Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 10:43, контрольная работа
ГСемья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
лава I. Взаимоотношения в семье. Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности
1.1. Семья- социальный институт
1.2. Типы семейных взаимоотношений
1.3. Взаимоотношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема
1.4. Рациональные условия отношений родителей и детей
1.5. Основы формирования гармоничных отношений в семье
Глава II. Исследование характера взаимоотношений в семье как фактор, способствующий эмоциональному благополучию её членов
2.1 Взаимоотношения в семье как фактор благополучия её членов
2.2 Изучение характера взаимоотношений в семье. Анализ полученных результатов
Социально-психологического начал в жизни человека. Им в большей мере, чем другим, присущи глубоко личный контакт, искренность, доверие, взаимное понимание, забота друг о друге.
Совокупность этих отношений между членами семьи, составляет нравственно-эмоциональную сторону семейных отношений, а глубина и насыщенность отношений этими ценностями - их нравственно-эмоциональную выразительность, которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности.
Ученые отмечают, что уникальной характеристикой внутрисемейных отношений - супружеских и между родителями и детьми - является близость, представляющая исключительную воспитательную ценность. Прежде всего потому, что неповторимые интимные узы воспитателя и воспитанника, глубоко личный контакт между ними, что обусловливает эффективность общения, его воспитательную силу. С одной стороны, это находит выражение в интенсивности, прочности и глубине усвоения проявляющихся в их привычках, суждениях и оценках, в их отношении к другим людям, общественным событиям и т.д. С другой стороны, это проявляется в особой чувствительности, предрасположенности ребенка к внушению со стороны родителей, их сознательным установкам, касающимся его поведения. В атмосфере любви и близости, делающих общение ребенка с родителями эмоционально насыщенным, удовлетворяет его потребность в положительных эмоциях, в которых он нуждается с момента рождения.
Общение в семье оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств. Вклад семьи в эмоционально-нравственное развитие личности становится особенно ощутим в современных условиях, когда интеллектуализация и рационализация человеческих взаимоотношений и форм общественной жизни весьма заметны и оборачиваются угрозой одностороннего развития человека, его "эмоциональной недостаточности". Внутрисемейные отношения, таким образом, - важнейший фактор превращения человека в активного участника общественной и культурной жизни. поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.
2.1 Изучение характера взаимоотношений в семье. Анализ полученных результатов
Для изучения характера взаимоотношений в семье были рассмотрены следующие факторы:
1. Типовые состояние семьи:
- эмоциональный комфорт;
- тревожность
2. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный.
3. Особенности семейного воспитания:
- создание
условий родителями для
- родители
развивают познавательные
- родители
оказывают помощь в
- дети
имеют конкретные трудовые
- родители видят недостатки в воспитании своих детей и корректно их минимизируют.
Первая часть практической работы по изучению характера взаимоотношений в семье проводилась с помощью следующих методов:
-беседа с родителями и детьми;
-тест -ОРО
(опросник родительского
- опросник
«Удовлетворённость браком» (В.
-наблюдение
Исследование проводилось в г. Тынде на базе детского сада МУП ДОУ «Радуга». Были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей дошкольного возраста и полный состав семьи. Вся система работы направлена на выявление характера взаимоотношении в семье и уровня развития личностных качеств способствующих реализации социальной роли семьянина. Исследование направлено на ребенка дошкольного возраста. Следовательно, данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей т.е. отражают точку зрения детей дошкольного возраста.
Первым методом, использованным в исследовании семьи, была беседа.
Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав; количество детей, их возраст; образование и возраст родителей).
