Взаимосвязь ценностных ориентаций детей старшего школьного возраста с ценностными ориентациями их родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:48, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования является установление взаимосвязи между ценностными ориентациями родителей и ценностными ориентациями детей. Объектом исследования является мотивационная сфера.
Предметом – ценностные ориентации родителей, как фактор формирования ценностных ориентаций подростков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи между ценностными ориентациями детей и ценностными ориентациями родителей ……………………………..5
1.1. Мотивационная сфера личности ………………………………............5
1.2. Онтогенетические аспекты мотивации и структуры мотива…….....10
1.3. Ценности и ценностные представления……………………………..12
1.4. Научные основы формирования ценностных ориентаций ………....14
1.5. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориента-ций….24
1.6. Влияние семьи на развитие подростка…………………………….....26
Выводы по первой гла-ве……………………………………………….......31

Список использованной литературы………………………………………....33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

Важно, что в мотивах подростков содержится аргументация и предвидение последствий принятого решения, что свидетельствует о значительно более полном осознании процесса мотивации и структуры мотива, а также о большом участии в формировании мотива блока «внутреннего фильтра». Это снижает импульсивность действий и поступков подростков, особенно старших.

Стремление старших подростков утвердиться в собственном мнении в большей мере, нежели во мнении окружающих, приводит к тому, что мотивы у них формируются прежде всего и главным образом с учетом собственного мнения, что в конечном итоге выражается в их упрямстве.

Как отмечает Л.И. Божович, в старшем школьном возрасте на основе совершенно новой, впервые возникающей социальной мотивации развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций.

Прежде всего это проявляется в упорядочивании, интегрировании всей системы потребностей их формирующимся мировоззрением. Старшие школьники, как и младшие, обращены вовне, но не просто познают окружающий мир, а вырабатывают о нем свою точку зрения, так как у них возникает потребность выработать свои взгляды на вопросы морали, самим разобраться во всех проблемах. В связи с этим принимаемые решения и формируемые мотивы приобретают у школьников все большую социальную направленность.

Под влиянием мировоззрения возникает достаточно устойчивая иерархическая система ценностей, влияющая на взгляды и убеждения учащихся. Последние являются довольно строгим контролером возникающих у старшеклассников желаний и в то же время побуждают их к самопознанию, самосовершенствованию, самоопределению, в том числе и к выбору профессии. Если у подростков выбор профессии (скорее декларируемый, чем обоснованный) еще в значительной степени импульсивен, совершается нередко под влиянием внешних обстоятельств (общественной моды, внешней романтичности и т. п.) или является актом подражания старшим товарищам, то у старшеклассников этот выбор осуществляется на основе предварительной подготовки, внимательного анализа той деятельности, которую они готовы выбрать в качестве своей профессии, и тех трудностей, с которыми придется столкнуться.

При этом старшеклассники уже способны взвешивать внешние и внутренние обстоятельства, что позволяет принимать достаточно осознанные решения. А это значит, что в процессе формирования социально направленных мотивов «внутренний фильтр» начинает играть ведущую роль. Чем более зрелым в социальном плане является старшеклассник, тем больше его устремлений направлено в будущее, тем больше у него формируется мотивационных установок, связанных с намечаемой перспективой жизни. По данным В. А. Алексеева (1965), в 14 лет только 17% подростков представляют свое будущее, а в 15 лет уже 84% планируют его. Это касается и выбора профессии. У социально незрелой личности преобладают мотивы, связанные с удовлетворением потребностей «здесь и сейчас».

Большая осознанность процесса формирования мотивов приводит и к большему проникновению в причины поступков других людей. Поэтому в ходе онтогенетического развития ребенка этическая оценка поступка (своего и других людей) смещается с оценки последствий поступка (полученного результата) к оценке причины, импульсов, побудивших человека (в том числе и самого ребенка) к поступку.

Усложнение и расширение мотивационного поля с возрастом создает предпосылки для более обоснованного принятия решений и формирования намерений, что в конечном итоге приводит к более разумному и адекватному ситуации поведению школьников.

 

1.3. Ценности и ценностные представления.

