Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:48, курсовая работа
Целью нашего исследования является установление взаимосвязи между ценностными ориентациями родителей и ценностными ориентациями детей. Объектом исследования является мотивационная сфера.
Предметом – ценностные ориентации родителей, как фактор формирования ценностных ориентаций подростков.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи между ценностными ориентациями детей и ценностными ориентациями родителей ……………………………..5
1.1. Мотивационная сфера личности ………………………………............5
1.2. Онтогенетические аспекты мотивации и структуры мотива…….....10
1.3. Ценности и ценностные представления……………………………..12
1.4. Научные основы формирования ценностных ориентаций ………....14
1.5. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориента-ций….24
1.6. Влияние семьи на развитие подростка…………………………….....26
Выводы по первой гла-ве……………………………………………….......31
Список использованной литературы………………………………………....33
2
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи между ценностными ориентациями детей и ценностными ориентациями родителей ……………………………..5
1.1. Мотивационная сфера личности ………………………………............5
1.2. Онтогенетические аспекты мотивации и структуры мотива…….....10
1.3. Ценности и ценностные представления……………………………..12
1.4. Научные основы формирования ценностных ориентаций ………....14
1.5. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций….24
1.6. Влияние семьи на развитие подростка…………………………….....26
Выводы по первой главе……………………………………………….......
Список использованной литературы………………………………………....
Введение.
Настоящая действительность такова, что старые нормы и жизненные ценности, господствующие раннее в общественном сознании и поддерживающие различными социальными институтами, во многом не соответствуют реалиям жизни, которые формируются рыночной экономикой, демократизацией общественного устройства.
На глазах ребёнка разрушилась система традиционных отношений в семье, произошло социальное расслоение: деление на богатых и бедных, изменился статус родителей. Школа, детские общественные организации оказались в стороне процесса формирования идеалов и ценностей у подростков. Ценностные ориентации выступают как продукт социальных ценностей того общества, в котором развивается индивид, где он реализует свои потенциальные возможности и задатки.
Актуальность темы обусловлена тем, что особенно активно формирование личности идёт в стадии раннего онтогенеза (детство и отрочество). Влияние семьи в этот период особенно результативно (как положительно, так и отрицательно). Ценностные поведенческие установки, приобретённые в подростковом возрасте, у многих людей сохраняются на долгие годы. В современной общественной жизни в России обнажились многие накапливающиеся годами проблемы. Критическое положение во многих сферах общественной жизни, несовпадающие оценки прошлого и настоящего поляризовали людей. У части населения, особенно у молодых, наблюдается «мировоззренческий кризис». Произошла переоценка ценностей, переориентация как индивидуального, так и общественного сознания.
Особенностью современного этапа развития общества является то, что в эпицентр государственной политики всё более перемещается человек с разветвлённой системой потребностей и интересов, сложным духовным миром. Поэтому человек как сложная система нуждается в изучении по многим направлениям. Одним из составляющих целостного подхода к решению этой проблемы является анализ ценностных ориентаций, образующих важный компонент мотивационной сферы, центр духовного развития, своего рода «стержень» сознания личности.
Целью нашего исследования является установление взаимосвязи между ценностными ориентациями родителей и ценностными ориентациями детей. Объектом исследования является мотивационная сфера.
Предметом – ценностные ориентации родителей, как фактор формирования ценностных ориентаций подростков.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто следующее: на ценностные ориентации подростков влияют ценностные ориентации родителей.
Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели, было намечено решить следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал о влиянии семьи на подростка, о понятии, сущности, структуре, механизмах формирования ценностных ориентаций личности.
2. Установить взаимосвязь между ценностными ориентациями родителей и ценностными ориентациями детей.
Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи между ценностными ориентациями детей и ценностными ориентациями родителей.
1.1. Мотивационная сфера личности.
Мотивация является одним из центральных понятий в психологии. Все психические процессы и явления как неотъемлемая часть структуры деятельности обусловлены именно мотивацией.
