Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:19, курсовая работа
Предметом исследования является проявления смысложизненного кризиса.
Цель нашей работы: исследовать проявления смысложизненного кризиса и установить взаимосвязь с деформацией субъективной картины мира личности.
ВВЕЛЕНИЕ………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗИ С ДЕФОРМАЦИЕЙ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Психологическая проблема смысла жизни ……………………………………5
1.2 Особенности смысложизненного кризиса личности …………………………15
1.4 Проблема субъективной картины мира жизненного пути личности………...18
2 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕТАЦИЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЛИЧНОСТИ
2.1 Методики смысложизненных ориетаций ……………………………………..27
2.2 Методики самоактуализации личности ………………………………………28
2.3 Методика социально-психологической адаптации личности………………..29
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕТАЦИЙ, САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
3.1 Результаты количественного и качественного анализа полученных эмпирических данных………………………………………………………………31
3.2 Результаты математической обработки данных и их количественная и качественная интерпретация……………………………………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..46
ПРИМЕЧАНИЯ …………………………………………………………………..49
Продолжение таблицы 5
8 | 12 | 7 |
9 | 14 | 59 |
10 | 8 | 40 |
11 | 12 | 55 |
12 | 14 | 63 |
13 | 15 | 62 |
14 | 15 | 57 |
15 | 8 | 38 |
16 | 14 | 55 |
17 | 12 | 59 |
18 | 13 | 64 |
19 | 9 | 43 |
20 | 6 | 34 |
Средние значения | 17.5 | 49.5 |
Средний показатель по шкале ориентации во времени 17,5, а по шкале поддержки 49,5.
Затем распределим группу студентов на низкие баллы и высокие, покажем в таблице 6:
Таблица 6 Распределение группы на низкие и высокие баллы
№ испытуемых с низкими Т-баллами | Шкала ориентация во времени | Шкала поддержки | № испытуемых с высокими Т-баллами | Шкала ориентации во времени | Шкала поддержки |
2 | 5 | 49 | 1 | 12 | 52 |
7 | 8 | 39 | 3 | 16 | 57 |
10 | 8 | 40 | 4 | 15 | 62 |
15 | 8 | 38 | 5 | 15 | 57 |
20 | 6 | 34 | 6 | 11 | 48 |
8 | 12 | 55 | |||
9 | 12 | 61 | |||
11 | 14 | 59 |
Продолжение таблицы 6 Распределение группы на низкие и высокие баллы
12 | 12 | 63 | |||
13 | 14 | 55 | |||
14 | 12 | 59 | |||
16 | 13 | 64 | |||
17 | 9 | 43 | |||
18 | 6 | 34 | |||
19 | 9 | 43 | |||
средние значения | 7.0 | 40.0 | 12.3 | 54.1 |
Данные в таблице 6 показывают, что студенты с низким значением 7.0 баллов по шкале «Ориентация во времени» имеют ориентацию лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути. По шкале «Поддержк» 40.0 баллов результаты ввысокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе - контроля.
Средний балл студентов с высоким значением 12.3 балла по шкале «Ориентация во времени», что проявляется в способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего. Средний балл студентов с высоким значением по шкале «Поддержка» 54.1. Эти студенты относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами.
Таким
образом, мы пришли к выводу,
что эмпирические данные
Результаты обработки данных по методике СПА
Проведём эмпирические исследования по методике СПА.
Распределение группы на высокие и низкие баллы покажем в таблице 7.
