Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:19, курсовая работа
Предметом исследования является проявления смысложизненного кризиса.
Цель нашей работы: исследовать проявления смысложизненного кризиса и установить взаимосвязь с деформацией субъективной картины мира личности.
ВВЕЛЕНИЕ………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗИ С ДЕФОРМАЦИЕЙ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Психологическая проблема смысла жизни ……………………………………5
1.2 Особенности смысложизненного кризиса личности …………………………15
1.4 Проблема субъективной картины мира жизненного пути личности………...18
2 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕТАЦИЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЛИЧНОСТИ
2.1 Методики смысложизненных ориетаций ……………………………………..27
2.2 Методики самоактуализации личности ………………………………………28
2.3 Методика социально-психологической адаптации личности………………..29
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕТАЦИЙ, САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
3.1 Результаты количественного и качественного анализа полученных эмпирических данных………………………………………………………………31
3.2 Результаты математической обработки данных и их количественная и качественная интерпретация……………………………………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..46
ПРИМЕЧАНИЯ …………………………………………………………………..49
Для
того чтобы установить
Математическая статистика по методике СЖО
Рассмотрим взаимосвязь смысложизненых ориентаций по шкалам «Удовлетворённость самореализацией» и «Локус-контроля»
Исследуем данные по методике СЖО по шкале «Удовлетворённость самореализацией» по t- критерию Стьюдента в таблице 1, Приложение Г.
Результат: tЭмп = 5.5 Критические значения при р≤0,05 2.1, при р≤ 0.01 2.88
Полученное эмпирическое значение t (5.5) находится в зоне значимости, результаты имеют различия в показателях.
Исследуем данные методики СЖО по шкале «Локус-контроля» по t-критерию Стьюдента в таблице 2, Приложение Д.
Результат: tЭмп = 4 Критические значения при р≤0.05 =2.1 при р≤0.05=2.88
Полученное эмпирическое значение t (4) находится в зоне значимости, обнаруживаются различия в показателях.
Проведём первичную обработку данных по методике СЖО по общей шкале Осмысленности жизни, используя t- критерий Стьюдента. Для этого сравним показатели низких и высоких значений выборки, что покажем в таблице 3,Приложение Ж.
Результат: tЭмп = 2.1 Критические значения при р≤0.05=2.09 при р≤0.01=2.85
Полученное эмпирическое значение t (2.1) находится в зоне неопределенности.
Итак, полученная математическая статистика показала, что данные по методике по шкалам имеют различия в показателях, чем выше значения, тем личность обладает большей значимостью процесса личного самоопределения, большей управляемостью жизни, большей свободой выбора. Личности, нереализованные в жизни, теряют в ней смысл, не верят в свои силы, не могут контролировать свои поступки.
Математическая статистика по методике САТ
Проведём математическую обработку данных по методике САТ по шкале «Ориентация во времени» и «Поддержка» с помощью t-критерия Стьюдента.
Сравним низкие и высокие показатели по шкале «Ориентация во времени» в таблице 4,Приложение И.
Результат: tЭмп = 7.6 Критические значения при р≤0.05 =2.11 при р≤0.01= 2.9
Полученное эмпирическое значение t (7.6) находится в зоне значимости, то есть имеются различия в показателях, низких и высоких значений.
Обработаем низкие и высокие значения по методике САТ по шкале «Поддержка» в таблице 5, Приложение К.
Результат: tЭмп = 6.3 Критические значения при р≤0.05=2.1 при р≤0.01 =2.88
Полученное эмпирическое значение t (6.3) находится в зоне значимости. Это показывает, что показатели имеют различия.
Таким образом, можно утверждать, что чем выше значение показателя, тем выше способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, тем выше независимость в своих поступках, стремление руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами.
Математическая статистика по методике СПА
Обработаем низкие и высокие значения по шкалам «Самопринятие» и «Принятие других» по t- критерию Стьюдента.
Покажем математический расчёт по шкале «Самопринятие» в таблице 6, Приложение Л.
Результат: tЭмп = 37.9 Критические значения при р≤0.05=2.1 при р≤0.01=2.88
Полученное эмпирическое значение t (37.9) находится в зоне значимости.
Математическую обработку низких и высоких значений по шкале «Принятие других» покажем в таблице 7, Приложение М.
Результат: tЭмп = 9.5 Критические значения при р≤0.05 =2.1 при р≤0.01=2.88
Полученное эмпирическое значение t (9.5) находится в зоне значимости. Показатели имеют различия.
Таким образом, можно сказать, что чем выше показатели, тем личность больше доверяет себе, имеет позитивную самооценку - это принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Чем ниже показатели, тем личность недооценивает себя, критически относится к окружающим, постоянно находится в тревожном состоянии.
Используем х2 –критерия Пирсона для сопоставления эмпирического распределения признака.
Обозначим гипотезу.
Н0:
Эмпирические распределения по низким
и высоким значениям СЖО, САН и СПА не различаются между собой.
H1: Эмпирические распределения
по низким и высоким значениям методик
СЖО, САН, СПА различаются между собой.
Покажем в математическом расчёте х2-критерия Пирсона в таблице 8, Приложение Н.
Результат: χ2Эмп = 0.171 Критические значения χ2 при v=2 р≤0.05 5.991
р≤0.01 9.21
Различия между двумя распределениями могут считаться достоверными, если χ2Эмп достигает или превышает χ20.05, и тем более достоверным, если χ2Эмп достигает или превышает χ20.01.
