Взаимоотношения в семье как фактор эмоционального благополучия ее членов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 10:43, контрольная работа

Описание

ГСемья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Содержание

лава I. Взаимоотношения в семье. Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности
1.1. Семья- социальный институт
1.2. Типы семейных взаимоотношений
1.3. Взаимоотношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема
1.4. Рациональные условия отношений родителей и детей
1.5. Основы формирования гармоничных отношений в семье
Глава II. Исследование характера взаимоотношений в семье как фактор, способствующий эмоциональному благополучию её членов
2.1 Взаимоотношения в семье как фактор благополучия её членов
2.2 Изучение характера взаимоотношений в семье. Анализ полученных результатов

Работа состоит из  1 файл

семья.doc

— 260.00 Кб (Скачать документ)

I группа - 0%

II группа -50% -(семьи 01,02,03,05,07).

III группа- 50% - ( 04,06, 08,09,10)

По совокупности данных всех проведённых исследований мы определили характер взаимоотношений  детей и родителей в семье:

В семье 01 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 02 взаимоотношения неустойчивое

В семье 03 взаимоотношения неустойчивые

В семье 04 взаимоотношения адекватные, позитивные.

В семье 05 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 06 взаимоотношения позитивные.

В семье 07 взаимоотношения носят неустойчивый характер.

В семье 08 взаимоотношения неустойчивые

В семье 09 взаимоотношения стабильные, позитивные.

В семье 10 взаимоотношения позитивные.

Наблюдение  за игровой деятельностью детей  проводились в группах детского сада т.к. при таком условии наиболее оптимально проявляются личностные качества детей.

Были  выведены следующие компоненты в игре :

1. Умение  ребенка самостоятельно организовать  игру.

2. Способность  войти в роль (папа, мама, сын, дочь) в соответствии с полом.

3. Эмоциональная  окраска деятельности.

4. Согласованность  своих действий с действиями  членов «семьи».

5. Способность  вести «хозяйство».

Результаты  оформили в виде таблицы

Таблица 2 Наблюдение за игровой деятельностью  детей.

 
код семьи Имя ребенка Компоненты  в игровой деятельности Кол-во баллов  
    1 2 3 4 5    
01 Слава 2 2 3 3 3 13  
02 Валя 1 2 2 3 2 10  
03 Ваня 2 3 2 3 1 11  
04 Люда 3 3 2 3 3 14  
05 Саша 2 3 3 2 3 13  
06 Света 3 3 3 3 3 15  
07 Сережа 2 3 3 3 2 13  
08 Таня 3 1 1 2 2 9  
09 Антон 3 2 2 3 3 13  
10 Лена 2 3 3 3 3 14  
                 

В данном наблюдении умения детей оценивались по трёх бальной системе. По полученным данным выделили три уровня сформированности интересующих качеств детей.

К первому  уровню, который определяется как  высокая степень (I) относятся дети, набравшие количество баллов от 13 до 15 (01, 04, 05, 06, 07, 09, 10) - 70%.

Второй  уровень(II) - средняя степень, количество баллов от 8 до 12 (02, 03,08) - 30%.

Третий  уровень(III) - низкая степень сформированности, от 5 до 7 - 0%.

Сравнивая результаты тестов и наблюдений можно  сделать вывод, что в каждой семье  уровень взаимоотношений различный.

Из наблюдений, проведенных в детском саду и  бесед с воспитателем выяснилось, что дети проживающие в семьях со стабильными, позитивными взаимоотношениям боле открыты, уверены в себе, коммуникабельны.

Заключение

У хороших  родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители.

Будущие родители думают, что хорошими можно  стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало, необходимо доброе, заботливое, внимательное, любящее отношение к детям как основы установления гармоничных отношений не только с ними, но и с другими окружающими нас людьми; необходима готовность самопожертвования, выручки, помощи как основа великодушия и щедрости; необходимы мужество и стойкость для преодоления сложных ситуаций с чистым умом и добрым сердцем.

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?

А можно  ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым  в поведении ребенка, не знают, можно  ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния «улицы», выражают сомнение в психическом здоровье детей.

По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к  категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.

Родители  составляют первую общественную среду  ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни  каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, -это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Отсутствие родительской любви к своему чаду, бессердечие и эгоизм, в свою очередь, может стать источником вражды, ненависти, презрения и тяжелой судьбы как родителей, так и, возможно, их ребенка.

Именно  поэтому искренняя, безусловная  любовь родителей к ребенку, любовь, вырастающая вовсеобъемлющую, искреннюю  любовь и приятие и к другим детям, к детям других родителей, и к миру, к людям в целом, является залогом благополучия и детей, и их родителей.

