Взаимосвязь ценностных ориентаций детей старшего школьного возраста с ценностными ориентациями их родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:48, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования является установление взаимосвязи между ценностными ориентациями родителей и ценностными ориентациями детей. Объектом исследования является мотивационная сфера.
Предметом – ценностные ориентации родителей, как фактор формирования ценностных ориентаций подростков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи между ценностными ориентациями детей и ценностными ориентациями родителей ……………………………..5
1.1. Мотивационная сфера личности ………………………………............5
1.2. Онтогенетические аспекты мотивации и структуры мотива…….....10
1.3. Ценности и ценностные представления……………………………..12
1.4. Научные основы формирования ценностных ориентаций ………....14
1.5. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориента-ций….24
1.6. Влияние семьи на развитие подростка…………………………….....26
Выводы по первой гла-ве……………………………………………….......31

Список использованной литературы………………………………………....33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

Экзистенциальные ценности существуют во всех областях человеческой жизни и деятельности. К ним относятся все социально – политические и духовные ценности.

              В современной науке существует несколько классификаций ценностей. Рассмотрим некоторые из них. Так, в психологическом словаре речь идет о трех формах существова­ния ценностей:

-         во-первых, ценности выступают как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абст­рактное представление об атрибутах должного в различных сферах обще­ственной жизни. Такие ценности выступают как общечеловеческие, "вечные" (истина, красота, справедливость), так и конкретно-исторические (патриарх, равенство, демократия).

-         во-вторых, ценность предстает в объективирован­ной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощени­ем общественных ценностных идеалов (эстетических, этических, политиче­ских, правовых и др.), и делает ценности познаваемыми.

-         в-третьих, соци­альные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедея­тельности, входят в психологическую структуру личности в форме личност­ных ценностей, являющихся одним из источников мотивации ее поведения.

С.Ф.Анисимов выделяет:

-         абсолютные ценности, которые неизменно сохраняют для людей значение (жизнь, здоровье, знание, прогресс, спра­ведливость, гуманность, духовное совершенство человека);

-         антиценности или псевдоценности (невежество, преждевременная смерть, болезни, го­лод, деградация человека и т.д.);

-         релятивные (относительные) ценности, которые непостоянны, изменяются в зависимости от исторических, классо­вых, мировоззренческих позиций (политические, идеологические, религиоз­ные, нравственные, классовые).

Но В.П. Тугаринов полагает, что ценность имеет только положительный знак, не может быть «отрицательных ценностей». На наш взгляд, данная точка зрения наиболее приемлемая. Нельзя не согласиться с утверждением, что «ценности – это то, что людям нужно для удовлетворения их потребностей и интересов. Люди ценят или людям нужно либо необходимое, либо полезное, либо приятное».

Большинство современных психологов признают классификацию ценностей по М. Рокичу. Выделяют два класса ценностей:

1.                      терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться (или ценности-цели );

2.                      инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации (это конкретные качества личности или ценности-средства).

Необходимо отметить, что при наличии столь значительного количества ценностей, составляющих все вышеупомянутые классификации и являющихся признанными всем обществом, каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивиду­альным бытием.

По мнению В. В. Водзинской [15], "ценностная ориентация есть, с одной стороны, конкретные про­явления отношения личности к фактам действительности, а с другой - система фиксированных установок, регулирующих поведение в каждый данный отрезок времени".

Таким образом, в психологии ценностные ориентации рас­сматриваются как основа мотивации поведения индивида, его готовности соз­нательно реагировать в данной ситуации. Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации, входящие в структуру личности, выступают в форме поведения, направленности, мотивов, принципов, потребностей – составных элементов деятельности. Вместе с тем, ценностные ориентации становятся стержнем личности, обеспечивают ее устойчивость, являются фактором ее развития. Ценностная сориентированность выступает показателем зрелости личности.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации, основу жизненной концепции и стиля жизни каждого социального слоя, в свою очередь, влияет на социализацию принадлежащих к нему детей, подростков, молодежи. Ценности и стиль жизни тех или иных социальных страт становятся для людей своеобразными эталонами.

Изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что, являясь важным структурообразующим компонентом становления личности молодежи, ценностные ориентации определяют ее отношение к действительности и являются одним из важнейших механизмов развития взаимоотношений молодежи с окружающим миром.