Ответ: χ2Эмп меньше критического значения, расхождения между распределениями статистически не достоверны (гипотеза Н0). Значит, верна гипотеза Н1: Эмпирические распределения по низким и высоким значениям методик СЖО, САН, СПА различаются между собой, то есть, существует взаимосвязь между смысложизненным кризисом и деформацией картины мира жизненного пути личности.
Таким образом, мы провели исследование по методикам СЖО, САТ, СПА, в которых наблюдается взаимосвязь между смыложизненными ориентациями самоактуализацией и социально-психологической адаптацией личности. Студентов, имеющие низкие значения по трём исследованиям -25%., 30% Студентов, имеющих высокие значения по двум исследованиям – 75%, 70% по методика СЖО И САТ. По методике СПА студенты, имеющие высокие значения 70%, низкие значения -30%. Как видно из полученных результатов, картина жизненного пути личности целиком зависит от смысложизненного кризиса. Студенты, не воспринимающие себя в настоящем, не видящие своей целостной жизни, не свободны в выборе жизненного пути, подвержены внешнему влиянию окружающих. Поэтому они требуют особого внимания и поддержки со стороны педагогов и воспитателей и необходимой коррекционной работе с ними. В данной главе были проведены количественные и качественные интерпретации эмпирических и математических данных, что позволило доказать гипотезу: существует взаимосвязь смысложизненного кризиса с деформацией жизненной картины личности.
Жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может не осознаваться человеком до самой смерти. И главным здесь является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Вместе с тем жизненные ситуации (или психологические исследования) могут ставить перед человеком задачу на осознание смысла своей жизни. Осознать и сформулировать смысл своей жизни — значит оценить свою жизнь целиком.
Смысл жизни сугубо индивидуален и нет универсального смысла, одинаково пригодного для жизни всех людей. Сколько существует людей, столько должно быть и вариантов смысла жизни. Индивидуальный смысл жизни является наиболее адекватным для данного конкретного индивида, поскольку отражает специфику его жизненного опыта и актуальной жизненной ситуации.
Для теоретического анализа были использованы источники как отечественной, так и зарубежной психологической мысли. В. Франкл, Б. Братусь, А. Москаленко, Д.Леонтьев, И.Кон и другие раскрывали понятие смысла жизни и жизнепонимания. И. Албегова и В. Козлов дали понятие внутриличностного конфликта и раскрыли значение кризиса личности, при котором личность или развивается, переходя на новую ступень, или находится в состоянии застоя. А. Кроник, С.Рубинштейн, Б.Ананьев, К. Альбуханова-Славская, В. Дружинин уделили внимание субъективной картине жизненного пути, который у каждой личности неповторимый и разнообразный. Именно картина жизненного пути личности несёт смысловую нагрузку настоящего, прошлого и будущего.
В исследовании мы выявили, что существует взаимосвязь смысложизненного кризиса с деформацией субъективной картины жизненного пути. Нами были проведены исследования по методикам смысложизненных ориентаций, самоактуализации личности, социальной адаптации. В группе студентов проявились различные результаты по уровням значений. Они и показали различия между высокими и низкими значениями. Студенты с высокими значениями – это личности, знающие свои цели в жизни, самостоятельны в выборе принимаемых решений, они составляют 75%. С низкими значениями – личности, отличающие конформностью, деформированностью взглядами на субъективную картину жизни, находящиеся в жизненном кризисе - 25%.
Показатели по методикам СЖО, САТ и СПА
соответствуют группам студентов с низкими
и высокими уровнями значений. Математический
расчёт по t-критерию Стьюдента констатировал,
что показатели осмысленности
жизни (тест СЖО), показатели
САТ и показатели адаптированости-
Математический расчёт по х2-критерия Пирсона показал, что χ2Эмп меньше критического значения, расхождения между распределениями статистически не достоверны (гипотеза Н0), то есть, мпирические распределения по низким и высоким значениям СЖО, САН и СПА не различаются между собой. Гипотеза H1: Эмпирические распределения различаются между собой, значит, существует взаимосвязь между смысложизненным кризисом и деформацией картины жизни личности.
Таким
образом, цель работы
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни - М.: Мысль, 1991. – 28 с.
2. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с.
3.Абульханова-Славская
К. А. Стратегии жизни. М:1991.-245с.
4. Анцыферова Л.И. Психология повседневности:
жизненный мир личности и «техники» ее
бытия. Психологически журнал.№
5. Албегова И.Ф. Мистерия кризиса – танец
пяти форм ЯрГУ Психотехнологии в социальной
работе, Выпуск 6, 2001 год, 17 -22 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - Л.: ЛГУ, 1968.- 115с.
7. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности. Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. Москва: Институт психологии Российской Академии Наук, 1994. - 210 с.
8. Вересаев В.В. Живая жизнь. М.: Политиздат, 1991.-180с.
9. Баканова
А.А Личностные кризисы. http://hpsy.ru/public/x1325.
10. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М.: Мысль,1988.-56с.
11.Гуссерль Эдм. Философия как строгая наука. Логос: международный ежегодник по философии культуры. М: 1911.- 56с.
12. Дильтей В. Описательная психология. М.: Русский книжник, 1924.- 118 с.
13. Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. – М.: Пер Се; СПб.: Иматон-М, 2000. – 12 с.
14. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2002. –156 -157 с.