Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:19, курсовая работа
Предметом исследования является проявления смысложизненного кризиса.
Цель нашей работы: исследовать проявления смысложизненного кризиса и установить взаимосвязь с деформацией субъективной картины мира личности.
ВВЕЛЕНИЕ………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗИ С ДЕФОРМАЦИЕЙ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Психологическая проблема смысла жизни ……………………………………5
1.2 Особенности смысложизненного кризиса личности …………………………15
1.4 Проблема субъективной картины мира жизненного пути личности………...18
2 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕТАЦИЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЛИЧНОСТИ
2.1 Методики смысложизненных ориетаций ……………………………………..27
2.2 Методики самоактуализации личности ………………………………………28
2.3 Методика социально-психологической адаптации личности………………..29
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕТАЦИЙ, САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
3.1 Результаты количественного и качественного анализа полученных эмпирических данных………………………………………………………………31
3.2 Результаты математической обработки данных и их количественная и качественная интерпретация……………………………………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..46
ПРИМЕЧАНИЯ …………………………………………………………………..49
Проведём количественную и
Результаты эмпирических данных по методике СЖО
Результаты исследования по методике СЖО представлены в таблице 1
Таблица 1. Общие результаты исследования по методике СЖО
№ испыт. | ож | Цели жизни | Процесс жизни | Удовлетв. самореал | Локус-контроля | Управляем.жизнью |
1 | 125 | 30 | 29 | 30 | 27 | 34 |
2 | 60 | 19 | 28 | 22 | 25 | 23 |
3 | 110 | 38 | 31 | 28 | 18 | 38 |
4 | 120 | 34 | 31 | 32 | 28 | 30 |
5 | 124 | 42 | 40 | 35 | 34 | 37 |
6 | 100 | 33 | 38 | 30 | 30 | 38 |
7 | 85 | 20 | 29 | 21 | 15 | 24 |
8 | 102 | 38 | 37 | 29 | 30 | 35 |
9 | 117 | 37 | 39 | 38 | 32 | 38 |
10 | 85 | 20 | 29 | 21 | 15 | 24 |
11 | 110 | 40 | 30 | 25 | 29 | 34 |
12 | 100 | 30 | 32 | 28 | 27 | 31 |
13 | 120 | 23 | 30 | 25 | 16 | 26 |
14 | 112 | 22 | 32 | 27 | 29 | 28 |
15 | 70 | 23 | 19 | 28 | 13 | 21 |
16 | 115 | 34 | 29 | 24 | 25 | 32 |
17 | 120 | 38 | 39 | 32 | 32 | 33 |
18 | 110 | 37 | 30 | 28 | 20 | 32 |
19 | 127 | 26 | 30 | 19 | 19 | 22 |
20 | 60 | 12 | 15 | 14 | 12 | 9 |
Среднее знач. | 98.6 | 29.9 | 30.8 | 26.8 | 23.8 | 28.3 |
Таким
образом, можно заключить, что общий
показатель осмысленности жизни
в группе, показатель по шкале цели
в жизни, по шкале процесс жизни,
по шкале удовлетворенность
Разделив группу студентов на тех, у кого низкий и высокий уровень ОЖО, мы получили следующие результаты, что покажем в таблице 2.
Таблица 2 Результаты с низкими значениями СЖО
№ испыт. | ОЖ | Цели в жизни | Процесс
жизни |
Удовлетв. | Локус-контроля | Управляемос. |
2 | 60 | 19 | 28 | 22 | 25 | 23 |
7 | 85 | 20 | 29 | 21 | 15 | 24 |
10 | 85 | 20 | 29 | 21 | 15 | 24 |
15 | 70 | 23 | 19 | 28 | 13 | 21 |
20 | 60 | 12 | 15 | 14 | 12 | 9 |
Ср.знач. | 72.0 | 18.8 | 24.0 | 21.2 | 16.0 | 20.2 |
Из таблицы 2 видно, что все показатели по тесту имеют низкие значения. В группе испытуемых с высоким уровнем ОЖ, показатели по другим шкалам также отмечены высокими значениями в таблице 3.