Ядром каждой личности является мотивационная сфера. У развитой личности она строго иерархизирована. Что понимается под мотивационной сферой личности? Этот вопрос рассматривается в целом в ряде работ. Б.Ф. Ломов под мотивационной сферой личности понимает "всю совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни". В целом эта система динамична и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Мотивы отличаются разной степенью устойчивости, одни - доминирующие, стержневые - прочно сохраняются длительное время, иногда всю жизнь, именно в них, по мнению Б.Ф. Ломова, проявляется направленность личности. Смена их происходит при существенных изменениях условий жизнедеятельности личности, ее отношений с обществом. Другие мотивы - менее устойчивы, более вариативные, эпизодичны, изменчивы, в большей степени зависимы от ситуации. Развитие мотивационной сферы личности происходит не по принципу напластования одних мотивов на другие, в процессе ее становления происходит дифференциация, интеграция, превращение, подавление, борьба противоречивых мотивов, взаимное усиление или ослабление мотивов. Доминирующие и подчиненные мотивы могут поменяться местами.
Мотивационная сфера личности тесно связана с отношениями личности с другими людьми. Она зависит не только от непосредственных контактов человека с конкретными людьми, но и от опосредованных, а так же от сфер жизни общества, относящихся к общественному сознанию. "В процессе развития в обществе индивид как бы выходит за пределы непосредственных связей с другими людьми, а его мотивационная сфера начинает формироваться под существенным влиянием идейной жизни общества: идеологии, политики, этики, права, эстетики и т. д."[26: 316].
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — это предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности (Леонтьев А.Н.). При одной и той же потребности мотивами наблюдаемого поведения человека могут выступать самые различные предметы. Отсюда понятие "мотив" можно обозначить и как устойчивое личностное свойство, которое как бы изнутри, от человека побуждает его к совершению определенных действий для обретения нужного предмета потребности (воспринимаемого, представляемого, мыслимого). Потребность как таковая сама по себе способна породить только определенную активность организма, а направленность и организованность поведения обеспечивается лишь мотивом — предметом потребности. Мотивы, в отличие от потребностей, более разнообразны и потенциально осознаваемы. Люди, как личности, отличаются друг от друга разнообразием и особым сочетанием потребностей, которые у человека и проявляются в разнообразных мотивах. Большинство из них человеком более или менее осознаются (желания, интересы, склонности и др.), но существуют и вовсе неосознаваемые мотивы — установки и влечения. Система мотивов намного разнообразнее и подвижнее, чем потребности, лежащие в их основе.
Термин "мотивация" — более широкое понятие, чем мотив, и охватывает всю совокупность факторов активности человека и определяющих ее направленность. Сюда включаются не только внутренние факторы активности человека (личностные диспозиции), но и внешние, ситуационные факторы. Поведение может объясняться не только внутренними, но и внешними причинами. Психологические факторы, которые изнутри предопределяют его поведение, часто еще называют личностными диспозициями (от лат. dispositio — расположение). В этих случаях говорят о диспозиционной мотивации. Внешние причины поведения обусловлены ситуацией, и их, соответственно, определяют как ситуационную мотивацию.
Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (потребностей, побуждений) приводит к изменению восприятия ситуации субъектом. Он воспринимает и оценивает ее предвзято, исходя при этом из своих актуальных интересов и потребностей. Один и тот же человек, в зависимости от его текущего состояния, одну и ту же ситуацию может воспринимать по-разному. Практически любое поведение человека детерминировано как диспозиционно, так и ситуационно.
Таким образом, сиюминутное, т.е. актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций и ситуаций. Мотивация в данном случае понимается как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Она объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Термин "мотивация" в широком понимании используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.
Мотивы следует отличать от мотивировок. Мотивировка — это рациональное объяснение субъектом причин поступка посредством указания на социально приемлемые для него и окружающих обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. Мотивировка выступает как одна из форм осознания самих мотивов поведения, оправдания своих поступков или сознательной маскировки действительных мотивов поведения.