Только  при уверенности ребенка в  родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать  нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Эмоциональное благополучие в семье никогда  не может возникнуть само собой, его  нужно строить . Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном  контакте между детьми и родителями, мужем и женой имеется в виду некий диалог, взаимодействие членов семьи друг с другом.

В дружной  семье, при всей индивидуальности её членов, царят взаимная поддержка  и помощь, дружественные отношения, неразделимость радостей и горестей. Дети в семье не первые и не последние, а равноправные члены её.

Для того, чтобы максимизировать положительные  и свести к минимуму отрицательное  влияние семьи на воспитание ребенка  необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие  воспитательное значение:

а) Принимать  активное участие в жизни семьи;

б) Всегда находить время, чтобы поговорить с  ребенком;

в) Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все  возникающие в его жизни

г) сложности  и помогать развивать свои умения и таланты;

д) Не оказывать  на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

е) Иметь  представление о различных этапах в жизни ребенка;

ж) Уважать  право ребенка на собственное  мнение;

з) Уметь  сдерживать собственнические инстинкты  и относиться к ребенку как  к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

Библиография

1. Адлер  А. Воспитание детей, взаимодействие  полов. - Ростов н/Д., 1998. - 256с.

2. Аллан  Фромм "Азбука для родителей" - Лениздат, 1999

3. Алешина  Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского Университета. Психология. Сер.14-1987.-№2.-С.60-72.

4. Буренкова  Е.В. Изучение взаимосвязи стиля  семейного воспитания личностных  особенностей ребенка и стратегии  поведения значимого взрослого:  Дис. канд. псих. наук. - Пенза, 2000 - 237с.

5. Варга  А.Я. Структура и типы родительского  отношения: Дис. канд. псих. наук. - М., 1986. - 206с.

6. Внешняя  среда и психическое развитие  ребенка под ред.Р.В.Тонковой-Ямпольской. Москва. Медицина. 1999.

7. Гаврилова  Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей / /Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С. 56-66.

8. Горшкова  Л. Расколотая чаша// Мой ребенок.-2005. -№5. -С. 147-150.

9. Давыдов  В.В. «Российская педагогическая  энциклопедия» т.1.М.:1993 г.

10. Земска  М. Семья и личность. - М., 1986. - 216с.

11. Ковалева  Л.Е. Микроклимат в семье.-М., 1999.

12. Левитов  Н.Д. Отчего возникают недостатки  в характере школьников и как  их исправить. - М.: Издательство АПН  РСФСР, 1961. - 173с.

12. Марковская  И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2000. - С. 73-117.

13. Нечаева  А. М. Брак. Семья. Закон - М., 1999

14. Ожегов  С.И., Шведова Н. Толковый словарь  рус. яз: 80 000 сл. и выраж. -М.: ИТИ  Технологии,2003.-944с.

15. Петровский  А.В.Дети и тактика семейного  воспитания-М.,1981-76с.

16. Социальная  педагогика: Курс лекций/Под. общей  ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 416с.

17. Сячина  С.Л. Важнейшие функции современной  семьи // Соц. педагогика: новые  исслед. Вып.1 - М.: Изд-во Ин-та педагогики  соц. работы. - 2002. - С. 68-73.

18. Столяренко  А.М. Психология и педагогика - Москва, 2001 г.

19. Фридман  Л.М. Психология воспитания. Книга  для всех кто любит детей. - М., 1999. - 203с.

20. Энциклопедия  для родителей: беременность, роды, забота и уход, воспитание / Пер. с фр. - М.: ТЕРРА, 1997. - 480с.

Приложение 2

Тест-опросник улдовлетворенности браком

(В.В.  Столин, Т.Л.Романова. Г.П.Бутенко)

Инструкция  испытуемому: "Внимательно читайте  каждое утверждение и выбирайте  один из трех предлагаемых вариантов  ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа "трудно сказать", "затрудняюсь ответить" и т.д."

1. Когда  люди живут так близко, как  это происходит в семейной  жизни, они неизбежно теряют  взаимопонимание и остроту восприятия  другого человека:

а) верно,

б) не уверен,

в) неверно.

2. Ваши  супружеские отношения приносят  Вам:

а) скорее беспокойство и страдание,

б) затрудняюсь  ответить

в) скорее радость и удовлетворение.

3. Родственники  и друзья оценивают Ваш брак:

а) как  удавшийся,

б) нечто  среднее,

в) как  неудавшийся.

Информация о работе Взаимоотношения в семье как фактор эмоционального благополучия ее членов