Таблица 3 Результаты с высокими значениями СЖО
№ | ОЖ | Цели жизни | прогресс | Удовлетв.л | Локус-контроля | Управляемость98. |
1 | 125 | 30 | 29 | 30 | 27 | 34 |
3 | 110 | 38 | 31 | 28 | 18 | 38 |
4 | 120 | 34 | 31 | 32 | 28 | 30 |
5 | 124 | 42 | 40 | 35 | 34 | 37 |
6 | 100 | 33 | 38 | 30 | 30 | 38 |
8 | 102 | 38 | 37 | 29 | 30 | 35 |
9 | 117 | 37 | 39 | 38 | 32 | 38 |
11 | 110 | 40 | 30 | 25 | 29 | 34 |
12 | 100 | 30 | 32 | 28 | 27 | 31 |
13 | 120 | 23 | 30 | 25 | 16 | 26 |
14 | 112 | 22 | 32 | 27 | 29 | 28 |
16 | 115 | 34 | 29 | 24 | 25 | 32 |
17 | 120 | 38 | 39 | 32 | 32 | 33 |
Продолжение таблицы 3
18 | 110 | 37 | 30 | 28 | 20 | 32 |
19 | 127 | 26 | 30 | 19 | 19 | 22 |
Среднее зн. | 87.6 | 33.4 | 31.8 | 28.6 | 24.6 | 33.2 |
Проведём качественный анализ эмпирических данных по методике СЖО.
1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или
остутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни
осмысленность, направленность и временную перспективу., что составило соответственно 15 чел. и 5чел. 75% - 25%, среднее значение 33.4
2. Процесс жизни или
этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл
жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том,
воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный,
эмоционально насыщенный и наполненный смыслом – 15 чел. -75%, Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем - 5 чел, 25%, среднее значение 31.8
3. Локус контроля -Я ( Я - хозяин жизни ). Высокие баллы
соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей
достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии
с целями и представлениями об её смысле, 15 чел, 72%. Низкие баллы - человек не верит в свои силы, возможность контролировать события собственной жизни - 5 чел,25%, среднее значение 24.6
4. Локус контроля - жизнь или управляемость жизни. При высоких
баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь,
свободно принимать решения и воплощать их в жизнь- 15чел,75%. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, бессмысленно загадывать на будущее - 5чел,25%, среднее значение 33.2
Общий показатель
Представим сравнительную таблицу 4 в процентных отношениях средних и высоких значений у студентов:
Таблица 4 Сравнение средних и высоких значений СЖО
значения | Количество чел. | % значений |
средние | 5 | 25% |
высокие | 15 | 75% |
Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что студентов с высоким значением больше, чем со средним. Большинство студентов 75% управляют своей жизнью, видят в ней смысл, у них ясные цели в осуществлении будущего, они адекватно оценивают свои поступки. У студентов осознанное жизнепонимание, они оптимистичны и наполнены целостным содержанием полноты созидания. Меньшая часть 25% студентов не представляют своих жизненных целей, живут в кризисном состоянии. Эти личности находятся в стадии застоя, зачастую не находящие выхода из него. Зачастую пагубные привычки уводят из реальной жизни, и тогда им требуется психологическая помощь, чтобы вновь обрести уверенность и радость бытия.
Результаты эмпирических данных по методике САТ
Результаты по методике САТ показаны по двум шакалам: «Ориентация во времени» и « Поддержка».
Представим результаты в Т-баллах по шкале «Ориентация во времени» и по шкале « Поддержка» в таблице 5:
Таблица 5 Результаты по шкалам: «Ориентация во времени» и «Поддержка»
№ испытуемого | Т-баллы шкала ориентация во времени | Т-баллы по шкале поддержки |
1 | 12 | 52 |
2 | 5 | 40 |
3 | 16 | 57 |
4 | 15 | 62 |
5 | 15 | 57 |
6 | 11 | 48 |