Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:12, курсовая работа
Цель: изучит взаимосвязь детско-родительских отношений и уровня психологической готовности ребенка к школе.
Объект: детско-родительские отношения.
Предмет: взаимосвязь детско-родительских отношений и уровня психологической готовности ребенка к школе.
Гипотеза: существует взаимосвязь детско-родительских отношений и уровнем психологической готовности ребенка к школе.
Введение ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения психологической готовности детей к школе и влияние стиля родительских отношений на личность дошкольника
1.1 Основные критерии психологической готовности к школе………………….5
1.2 Особенности психического развития детей 6-7 лет………………………….13
1.3 Стиль родительских отношений, и его влияние на развитие личности дошкольника…………………………………………………………………………..20
1.4 Выводы………………………………………………………………………….26
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение взаимосвязи стиля родительских отношений и психологической готовностью детей к школе
2.1. Организация исследования……………………………………………………………..27
2. 2. Анализ результатов исследования…………………………………...30
2.3.Статистический анализ полученных данных.………………………………………………………………………………….35
2.4.Выводы………………………………………………………………………….38
Заключение…………………………………………………………………………39
Список литературы…………………………………………………………………40
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по надзору в сфере образования и науки
НОУ ВПО
Сибирская академия права, экономики
и управления
Факультет
психологии
Кафедра
общей и прикладной психологии
Специальность
030301.65 «Психология»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Психодиагностика»
Тема:
«ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО
ОТНОШЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ
К ШКОЛЕ»
Ангарск,
2009
Содержание
Введение ………………………………………………………
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения психологической готовности детей к школе и влияние стиля родительских отношений на личность дошкольника
1.1 Основные критерии психологической готовности к школе………………….5
1.2 Особенности психического развития детей 6-7 лет………………………….13
1.3 Стиль родительских
отношений, и его влияние на
развитие личности дошкольника…
1.4 Выводы………………………………………………………………
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение взаимосвязи стиля родительских отношений и психологической готовностью детей к школе
2.1. Организация
исследования………………………………………………
2. 2. Анализ
результатов исследования………………
2.3.Статистический
анализ полученных данных.……………
2.4.Выводы……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность: Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:
- социальный,
- психологический,
- эмоционально – волевой.
Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Для ребенка очень важно, если самые близкие заинтересованные люди, станут его понимать, принимать, считать его личностью.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Цель: изучит взаимосвязь детско-родительских отношений и уровня психологической готовности ребенка к школе.
Объект: детско-родительские отношения.
Предмет:
взаимосвязь детско-родительских отношений
и уровня психологической готовности
ребенка к школе.
Гипотеза: существует взаимосвязь детско-родительских отношений и уровнем психологической готовности ребенка к школе.
Задачи:
1) Провести
теоретический анализ по
2) Провести
эмпирическое исследование
3) Выявить
взаимосвязь между детско-
База исследования: исследования проводились на базе детского сада №87
Применялись следующие методики: диагностика родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столин, и ориентировочный тест школьной зрелости Керна – Йерасика.
Теоретические положения: Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А.Венгер., А.Л. Венгер., Л.С.Выготский, А.В. Запорожец., А. Керн , А.Р.Лурия, В.С. Мухин, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и многие другие .
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы включающего __ источников. Общий объем работы составил 40 страниц.
ГЛАВА
I. Теоретические аспекты
изучения психологической
готовности детей к
школе и влияние стиля
родительских отношений
на личность дошкольника
1.1
Особенности психического
развития детей 6-7 лет
В дошкольном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов данного возраста.
В.С. Мухина считает, что восприятие в возрасте 6 – 7 лет утрачивает свой аффективный первоначальный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь, так что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию проявлений.
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания, как указывает В.С. Мухина, связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются.
Переломный
момент в развитии внимания исследователи
связывают с тем, что дети впервые
начинают сознательно управлять
своим вниманием , направляя и
удерживая его на определенных предметах.
Таким образом, возможности развития произвольного внимания к 6 – 7 годам уже велики. Этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является, по мнению В.С.Мухиной универсальным средством организации внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.
Возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Как отмечают П.П. Блонский, А.Р. Лурия , А.А. Смирнов память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее впечатление. Таким образом, как указывают психологи, объем фиксируемого материала определяется и эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом, как указывает А.А. Смирнов, роль непроизвольного запоминания у 7 летних детей несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает.
Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие непроизвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста, как отмечает Е.И. Рогов, является то обстоятельство, что перед ребенком 6 – 7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связанно с тем, как указывают психологи, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.
Таким
образом, к 6 – 7 годам структура памяти
претерпевает существенные изменения,
связанные с развитием произвольных форм
запоминания и припоминания. Непроизвольная
память, не связанная с активным отношением
к текущей деятельности, оказывается менее
продуктивной, хотя в целом эта форма
памяти сохраняет ведущее положение.
У дошкольников восприятие и мышление тесно взаимосвязанные, что говорит о наглядно – образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.
По мнению Е.Е. Кравцовой, любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого
мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно – следственные связи и зависимости.
Он вынужден оперировать знаниями, а при возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует с ней в своем воображении.
Таким образом, наглядно – образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте.
В своих исследованиях Ж. Пиаже указывает, что мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем, вес и другие.
Н.Н. Поддъяков
показал, что в возрасте 5 – 6 лет происходит
интенсивное развитие навыков и умений,
способствующих изучению детьми внешней
среды, анализу свойств предметов, воздействуя
на них с целью изменения. Этот уровень
умственного развития, то есть наглядно
– действенное мышление , является как
бы подготовительным. Он способствует
накоплению фактов, сведений об окружающем
мире, созданию основы для формирования
представлений и понятий. В процессе наглядно
– действенного мышления проявляются
предпосылки для формирования наглядно
– образного мышления, которые характеризуются
тем, что разрешение проблемной ситуации
осуществляется ребенком при помощи представлений, без применения практических действий.
Конец дошкольного периода психологи характеризуют преобладанием наглядно – образного мышления или наглядно – схематического мышления. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития являя-