Взаимосвязь смысложизненного кризиса с деформацией субъективной картины жизненного пути личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:19, курсовая работа

Описание

Предметом исследования является проявления смысложизненного кризиса.
Цель нашей работы: исследовать проявления смысложизненного кризиса и установить взаимосвязь с деформацией субъективной картины мира личности.

Содержание

ВВЕЛЕНИЕ………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗИ С ДЕФОРМАЦИЕЙ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Психологическая проблема смысла жизни ……………………………………5
1.2 Особенности смысложизненного кризиса личности …………………………15
1.4 Проблема субъективной картины мира жизненного пути личности………...18
2 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕТАЦИЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЛИЧНОСТИ
2.1 Методики смысложизненных ориетаций ……………………………………..27
2.2 Методики самоактуализации личности ………………………………………28
2.3 Методика социально-психологической адаптации личности………………..29
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕТАЦИЙ, САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
3.1 Результаты количественного и качественного анализа полученных эмпирических данных………………………………………………………………31
3.2 Результаты математической обработки данных и их количественная и качественная интерпретация……………………………………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..46
ПРИМЕЧАНИЯ …………………………………………………………………..49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Взаимосвязь.doc

— 752.00 Кб (Скачать документ)

   Проведём количественную и качественную  обработку данных по трём диагностическим  методикам: СЖО, САТ И СПА

                Результаты эмпирических  данных по методике  СЖО

 Результаты  исследования по методике СЖО представлены в таблице 1

Таблица 1. Общие результаты исследования по методике СЖО

№ испыт. ож Цели жизни Процесс жизни Удовлетв. самореал Локус-контроля Управляем.жизнью
1 125 30 29 30 27 34
2 60 19 28 22 25 23
3 110 38 31 28 18 38
4 120 34 31 32 28 30
5 124 42 40 35 34 37
6 100 33 38 30 30 38
7 85 20 29 21 15 24
8 102 38 37 29 30 35
9 117 37 39 38 32 38
10 85 20 29 21 15 24
11 110 40 30 25 29 34
12 100 30 32 28 27 31
13 120 23 30 25 16 26
14 112 22 32 27 29 28
15 70 23 19 28 13 21
16 115 34 29 24 25 32
17 120 38 39 32 32 33
18 110 37 30 28 20 32
19 127 26 30 19 19 22
20 60 12 15 14 12 9
Среднее знач. 98.6 29.9 30.8 26.8 23.8 28.3

Таким образом, можно заключить, что общий  показатель осмысленности жизни  в группе, показатель по шкале цели в жизни, по шкале процесс жизни, по шкале удовлетворенность самореализацией, локус контроля-Я, управляемость  жизни - находится в границах выше среднего значения нормы

Разделив  группу студентов на тех, у кого низкий и высокий уровень ОЖО, мы получили следующие результаты, что покажем в таблице 2.

Таблица 2       Результаты с низкими значениями СЖО

№ испыт. ОЖ Цели  в жизни Процесс

жизни

Удовлетв. Локус-контроля Управляемос.
2 60 19 28 22 25 23
7 85 20 29 21 15 24
10 85 20 29 21 15 24
15 70 23 19 28 13 21
20 60 12 15 14 12 9
Ср.знач. 72.0 18.8 24.0 21.2 16.0 20.2

 Из таблицы 2 видно, что все показатели по тесту имеют низкие значения. В группе испытуемых с высоким уровнем ОЖ, показатели по другим шкалам также отмечены высокими значениями  в таблице 3.

Таблица 3 Результаты с высокими значениями СЖО

ОЖ Цели жизни прогресс Удовлетв.л Локус-контроля Управляемость98.
1 125 30 29 30 27 34
3 110 38 31 28 18 38
4 120 34 31 32 28 30
5 124 42 40 35 34 37
6 100 33 38 30 30 38
8 102 38 37 29 30 35
9 117 37 39 38 32 38
11 110 40 30 25 29 34
12 100 30 32 28 27 31
13 120 23 30 25 16 26
14 112 22 32 27 29 28
16 115 34 29 24 25 32
17 120 38 39 32 32 33

Продолжение таблицы 3

18 110 37 30 28 20 32
19 127 26 30 19 19 22
Среднее зн. 87.6 33.4 31.8 28.6 24.6 33.2

 

 Проведём качественный анализ эмпирических данных по методике СЖО.

      1.  Цели в жизни.  Баллы   по  этой  шкале  характеризуют   наличие  или

остутствие  в жизни  испытуемого  целей  в  будущем,  которые  придают  жизни

осмысленность, направленность и временную перспективу., что составило соответственно 15 чел. и 5чел. 75% - 25%, среднее значение 33.4

      2. Процесс жизни или  эмоциональная   насыщенность  жизни.   Содержание

этой  шкалы совпадает с известной  теорией  о  том,  что  единственный  смысл

жизни  состоит  в  том,  чтобы  жить.   Этот  показатель  говорит   о   том,

воспринимает  ли  испытуемый  сам  процесс  своей  жизни   как   интересный,

эмоционально  насыщенный и наполненный смыслом – 15 чел. -75%,  Низкие баллы по  этой  шкале -  признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем - 5 чел, 25%, среднее значение 31.8

      3.    Локус  контроля -Я   (  Я -  хозяин  жизни ).   Высокие   баллы

соответствуют представлению  о  себе  как  о  сильной  личности,  обладающей

достаточной  свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в  соответствии 

с целями и представлениями об её смысле, 15 чел, 72%.  Низкие баллы -   человек   не верит в свои силы, возможность контролировать события собственной жизни - 5 чел,25%, среднее значение 24.6

      4.   Локус  контроля - жизнь   или управляемость жизни.   При  высоких

баллах  -  убеждение в том, что человеку  дано  контролировать  свою  жизнь,

свободно  принимать  решения  и  воплощать  их  в  жизнь- 15чел,75%.  Низкие  баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна  сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, бессмысленно  загадывать на будущее - 5чел,25%, среднее значение 33.2

      Общий показатель осмысленности  жизни считается суммированием  баллов по всем субшкалам теста СЖО, среднее значение 87.6

    Представим сравнительную таблицу 4 в процентных отношениях средних и высоких значений у студентов:

Таблица 4 Сравнение средних и высоких значений СЖО

значения Количество  чел. % значений
средние 5 25%
высокие 15 75%
 

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что  студентов с высоким значением больше, чем со средним. Большинство студентов 75% управляют своей жизнью, видят в ней смысл, у них ясные цели в осуществлении будущего, они адекватно оценивают свои поступки. У студентов осознанное жизнепонимание, они оптимистичны и наполнены целостным содержанием полноты созидания. Меньшая часть 25% студентов не представляют своих жизненных целей, живут в кризисном состоянии. Эти личности находятся в стадии  застоя, зачастую не находящие выхода из него. Зачастую  пагубные привычки уводят из реальной жизни, и тогда им требуется психологическая помощь, чтобы вновь обрести уверенность и радость бытия.

                   Результаты эмпирических данных по методике САТ

Результаты  по методике САТ показаны по двум шакалам: «Ориентация во времени» и « Поддержка».

     Представим  результаты в Т-баллах по шкале «Ориентация во времени» и по шкале « Поддержка» в таблице 5:

Таблица 5 Результаты по шкалам: «Ориентация во времени» и «Поддержка»

№ испытуемого Т-баллы шкала  ориентация во времени Т-баллы по шкале  поддержки
1 12 52
2 5 40
3 16 57
4 15 62
5 15 57
6 11 48

Информация о работе Взаимосвязь смысложизненного кризиса с деформацией субъективной картины жизненного пути личности