Формирование ценностных ориентаций личности - длительный и сложный процесс. На него оказывают влияние социальная обстановка в мире, стране, регионе, средства массовой информации, ценности малых групп (семья, друзья) и т.д. Важная роль в формировании ценностных ориентаций личности принадлежит образованию.

Тесная связь ценностных ориентаций личности с ее мотивационной сферой отмечается исследователями данной проблемы. По словам Б.Ф. Поршнева [35: 344-349]  основа личности заключается в функции выбора. Выбор предполагает предпочтение одного мотива всем прочим. Но для этого должны быть основания, и таким основанием является ценность, "ибо ценность - единственная мера сопоставления мотивов" [13:122]. Кроме того, ценность имеет способность порождать эмоции, например, в случае когда тот или иной выбор противоречит ей. А это значит, по мнению Ф.Е. Василюка, что ценность должна быть подведена под категорию мотива. Л.С. Кравченко пытается проследить эволюцию в ходе развития личности, которая заключается в их изменении не только по содержанию, но и по своей мотивирующей функции, по месту и роли в структуре жизнедеятельности [24: 35].

Сложившаяся система ценностных ориентаций есть высший уровень регуляции по отношению к потребностям, интересам и мотивам поведения.

 

Одной из важнейших проблем современной философии, социологических и психологических исследований является проблема структурного строения и регуляционных функций ценностных ориентаций. Признавая рядоположенность потребностей и личностных ценностей и их сходство (мотивообразующее и смещающее влияние, трансситуативность и устойчивость), следует проводить между ними различия (Д.А.Леонтьев). Так, потребности, представляя собой форму непосредственных жизненных отношений субъекта с миром, отражают динамику актуальных требований ситуации взаимодействия с миром, они побуждают, толкают человека к их реализации через осуществление соответствующей деятельности, направленной на насыщение и дезактуализацию потребности. Личностные ценности же представляют собой “консервированные” отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Ассимилируясь в структуру личности, в дальнейшем своем функционировании они практически не зависят от ситуативных факторов, являются стабильными, не насыщаемыми, а только задающими векторы жизнедеятельности субъекта. Они лежат во “внешней”, надличностной реальности и выражают принадлежность индивида к социуму, имеющему свой путь и определенные цели существования и развития.

Некоторые отечественные работы, опиравшиеся на марксистскую методологию, считали, что внутренняя предрасположенность субъекта к принятию или отвержению ценностных ориентаций определяется в первую очередь экономическими и классовыми диспозициями. Исследовались, главным образом, отношение к учебе, профессиональной деятельности, родине, материальному благополучию, моральные ценности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Возникнув на стыке общепсихологической теории установки и философской концепции ценностей, понятие “ ценностные ориентации” не получило однозначной трактовки среди психологов, социологов и философов.

Содержание ценностных ориентаций обусловлено реальными общественными отношениями, в которые включена личность в процессе своей жизнедеятельности.

Формирование ценностных ориентаций как внутренних детерминант деятельности связано с формированием системы значений. В основе ценностных ориентаций лежат обобщенные ценностные представления, в которых отражается социальный и индивидуальный опыт человека, его многообразные связи с наиболее значимыми сторонами действительности. Являясь структурными компонентами вербального осознания, ценностные ориентации функционируют как идеальные критерии оценки, как способы рационализации поведения.

Ценностные ориентации тесно связаны с мотивационно-потребностной сферой человека. Характер этой связи двусторонний. С одной стороны ценностные ориентации , формируются уже на базе сложившихся потребностей человека, с другой – усвоение тех или иных ценностей социальной среды может стать базисом для формирования новых потребностей.

Ценностные ориентации, выступающие в сознании в форме ценностных представлений, как правило, хорошо осознаются, в силу чего доступны для их экспериментального изучения.

Отечественные социологи и психологи приходят к выводу, что ценностные ориентации нередко строятся по обратной логике (в плане иерархии) по сравнению с актуально действующими побуждениями. Таким образом, ценностные ориентации отражают содержательно-смысловую сторону личности, а психологический уровень в данном случае отражает эмпирический, близкий к динамическому, уровень регуляции поведения.

