Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 20:30, реферат
Цель данного исследования – изучение взаимосвязи доминирующего стиля управления и оценки социально-психологического климата в коллективе работниками.
Объект - трудовой коллектив.
Предмет – стили управления руководителя и социально-психологический климат в коллективе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы проблемы изучения стилей руководства и социально-психологического климата в коллективе
2. Исследовать стили управления с целью выявления доминирующего стиля управления у руководителей.
3. Изучить социально-психологический климат с целью выявления социально-психологического климата в коллективе.
4. Выявить взаимосвязь доминирующего стиля руководства и социально-психологического климата коллектива.
Введение
В современных условиях жизни постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива и стилей руководства. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Совершенствование
социально-психологического климата
коллектива – это задача развертывания
социального и психологического
потенциала общества и личности, создания
наиболее полнокровного образа жизни
людей. Формирование благоприятного социально-психологического
климата трудового коллектива является
одним из важнейших условий борьбы
за рост производительности труда и
качество выпускаемой продукции. Вместе
с тем, социально-психологический
климат является показателем уровня
социального развития коллектива и
его психологических резервов, способных
к более полной реализации. А это,
в свою очередь, связано с перспективой
возрастания социальных факторов в
структуре производства, с совершенствованием
как организации, так и условий
труда. От уровня оптимальности социально-
Понятие
«социально-психологический
Роль непосредственного руководителя на производстве – мастера, бригадира и т.п., а также роль администрации предприятия огромна в создании благоприятного социально-психологического климата.
Организуя работу фирмы, он формирует определенный социально-психологический климат в организации.
Именно
эти представители управления призваны
самым активным образом участвовать
в постоянном, устойчивом воспроизводстве
таких психических состояний, как
симпатия и притяжение, положительный
эмоциональный фон общения, межличностная
привлекательность, чувство сопереживания,
соучастия, возможность в любой
момент оставаться самим собой, быть
понятым и положительно воспринятым
(независимо от своих индивидуально-
Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. Наиболее плодотворно в изучении стилей руководства работали К. Левин, Фидлер, А.М. Омаров, Т.С. Кабаченко , Ревенко и др.
Цель данного исследования – изучение взаимосвязи доминирующего стиля управления и оценки социально-психологического климата в коллективе работниками.
Объект - трудовой коллектив.
Предмет – стили управления руководителя и социально-психологический климат в коллективе.
Задачи исследования:
Гипотеза: Существует взаимосвязь доминирующего стиля руководства и социально-психологического климата в коллективе, т.е. стиль руководства влияет на социально-психологический климат в коллективе:
В
исследовании использовались следующие
методики: методика «Какой Вы руководитель?»
А.Л. Журавлева; «экспресс-методика» по
изучению социально-психологического
климата в трудовом коллективе А. Ю. Шалыто,
О. С. Михалюк; определение психологического
климата группы (карта-схема Л. Н. Лутошкина).
1.1. Понятие стилей руководства и их типы
В
феномене руководства психологический
анализ выделяет две составляющие:
собственно руководство (администрирование)
и лидерство. Эти понятия единодушно
разводятся психологами: руководство
понимается как фактор официальной
структуры, обеспечивающий социальную
организацию и управление деятельностью
группы; лидерство - как феномен социально-
В
аспекте социальных взаимодействий
людей различают содержание понятий
управление и руководство. Так, Р.Х.
Шакуров под руководством понимает
часть управления, «заключающуюся в
целенаправленной организации и
оптимизации процесса управления ...
коллективом с помощью
Напротив, А.Л.Свенцицкий рассматривает управление несколько иначе - как «целенаправленное, планомерное и систематическое информационное воздействие субъекта управления на объект с корректирующим учетом изменений, происходящих в последнем» [23, с. 36].
Стиль управления (руководства) представляет собой совокупность типичных черт, приемов, способов работы руководителя для оказания воздействия на подчиненных, при помощи которых решается задача и достигается цель, стоящая перед коллективом. Стиль работы руководителя определяется рядом факторов: типом личности руководителя, уровнем его воспитания, накопленным опытом, условиями работы предприятия, стадией развития коллектива [30,с.134 ].
Эксперты различают несколько подходов к проблеме и разное число стилей, выделяя их по разным основаниям. Не всегда указанные подходы независимы друг от друга. Чаще они пересекаются, но все же различаются по своим доминирующим идеям. В соответствии с ними выделяется четыре подхода:
1)
личностный (определяется выделением
индивидуальных особенностей
2)
поведенческий (связывает
3)
комплексный (выражается в
4)
структурно-функциональный (характеризуется
постановкой вопроса о
Одно из первых описаний стилей руководства (управления) дают К.Левин с соавторами. Они выделяют две стороны стилей руководства: содержание решений, предложенных лидером группе, и технику (приемы, способы) осуществления этих решений. Обозначим формальный аспект разных стилей.
Авторитарный
стиль: указания даются руководителем
по-деловому, кратко, прямо и открыто;
запреты и распоряжения даются и
реализуются без снисхождения и
с угрозой; характерен лаконичный и
четкий (командный) язык, неприветливый
тон, похвала и порицания
Демократичный
стиль: все мероприятия облекаются
в форму предложений, товарищеским
тоном; форма похвалы и порицаний
- с учетом намерения и реакции
людей, их мнения; запреты делаются
в форме предложения или
Либеральный стиль: конвенциальный тон, отсутствие похвалы, порицаний, предложений; запреты или распоряжения не высказываются, а заменяются присутствием; сотрудничество отсутствует, позиция руководителя – по возможности, вне группы. Исполнители предоставлены самим себе, руководитель не дает словесных указаний и предложений и воздействует лишь своим присутствием; работа складывается из отдельных интересов [1, с. 46].
Другой из наиболее известных является ситуационная модель Ф.Фидлера.
Полагая, что в разных ситуациях эффективными могут быть разные типы руководства, что групповая динамика не определяется лишь личностными качествами лидера, Ф.Фидлер выделил три ключевых ситуационных переменных:
1)
Отношения лидера и
2)
Структурированность задач, т.
3)
Должностная власть как
Сами руководители (лидеры) могут быть более ориентированы на решение производственных задач или на поддержание теплых отношений с группой, что и определяет стиль управления. Эффективность руководителя является функцией трех вышеуказанных переменных. При определенных их комбинациях более эффективны руководители, ориентированные на задачи, при других – на отношения [13, с. 67].
Согласно теории Р.Хауса - Т.Митчела "Путь - цель" руководитель может и должен использовать разные стили, наиболее соответствующие производственной ситуации.
Основные ситуационные факторы, определяющие поведение лидера: а) личные качества подчиненных; в) давление окружающей среды; с) требования, предъявляемые к подчиненным.
Личностные качества руководителя при этом не значимы, не препятствуют и не ограничивают проявление руководителем гибкости в управлении производственными процессами. Руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, используя четыре основных стиля как способы воздействия:
1)
стиль поддержки (подобен
2)
инструментальный стиль (
Информация о работе Взаимосвязь стиля руководства и социально-психологического климата в коллективе