Цель — в психологии обозначают как ожидаемый результат, на который направлено актуальное поведение. Цель, в отличие от мотивов, всегда осознается. Идеальный образ будущего результата становится целью лишь в связи с определенной потребностью, мотивом или системой мотивов. Тогда он приобретает побудительную силу и начинает направлять конкретные действия. Цель является основным объектом внимания человека в данный момент времени, с ней также связано мышление и большая часть эмоциональных переживаний. Психофизиологической основой цели является акцептор результатов действия, регулирующий программу физиологической реализации действия посредством сличения достигнутого результата требуемому.
Потребности, мотивы, цели — основные составляющие мотивационной сферы человека. Каждая из потребностей может быть реализована во многих мотивах, и каждый мотив может быть удовлетворен различной совокупностью целей.
Осознавая объект потребности как цель, человек должен соотносить свои личные цели с целями общества. В этой связи он вносит необходимые поправки и коррективы в содержание своих целей или маскирует их. Осознание реальности осуществления цели рассматривается как перспектива личности. По словам А.С. Макаренко, человек слаб, если он определяет свое поведение самой близкой перспективой. Сильный человек не довольствуется ближайшими перспективами и ставит перед собой максимально возможные и отвечающие целям общества задачи.
Можно выделить несколько параметров, характеризующих мотивационную сферу человека:
1) развитость — характеризует качественное разнообразие мотивационных факторов;
2) гибкость — описывает подвижность связей, существующих между разными уровнями организации мотивационной сферы (между потребностями и мотивами, мотивами и целями, потребностями и целями);
3) иерархизированность — это характеристика ранговой упорядоченности строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.
Между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности. В связи с этим, как отмечает П.М. Якобсон, имеет смысл поставить вопрос, в какой мере личность выявляется в ее мотивационной сфере. А.Н. Леонтьев, например, писал, что основная структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. П.М. Якобсон, однако, справедливо замечает, что далеко не все то, что характеризует личность, сказывается на ее мотивационной сфере (можно сказать и обратное: не всякие особенности процесса мотивации превращаются в свойства личности). И Г. Олпорт говорит об этом же - что будет неточным, если сказать, что все мотивы являются чертами; некоторые из черт имеют мотивационное (направляющее) значение, а другие больше инструментальное.
На сегодняшний день в психологии нет единого мнения по поводу сути мотива. В качестве мотива называются самые разные психологические феномены, такие как:
- намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович);
- потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен);
- желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик);
- морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев);
- психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов);
- предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев);
- установки (А. Маслоу);
- условия существования (К. Вилюнас);
- побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин);
- соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа).
Мотивация первоклассника, мотивация школьника, мотивация студента, мотивация работающего человека составляют только часть мотивационной сферы - ту, которая формируется на определенном этапе его жизни и связана с определенными целями его жизнедеятельности. Главное, что отличает один вид мотивации от другого, состоит в различии "социальной ситуации развития" (Л.С. Выготский), в которой она формируется. Существенным здесь являются такие деятельности, как учебная, профессиональная или одновременно учебная деятельность и производительный труд.
У школьника ведущая деятельность - учебная, поэтому правомерно говорить о мотивации учебной деятельности или мотивации учения. Активным в учении является тот, кто осознает потребность в знаниях, у кого сформированы мотивы учебной деятельности, развито умение ставить цели и стремление добиваться их. Все это составляет мотивацию учения.
Мотивация учения представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности. В состав мотивации учения школьника наряду с познавательной входят интеллектуальная, самоактуализации, самопознания, достижения, аффилиации, в труде, в развитии своей индивидуальности и конфликтогенная потребности.
Развитие мотивации достижения и мотивации аффилиации активизирует формирование познавательной потребности, познавательного интереса и других потребностей и мотивов в мотивационной сфере ученика. Установлена взаимосвязь развития исследуемых мотиваций и мотивации учения.
1.2. Онтогенетические аспекты мотивации и структуры мотива.
В мотивационной сфере подростков, как отмечает Л. И. Божович, происходит чрезвычайно важное событие, заключающееся в том, что они в значительной степени способны руководствоваться в своем нравственном поведении теми требованиями, которые сами себе предъявляют, и теми задачами и целями, которые перед собой ставят. Следовательно, происходит переход от «реактивного» следования требованиям извне к активному построению своего поведения в соответствии со своим собственным идеалом.