 

Современный этап развития общества характеризуется качественно новым состоянием всех сфер общественной жизни. Глубокому переосмыслению в общественном сознании подвергается система ценностей. В связи с этим ориентация на ценности становится актуальной проблемой. Ценностные ориентации личности выступают важнейшим фактором мотивации поведения человека и лежат в основе его социальных поступков. Содержание и уровень развития личностных ценностей определяют меру социализации и степени вхождения индивида в систему социальных учреждений и общностей. В силу этого ценностные ориентации являются одной из самых приоритетных областей изучения психологии, социологии, политологии и других наук, изучающих человека и общество.

Ценности, как известно, составляют ядро культуры, а ценности личности аккумулируют в себе основное содержание ее духовного мира. Они же, как интимное достояние личности представляют прибежище свободы личности и выводят ее в область социального взаимодействия.  

Понятия "ценностные представления" и "ценности" в психологической литературе часто смешиваются: либо первые рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым. Проанализировав множество различных пониманий и определений ценностей, было сформулировано представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую

1)                      общественных идеалах - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни,

2)                      предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей

3)                      мотивационных структурах личности ("моделях должного"), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую. Признание ценностей реально действующими имманентными регуляторами деятельности индивидов, которые оказывают влияние на поведение независимо от их отражения в сознании, не отрицает существования не совпадающих с ними как по содержанию, так и по психологической природе сознательных убеждений или представлений субъекта о собственных ценностях.

Определим ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него - то, что выявляется с помощью любых вербальных методов, как социологических, так и психологических.

 

1.4.  Научные основы формирования ценностных ориентаций.

 

 В мировой психологии и педагогике существует огромное количество работ, посвященных ценностным ориентациям. Социально-философские основы развития проблемы ценностей и ценностных ориентации освещены ещё в трудах ученых эпохи Возрождения, учениях И.Канта, М. Вебера, а также нашли свое отражение в философских концепциях В.И.Вернадского, В.С.Соловьева, Н.Л.Бердяева, раскрывающих духовно-нравственное совершенствование человека, в трудах О.Г.Дробницкого и В.П.Тугаринова, отражающих фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с вопросами теории ценностей. Ряд важных теоретических выводов по вопросам структуры и содержания систем общественных и личностных ценностей, ценностных ориентации содержат работы П.М.Ершова, А.Г.Здравомыслова,   Е.В.Золотухиной-Аболиной, М.Рокича, В.Франкла, В.А.Ядова. Проблема формирования гуманистических ценностей отражена во взглядах  отечественных  (А.И.Адамский,  Н.П.Аникеева,  А.А.Бодалев, П.П.Блонский, З.И.Васильева, О.С.Газман, И.В.Дубровина, М.Г.Казакина, В.А.Караковский, З.А.Малькова, Л.И.Новикова, Р.М.Рогова, А.Стефановская и др.) и зарубежных (А.Маслоу, К.Роджерс) психологов и педагогов [33].

В наши дни в педагогической науке В.А. Сластенин рассматривает ценностную ориентацию личности  следующим образом: «ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей».

Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке еще не сложилась единая концепция, выявляющая особенности ценностных ориентаций в целостной структуре личности.

Проанализировав множество различных пониманий и определений ценностей, предлагавшихся в философии, педагогике и психологии, можно сделать вывод о неизбежности соотнесения этого понятия с различными группами явлений. В типологии ценностных ориентаций выделяют самые распространенные варианты ценностных систем:

- ценности общечеловеческие и национальные;

- ценности материальные и духовные;

- ценности-цели (терминальные);

-ценности-средства (инструментальные) и т.д.

Относительно особенностей функционирования ценностей следует отметить их значительную устойчивость, что придает социальной системе стабильность и равновесие. Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи рассматривается как процесс приобщения молодых людей к определенной системе ценностей.

Исследуя ценностные ориентации старших школьников, Е.Ф.Ященко определила следующую реальную субординацию ценностей, которые она делит на две большие группы: цели – смысл жизни и качества личности. К ценностям цели – смысл жизни относятся:

1.                      Семья, любовь.

2.                      Интересная работа, профессиональное совершенствование.

3.                      Материальная обеспеченность.