Код 01 . Состав семьи: полный. Мать -образование высшее, 25 л. Отец -образование средне-специаль, 36 л. Дети: 1. Слава, 6,5 л Код 02 . Состав семьи - полный. Мать -образование среднее, 28 л.Отец -образование высшее, 27 л. Дети: 1. Маша, 10 л. 2. Валя, 7 л. Код 03. Состав семьи - полный. Мать - образование среднее 30 л. Отец -образование высшее 35 л. Дети: 1. Ваня, 6,2 л. Код 04. Состав семьи - полный. Мать -образование высшее, 37 л. Отец -образование средне-специаль, 37 л. Дети: 1. Ваня, 12 л. 2. Степа, 10 л. 3. Люда, 6 л.10 м. Код 05.Состав семьи - полный. Мать -образование высшее, 37 л. Отец -образование высшее, 39 л. Дети: 1. Валя, 11 л.2. Саша, 6 л.5 м. Код 06. Состав семьи -полный. Мать - образование средне-специал., 25 л. Отец - образование средне-специал, 26 л. Дети: 1.Света, 6 л. Код 07. Состав семьи - полный. Мать -образование среднее, 36 л. Отец -образование средне-специальное, 37 л. Дети: 1. Сережа, 7л.1м. Код 08. Состав семьи - полный. Мать - образование средне-специальное, 28 л. Отец - образование средне-специальное, 29 л. Дети: 1. Таня, 5 л.11м. Код 09. Состав семьи - полный. Мать - образование средне-специаль., 31 л. Отец - образование среднее, 32 л. Дети: 1. Антон, 6 л.3м. Код 10. Состав семьи - полный. Мать - образование высшее, 37 л. Отец -образование высшее, 37 л. Дети: 1. Лена, 7 л.
1). Общий
анализ данных выглядит
Данный
тест представляет собой психодиагностический
инструмент, ориентированный на выявление
родительского отношения к
Опросник состоит из 5 шкал:
I - “принятие - отвержение”;
II - “кооперация”;
III - “симбиоз”;
IV - “авторитарная гиперсоциализация”.
V - “маленький неудачник”.
1. «Принятие
- отвержение». Шкала отражает
интегральное эмоциональное
2. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения.
Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. «Симбиоз»
- шкала отражает межличностную
дистанцию в общении с
4. «Авторитарная
гиперсоциализация» отражает
5. «Маленький
неудачник» -- отражает особенности
восприятия и понимания
Анализ полученных результатов теста- опросника родителей свидетельствуют о том, что:
1. В
семье 01 по сумме параметров
наиболее выраженным является IV
параметр- авторитарная
2. В семье 02 - V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.
3. В семье 03 - V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.
4. В семье 04 - III параметр, симбиоз.
5. В семье 05 - III параметр, симбиоз.
6. В семье 06 - II параметр, социальная желательность.
7. В семье 07 - IV параметр, гиперсоциализация.
8. В семье 08 - III параметр, симбиоз.
9. В семье 09 - V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.
10. В семье 10 - IV параметр, гиперсоциализация.
Общий анализ:
По I параметру - 0 семей.
По II - 1 семья, 10%, 06
По III - 3 семьи, 30%, 04, 05, 08
По IV - 3 семьи, 30%, 01, 07, 10
По V - 3 семьи, 30%, 02, 03, 09
Таким образом, в исследованных семьях в основном отсутствует позитивное, грамотное в воспитательном плане отношение к детям. Это -гиперсоциализация, инфантилизация.
Далее родителям было предложено заполнить опросник «Удовлетворенность браком» авторы -- В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко. (приложение2), который позволяет в общих чертах по сумме полученных баллов оценить удовлетворенность браком у супругов :
1. полная неудовлетворенность - 0% семей
2. значительная неудовлетворенность - 0%
3. скорее
неудовлетворенность, чем
4. частичная удовлетворенность- 20% (02,03)
5. скорее
удовлетворенность, чем
6. значительная удовлетворенность- 20% (09,10)
7. практически полная удовлетворенность - 20% (04,06).
Обследованные
семьи разделили на 3 группы (для
возможности сопоставить
Информация о работе Взаимоотношения в семье как фактор эмоционального благополучия ее членов