Человек следует ценностным ориентациям в своем поведении, если они в целом соответствуют его реальным возможностям, он практически не следует им, если они выполняют функцию смысловой компенсации отсутствующих возможностей и реально сложившегося поведения.

Проблема структуры и функций ценностных ориентаций личности в философско-социологическом и психологическом аспектах активно разрабатывается в современной отечественной и зарубежной науке, и перспективы их конструктивной разработки связаны с решением ряда философско-методологических и практических проблем детерминации человеческого поведения.

1.5. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций.

Потребности человека, значимость свойств окружающего мира образуют сложную взаимозависимость, которая достаточно изменчива. Без удовлетворения многих потребностей невозможна наша ежедневная жизнь. Здесь и биологические потребности, обеспечивающие сохранение нашего организма: сон, еда, движение. Но и они отходят на задний план в тех случаях, когда поведение подчиняется духовным потребностям, высшим чувствам: долг, честь, совесть, страдание. Они подчас переоценивают даже жизненно необходимые потребности, даже саму человеческую жизнь. Психологи говорят об иерархии потребностей, т. е. об их взаимоподчинении (см. , например, теорию самоактуализации А. Маслоу). Но, как пишет Абрамова Г. С. , "за такой иерархией стоит шкала ценностей человека, его нравственные качества, та система оценок, которые он дает окружающему миру"[1: 108].

Закономерность психического развития проявляется в том, что человек не может жить в мире с равной ценностью всех его сторон, ибо тогда, невозможен выбор, нельзя принять решения. Число и возможность выбора велики. Выбор может быть случайным, если человек имеет дело с незнакомыми незначимыми свойствами мира. Выбор закономерен, если они уже имеют значение и ценность.

Рассмотрим некоторые основные факторы, влияющие на систему ценностных ориентаций.

1.             Культурный опыт.  

Как пишут Баякас и Зевина: "Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач. Культура переводит человека в другой способ бытия, способ, который лежит вне отдельного человека и является более осмысленным и упорядоченным."[11: 44].

Человек изначально, с момента своего рождения помещен в мир культуры. В этом мире накоплен и зафиксирован гигантский общечеловеческий опыт, который обеспечивает человека готовыми образцами (а иногда и целыми алгоритмами) и средствами решения личностных задач. "Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором кристаллизирован опыт деятельности, общения и мировосприятия."[11].

Однако, присвоение культурного опыта, безусловно, не происходит автоматически. От каждого отдельного человека оно требует предельно личного осознания, "переоткрывания". М.М. Бахтин утверждал, что "всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте"[5: 109].

2.             Моральные принципы.  

По словам Г. С. Абрамовой: "Кроме норм морали, знаний о моральных качествах и идеале в истории морального сознания возникает необходимость в гибком и универсальном руководстве для человека. Ими стали моральные принципы. В этих принципах дается только общее основание для осуществления норм поведения и критерий для выбора правил в самых разных условиях."[1: 109-110].

В моральных принципах зафиксированы общие правила поведения, требования общественной дисциплины, предъявляемые ко множеству совершаемых людьми поступков какого-либо типа." В принципах морали выражены обобщенные законы морального поведения, объединяющие множество различных по содержанию поступков в единый образ жизни и линию поведения."[1: 109].

3.             Личный опыт.

Этот фактор является самым значимым по степени влияния на формирование системы ценностей у человека. Так, например, ценностные ориентации взрослого отличаются гораздо большей устойчивостью по сравнению с системой ценностей ребенка, т. е. личный опыт "закрепляет" отдельные ценности, имеющие для конкретного человека определенную значимость.

Кроме того, сам процесс оценивания утверждений происходит именно через приобретение личного опыта и исходя из него (ведь большинство людей учатся на своих ошибках).

4.             Атмосфера внутрисемейных детско-родительских отношений.

 Фактор отношений между детьми и родителями имеет длительный характер, поэтому является одним из важнейших по степени влияния на ребенка, и в частности - на его жизненные ценности. При этом семейные условия складываются из социального положения, рода занятий, достатка, уровня образования родителей. Они в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Но кроме сознательного, целенаправленного воспитания на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия превышает все остальные [30].

Информация о работе Взаимосвязь ценностных ориентаций детей старшего школьного возраста с ценностными ориентациями их родителей