Таблица 7 Распределение группы на низкие и высокие баллы
№ испыт с низкими баллами | 1 шкала
самопр |
2 шкала
Принятие других |
3 шкала эмоц. Комф | 4 шкалала интернальн | 5шкала стремление к доминир | № испыт с высокими баллами | 1шкала самопринятие | 2шкала принятие др | 3шкала эмоц. Комф | 4шкала интернальн | 5шкала стремление к доминир. | |||||||||
2 | 19 | 12 | 8 | 21 | 3 | 1 | 54 | 15 | 30 | 65 | 15 | |||||||||
7 | 15 | 10 | 8 | 23 | 2 | 3 | 57 | 22 | 35 | 58 | 17 | |||||||||
10 | 18 | 9 | 7 | 23 | 3 | 4 | 54 | 23 | 37 | 56 | 16 | |||||||||
15 | 12 | 9 | 5 | 20 | 4 | 5 | 58 | 25 | 35 | 64 | 16 | |||||||||
19 | 15 | 8 | 6 | 19 | 5 | 6 | 60 | 27 | 39 | 66 | 17 | |||||||||
20 | 14 | 10 | 7 | 21 | 3 | 8 | 54 | 27 | 36 | 65 | 15 | |||||||||
9 | 56 | 28 | 37 | 59 | 17 | |||||||||||||||
11 | 56 | 30 | 38 | 66 | 17 | |||||||||||||||
12 | 59 | 28 | 38 | 56 | 14 | |||||||||||||||
13 | 57 | 30 | 37 | 54 | 18 | |||||||||||||||
14 | 58 | 23 | 39 | 58 | 17 | |||||||||||||||
16 | 59 | 24 | 37 | 59 | 18 | |||||||||||||||
17 | 54 | 25 | 40 | 67 | 19 | |||||||||||||||
18 | 56 | 27 | 41 | 64 | 16 | |||||||||||||||
Средние знчения | 15.5 | 9.6 | 6.8 | 21.6 | 3.3 | 56.5 | 23.8 | 28.8 | 65.2 | 16.5 |
Как показывают данные, студентов с низкими результатами – 30%, студентов с высокими результатами – 70%.
Проведём интерпретацию данных значений по шкалам.
1. Шкала “Самоприятие”. отражает степень дружественности-
враждебности по отношению к собственному “Я”. В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку срединие значения 56.5 балла. На негативном полюсе - видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению 15.5 балла.
2. Шкала “Приятие других”. Отражает уровень дружественности-
враждебности к окружающим людям, к миру. На позитивном полюсе - это
принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание
позитивного отношения к себе окружающих -23.8 балла; на негативном полюсе - критическое отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним, ожидания негативного отношения к себе – 9.6 балла.
3. Шкала “Эмоциональная комфортность”. Отражает характер
преобладающих эмоций в жизни испытуемого. На позитивном плане - это
преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни -28.8, на негативном - наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний- 6.8
4. Шкала “ Интернальность”. Отражает в какой степени человек
ощущает себя активным объектом собственной деятельности, и в какой -
пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Высокие значения говорят о том, что человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом его деятельности-65.2. Низкие баллы - человек полагает, что происходящие ним события являются результатом действия внешних сил (случая, других людей и т.д.)- 21.6.
5. Шкала Стремление к доминированию. Отражает степень стремления человека доминировать в межличностных отношениях. Высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими – 16.5. Низкие показатели - склонность к подчинению, мягкость, покорность- 3.3
Таким образом, эмпирические данные разделились на разные показатели, что свидетельствует о различии в адаптированности испытуемых.
Для того чтобы определить взаимосвязь между смысложизненными ориентациями, самоактуализацией личности и социальной адаптированности, составим сравнительную таблицу 8 в процентном отношении количества студентов с низкими и высокими значениями:
Таблица 8 Сравнительная таблица с низким и высоким уровнем значений
Методики | Количество студентов с низким значением | % с низким значением | Количество студентов с высоким значением | % с высоким значением |
СЖО | 5 | 25% | 15 | 25% |
САТ
СПА |
5
6 |
75%
30% |
15
14 |
75%
70% |
Можно показать эти распределение данных в диаграмме на рисунке 1
Таким,
образом, результаты проведённых методик
СЖО, САТ и СПА позволяют составить довольно
цельное представление о системе ценностных
ориентаций и личностных смыслов, социальной
адаптации членов исследуемой группы.
Личности с высокими показателями – это
личности, обладающие установкой на определённые
цели в жизни, адекватно воспринимающие
себя и окружающих. В качестве оснований
для дезадаптации личности с низкими показателями
предполагают ряд разнообразных
обстоятельств: низкий уровень
самоприятия, низкий уровень
приятия других, то есть
конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт,
который, может быть, весьма различным
по природе, сильную
зависимость от других,
то есть экстернальность, стремление
к доминированию.
3.2
Результаты математической
обработки данных и
их качественная интерпретация