4.                      Деятельность познания.

5.                      Творческая деятельность.

6.                      Духовное общение.

7.                      Красота.

8.                      Здоровье.

9.                      Статус личности.

10.                  Патриотизм.

К ценностям личностного порядка (качествам личности) относятся:

1.                      Гуманизм, порядочность.

2.                      Высокие запросы, требовательность.

3.                      Целеустремленность, работоспособность.

4.                      Рационализм.

5.                      Стремление к познанию, профессионализму.

6.                      Честность.

7.                      Умение зарабатывать деньги.

8.                      Общительность.

9.                      Жизнерадостность.

10.                  Гражданственность.

Н.И.Лапин выделяет базовые ценности для эмпирического исследования, позволяющие определить ценности общества в период кризиса:

1.        Жизнь человека как высшая ценность, самоценность.

2.        Свобода в современном, либеральном значении этого термина как «свобода для реализации социально позитивных потребностей и способностей индивида».

3.        Нравственность как качество поведения человека в соответствии с общечеловеческими морально – этическими нормами.

4.        Общение в семье, с друзьями и другими людьми, взаимопомощь.

5.        Семья, личное счастье, продолжение рода.

6.        Работа как самоценный смысл жизни и как средство для заработка.

7.        Благополучие – доходы, комфорт, здоровье.

8.        Инициативность, предприимчивость, способность выразить себя, выделиться.

9.        Традиционность – уважение к традициям, жить как все, зависимость от окружающих обстоятельств.

10.   Независимость, способность быть индивидуальностью, жить по своим критериям.

11.   Самопожертвование как готовность помогать другим, даже в ущерб себе.

12.   Авторитетность – способность оказывать влияние на других, иметь власть над ними, конкурировать и добиваться успеха, победы.

13.   Законность как установленный государственный порядок, который обеспечивает безопасность индивидов, равноправность его отношений с другими.

14.   Вольность как архаичная «свобода от…» ограничений.

Классификация ценностей В.Н.Сагатовского [39] объединяет ценности по различным видам деятельности, вычленяя ценностно-ориентационный аспект. На этой основе мы определяем следующие ценности:

-         утилитарные (польза);

-         познавательные (истина);

-         управленческие (порядок);

-         нравственные (добро);

-         эстетические (красота);

-         потребительские (удовольствие);

-         творческие (смысл).

Отметим, что нравственные ценности (истина, добро, красо­та, познание) В.Н.Сагатовский выделяет в особую группу. В. Франкл [33] считает, что, выполняя роль смыслов человеческой жизни, ценности выступают как смысловые универсалии и составляют три основные класса, позволяющие сделать жизнь человека осмысленной:

-         ценности творчества (в том числе труда);

-         ценности переживания (прежде всего любви);

-         ценности отношения.

В педагогической литературе широко представлены системы ценностей, которые необходимо включить в содержание образования. Например:

      - земля, Отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек (В.А.Караковский);

-    познание, здоровье, истина и социальная справедливость, честь и достоинство, свобода и право выбора, природа и культура родного края (И.Я.Лернер, И.К.Журавлев);

      -    мир, человек, Родина, отчий дом, окружающая природа, семья, образование, наука, труд, культура (Р.М.Рогова) и др.

Источником ценностей являются мир "десяти тысяч ситуаций" и совесть человека как "смысловой орган", способ­ный отыскать уникальный смысл в каждой из ситуаций.

Ценности, по утверждению Тугаринова В.П., делятся на:

-              ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными);

-           ценности культуры (материальные ценности и духовные ценности).

Материальные ценности необходимы для удовлетворения телесных потребностей, духовные ценности – для удовлетворения потребностей духа. Деление осуществляется на основе составляющих человека – тела и души. Предлагается выделять также третий вид ценностей:

– социально-политические ценности (общественный порядок, мир, безопасность, свобода, справедливость, равенство, человечность).

Так же Тугаринов не исключает следующее деление ценностей:

-              наличные (экзистенциальные);

-              целевые;

-              нормативные.

Информация о работе Взаимосвязь ценностных ориентаций детей старшего школьного возраста с ценностными ориентациями их родителей