Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:12, курсовая работа
Цель: изучит взаимосвязь детско-родительских отношений и уровня психологической готовности ребенка к школе.
Объект: детско-родительские отношения.
Предмет: взаимосвязь детско-родительских отношений и уровня психологической готовности ребенка к школе.
Гипотеза: существует взаимосвязь детско-родительских отношений и уровнем психологической готовности ребенка к школе.
Введение ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения психологической готовности детей к школе и влияние стиля родительских отношений на личность дошкольника
1.1 Основные критерии психологической готовности к школе………………….5
1.2 Особенности психического развития детей 6-7 лет………………………….13
1.3 Стиль родительских отношений, и его влияние на развитие личности дошкольника…………………………………………………………………………..20
1.4 Выводы………………………………………………………………………….26
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение взаимосвязи стиля родительских отношений и психологической готовностью детей к школе
2.1. Организация исследования……………………………………………………………..27
2. 2. Анализ результатов исследования…………………………………...30
2.3.Статистический анализ полученных данных.………………………………………………………………………………….35
2.4.Выводы………………………………………………………………………….38
Заключение…………………………………………………………………………39
Список литературы…………………………………………………………………40
Готовность ребенка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т. е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье.
Для дошкольника,
который посещает детский сад, регулярные
“домашние уроки” не будут новостью
сами по себе, но характер их будет совсем
иной. Ведь в детском саду воспитатель
одновременно обучает коллектив ребят,
дома же с ребенком занимаются индивидуально.
Это позволяет лучше учесть его возможности,
способности, характер. Кроме того, общение
между ним и взрослым, даже если занятия
происходят 1-2 раза в неделю, сближают
ребенка с мА
терью или отцом, способствуют их деловому или эмоциональному взаимопониманию, позволяют добиться больших успехов в развитии. Такие занятия особенно необходимы для детей, которые в детский сад не ходят. Они не только дают новые знания, приобщают к разным видам деятельности, постепенно и планомерно совершенствуют восприятие и мышление, но и облегчают переход к роли школьника, планомерному и обязательному обучению. У дошкольника вырабатывается привычка заниматься в определенное время, содержать в порядке рабочее место, выполнять требования взрослых.
Все это
поможет ему правильно
1.4
Выводы
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Развивающую
работу с нуждающимися в ней детьми
целесообразно проводить в группах развития.
В этих группах реализуется развивающая
психику ребят программа. Не ставится
специальной задачи научить детей считать,
писать, читать. Главная задача – довести
психологическое развитие ребенка до
уровня готовности к школе. Основной акцент
в группе развития делятся на мотивационное
развитие ребенка, а именно развитие познавательного
интереса и учебной мотивации. Задача
взрослого сначала пробудить у ребенка
желание научится чему то новому а уже
затем начинать работу по развитию высших
психологических функций.
ГЛАВА
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТЬЮ ДЕТЕЙ К
ШКОЛЕ
2.1.
Организация исследования
Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы выявить особенности взаимосвязи стиля родительских отношений и психологической готовности детей к школе.
Исследования проводились в детском саду №87. Дошкольное учреждение малокомплектное, типовое. В исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группы в количестве 20 человек, из них 15 мальчиков и 5 девочек. Средний возраст детей составил 6-7 лет. И их родители в количестве 20 человек, 100% женщины, средний возраст 30-35 лет.
Статистический анализ результатов проводился с применением программы Биостат, с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена.
Для выявления уровня психологической готовности детей к школе. Было проведено тестирование «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна – Йерасика. Тест был использован при изучении вопроса диагностики детей к подготовке обучения в школе. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Предлагаемая методика помогает понять и выявить ориентировочную оценку уровня развития деятельности, необходимой для успешного обучения (уровень психического развития ребенка, глазомер, способность к подражанию, выраженность тонких двигательных координаций).
К методике
приложена инструкция: испытуемым предлагается
три задания. 1) рисование мужской фигуры
по представлению; 2) подражание письменным
буквам; 3) срисовывание группы точек.
Обработка результатов: определяется бал каждому заданию, который характеризует ребенка со стороны общего психического развития, развития моторики, умения выполнять заданные образцы, т.е. характеризуют произвольность психической деятельности. По результатам тестирования можно набрать от 3 до 15 баллов.
Школьная зрелость – 3 – 5 баллов
Средняя зрелость – 6 – 9 баллов
Незрелость – 10 баллов и более
Рекомендовано углубленное обследование – 15 баллов
Также была проведена методика «Тест родительского отношения». Данная методика помогает определить доминирующий стиль родительских отношений. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.
Инструкция: испытуемым дан бланк вопросов, отвечая на которые они должны выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет». Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.
Принятие – отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10,12, 14,15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39,40, 42, 43, 44,45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60. Маленький неудачник: 9,11,13,17, 22, 54, 61. Симбиоз: 1,4, 7, 28, 32,41, 58.
За
каждый ответ типа «да» испытуемый
получает 1 балл, а за каждый ответ
типа «нет» – 0 баллов. Высокие баллы
свидетельствуют о значительной
развитости указанных выше видов родительских
отношений, а низкие баллы – о том, что
они сравнительно слабо развиты.
