:2000.

14.             Общая психология: Учебник для вузов/А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

15.             Общая психология  /Состав. Е.И. Рогов – М. ВЛАДОС, 1995.

16.             Психология индивидуальных различий /под ред.  Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова – М. изд-во МГУ, 1982.

17.             Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2т. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Т.1. – 312с.: ил.

18.             Рупчева И.В., психолог. Темперамент. Психофизиологические особенности человека.

19.             Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал. – 1989. – Т.10, – №1.

20.             Русалов В.М.. Биологические основы индивидуально-психологических различий – М, 1979

21.             Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности – М.: Гуматин. изд. Центр ВЛАДОС, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека)

Назначение теста

Опросник предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными».

Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Опросник содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет».

Инструкция к тесту

«Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак + (да), если согласны, или - (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь».

Тестовый материал
  1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
  2. Восприимчивы ли вы к обидам?
  3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
  4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
  5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
  6. Может ли ваше настроение меняться, от глубокой радости до глубокой печали?
  7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
  8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
  9. Серьезный ли вы человек?
  10. Можете ли вы сильно воодушевиться?
  11. Предприимчивы ли вы?
  12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?
  13. Мягкосердечный ли вы человек?
  14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?
  15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
  16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?
  17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?
  18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событии и переживаний?
  19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
  20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
  21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?
  22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?
  23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
  24. Боретесь ли вы за, свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?
  25. Смогли бы вы убить человека?
  26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?
  27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?
  28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?
  29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?
  30. Быстро ли вы можете разгневаться?
  31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
  32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
  33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?
  34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?
  35. Влияет ли на вас вид крови?
  36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
  37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
  38. Трудно ли вам входить в темный подвал?
  39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?
  40. Являетесь ли вы общительным человеком?
  41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?
  42. Убегали ли вы ребенком из дома?
  43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
  44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?
  45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
  46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?
  47. Любите ли вы животных?
  48. Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?
  49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?
  50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
  51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?
  52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?
  53. Много ли вы общаетесь?
  54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?
  55. Нравится ли вам работа организаторского характера?
  56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
  57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
  58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?
  59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?
  60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
  61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
  62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?
  63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
  64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
  65. Часто ли вы смеетесь?
  66. Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?
  67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
  68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?
  69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
  70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
  71. Пугливы ли вы?
  72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?
  73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?
  74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?
  75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
  76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?
  77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
  78. Переносите ли вы злость длительное время?
  79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
  80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?
  81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и- осторожны, нежели доверчивы?
  82. Часто ли вы видите страшные сны?
  83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?
  84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
  85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
  86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?
  87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?
  88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

Информация о работе Выявление связи между акцентуацией характера и типом темперамента