Обработка
результатов: проводится с помощью
специального ключа, приложенного к методике.
2. 2.
Анализ результатов
исследования
Для выявления уровня школьной зрелости детей была использована методика Керна – Йерасика «Тест школьной зрелости». При выполнении 1 задания «Рисование мужской фигуры по представлению» мы выявили, что у детей особое затруднение вызывает соблюдение пропорций фигуры человека. Не всегда дети прорисовывают конечности, брови, ресницы, волосы, признаки мужской одежды (задание нарисовать какого-нибудь дядю).
Основной причиной невыполнения этого задания, мы предполагаем низкий уровень технического навыка рисования (низкий кругозор детей).
Изобразительная деятельность детей в настоящее время, изучена достаточно широко. Исследования М.Д. Баретто, П.Лайта, К.Маховер, И.И.Будницкой, Т.Н. Головиной, В.С. Мухиной и других, показывают, что особенности графических изображений в определенной мере коррелируют с уровнем умственного развития детей.
Из данных исследований следует, что выше у ребенка уровень детализации рисунка (фигуры мужчины), тем выше общий уровень психического развития.
По результатам 1 субтеста, следует отметить, что 9 человек (45%) показали низкий уровень рисования фигуры мужчины.
При выполнении
задания 2 «Имитация заданного текста»,
у детей вызвало затруднение
неумение сгруппироваться, сосредоточиться.
С низким уровнем 9 человек (45%), со средним
7 человек (35%), с высоким 4 человека (20%) Графически
эти данные представлены на рисунке №1.
Рис. 1.Распределение
детей по уровням выполнения задания №2.
Преобладание
низкого уровня в данном
1 – высокий уровень
2 – средний уровень
3
– низкий уровень
скоординированностью движений и навыков мелкой моторики рук.
При проведении задания 3 «Срисовывание группы точек» были собраны бланки и проведена первичная группировка по результатам тестирования. При выполнении этого задания, дети совершенно точно подражали образцу, допуская небольшие отклонения при срисовывании.
Низкий уровень составил 2 человека (10%), средний уровень 3 человека (15%), высокий уровень 15 человек (75%). Графически эти данные представлены на рисунке №2.
Рис.
2. Распределение детей по уровням
выполнения задания №3.
1 – высокий уровень
2 – средний уровень
3 – низкий уровень
Дети были отобраны с очень слабым, слабым, среднем и сильным уровнем готовности к школьному обучению.
Были получены следующие данные, которые можно проследить на рисунке 3. Результат диагностики психологической готовности детей к школе.
Рис. 3. Распределение детей по уровням школьной зрелости
1 – высокий уровень школьной зрелости
2 – средний
уровень школьной зрелости
На рисунке 3 показано, что с высоким уровнем школьной зрелости процент детей составил 35%, со средним уровнем 65%.
Полученные результаты также характеризуют ребенка со стороны общего психического развития, развития моторики, умение выполнять заданные образцы, т.е. характеризуют произвольность психической деятельности. У детей чаще всего возникают затруднение в неумении выполнить заданные образцы и недостаточное развитие мелкой моторики.
При проведении авторской методики родительского отношения Варга и Столина, были отобраны 3 шкалы: Принятие-отвержение, симбиоз, «Маленький неудачник».
При обработке данных, диагностика показала, что у родителей преобладает шкала «Принятие ребенка» и составляет 35%. Родителям нравится ребенок и они его принимают таким, каков он есть, уделяют особое внимание, проводят достаточное количество времени, проявляют интерес к способностям, заинтересованности ребенка к разнообразным видам деятельности.
Родитель становится другом, союзником ребенку. Соответственно данное отношение положительным образом сказывается на готовности ребенка к школьному обучению, делают ребенка успешным, целеустремленным. Высокий уровень самопринятия родителей - 35% можно охарактеризовать следующим образом. Они оценивают себя достаточно адекватно, в меру критично. Положительно относятся к себе, как к личности, уважают себя и других. У родителей с высоким уровнем самопринятия большее количество качеств из графы «Идеал» совпадают с представлениями о самом себе реальном. Совпадения составляют 80%.
Родители с низким уровнем самопринятия выделяют в «Идеале» положительные качества. Что свидетельствует о том, что они недооценивают себя и свои возможности. Этот уровень составили родители со средним уровнем самопринятия имеют средний уровень принятие ребенка.
Средний
уровень принятия ребенка – 15%
Низкий уровень принятия ребенка – 10%. Графически эти данные представлены на рисунке 4.
Рис.4. Распределение
родителей по уровням принятия ребенка
1 – средний уровень
2
– низкий уровень
Таким родителям присущ тип родительского отношения – симбиоз. Родители требуют от ребенка послушания и дисциплины. Стараются навязать свою точку зрения, не в состоянии встать на его точку зрения.
У родителей с низким уровнем самопринятия имеют средний уровень принятия ребенка: 5% и низкий уровень 5%. Этих родителей можно отнести к типу – «Маленький неудачник».
Такие родители пристально следят за своим ребенком, за его успехами. Стараются навязать свою волю, стремятся инфантилизировать ребенка, приписать ему личную социальную несостоятельность.